Цель урока: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни.
Задачи:
- создать условия для изучения строение одноклеточных животных (простейших);
- способствовать развитию умения пользоваться готовыми микропрепаратами и рассматривать их под микроскопом;
- продолжать воспитывать аккуратность в работе с оптическими приборами, самостоятельности и эстетического вкуса у воспитанниц.
Основные понятия урока: одноклеточное животное, дыхание, питание, хищник, простейшие, псевдоподии, циста, колония, фототаксис, гетеротрофы, автотрофы.
Оборудование:
- микроскоп;
- 2. рисунки с изображением простейших;
- 3. микропрепараты “Амеба”, “Эвглена”, “Туфелька”.
Ход урока
1. Проверка знаний и умений.
Игра “Бегунок”.
Детям раздаются два цвета кружков: желтый и голубой.
Также раздается игровое поле – это две пронумерованные колонки:
Учитель начинает задавать вопросы из рубрики “Какие утверждения верны?”.
- Растительная клетка имеет плотную клеточную оболочку ? (Да – желтый)
- Двусторонней симметрией тела обладают только животные? (Да – желтый)
- Хлоропласты имеют растительные клетки. (Да – желтый)
- Центриоль находится около ядра как животной так и растительной клетки (Нет – голубой)
- Вакуолью обладают клетки животного происхождения. (Нет – голубой)
- Животные подвижны, обладают специальными органами движения. (Да – желтый)
- У растений ограниченный рост, а животные растут в течении всей жизни. (Нет – голубой)
- Растения обязательно обладают кровеносной и дыхательной системой. (Нет – голубой)
- Животные характеризуются отсутствием пластид, вакуолей, центриолей, плотной клеточной стенки. (Да – желтый)
- Наука о растениях называется “микология” (Нет – голубой)
Вступительное слово учителя:
Простейшие - это первая группа животных, которую мы изучаем. Как вы думаете, что мы о них должны узнать?
1) строение,
2) среда обитания,
3) как дышат; как размножаются; как передвигаются? На эти вопросы мы с вами и будем отвечать.
2. Изучение нового материала.
1) История открытия – сообщение учащегося.“300 лет назад жил в г. Дельфте, что в Голландии шлифовальщик стекол Антон Левенгук. Через свои стекла он рассматривал окружающий его мир. Взяв застоявшуюся воду из бочки, он увидел в ней движущиеся организмы. Левенгук очень удивился и назвал их ничтожнейшими зверушками. Позднее ученые дали им название простейшие. Заслуга Левенгука перед наукой велика: во-первых, он открыл не видимых невооружённым глазом животных. И, во-вторых, он сделал микроскоп орудием изучением природы”.
2) Сейчас мы вместе начнем заполнение таблицы.
Сравнительная характеристика простейших
Параметры для сравнения | Амеба обыкновенная | Эвглена зеленая | Инфузория туфелька |
Среда обитания | Водоемы с грязной водой, паразитируют на других организмах. | ||
Движение | Ложноножки | Жгутик | Короткие реснички |
Питание | Пищеварительная вакуоль; пища – бактерии, водоросли, др. простейшие. (гетеротрофное) | Фотосинтез – на свету в
хлоропластах (автотрофное), др. простейшими
(гетеротрофное) МИКСОТРОФНОЕ – смешанный тип питания. |
Желобок с длинными ресничками, рот, глотка, пищеварительная вакуоль. Основная пища – бактерии. (гетеротрофное) |
Дыхание | Растворенный в воде кислород проникает через всю поверхность тела. | ||
Выделение | Сократительная вакуоль | Сократительная вакуоль | 2 сократительные вакуоли; порошица |
Размножение | Деление надвое ; циста | Деление; циста | Деление (начинается с малого ядра) |
Форма клетки | Непостоянная | Постоянная | Постоянная |
Общее строение | Рисунок. Отметить оболочку, цитоплазму, ядро, псевдоподии |
Рисунок Отметить оболочку, цитоплазму, ядро, жгутик, светочувствительный глазок |
Рисунок Отметить оболочку, цитоплазму, ядро, реснички, 2 ядра |
Последняя колонка заполняется при работе с микроскопом. Дети глядя в микроскоп переносят рисунок в таблицу.
Фототаксис – направленно перемещаются под влиянием света (светочувствительные глазки).
Фагоцитоз – поглощение твердых частичек. (Стр. 90, рисунок)
Пиноцитоз – поглощение жидких частей.
Инцистирование – при неблагоприятных условиях превращение простейшего в ЦИСТУ, капсула с питательным веществом и ядром.
Значение простейших:
(+)
- Являются компонентом морского планктона, которым питаются другие животные.
- Живущие в почве – участвуют в почвообразовании.
(- )
- Вызывают тяжелые заболевания у человека (дизентерийная амеба).
- Паразитируют на растениях и других животных (стр. 91, рисунок).
3. Закрепление пройденного материала
Так как урок насыщен сменами многих видов деятельности, то можно провести в виде игры “Светофор” (по прежнему можно использовать желтый кружок и голубой. Просто на утверждение учителя нужно только поднимать соответствующий кружок.
- Все простейшие содержат хлоропласты. (Нет)
- Все простейшие имеют постоянную форму тела. (Нет)
- Основная форма размножения простейших – бесполое. (Да)
- Простейшие паразитируют только на животных и человеке. (Нет)
- Ложноножки служат для передвижения и захвата пищи. (да)
- Некоторые жгутиковые могут питаться как настоящие растения. (Да)
- Инфузории – наиболее высокоорганизованные простейшие.
4. Домашнее задание.
Читать стр. 89–91; сообщения.
Сравнительная характеристика простейших (для учеников)
Параметры для сравнения | Амеба обыкновенная | Эвглена зеленая | Инфузория туфелька |
Среда обитания | |||
Движение | |||
Питание | |||
Дыхание | |||
Выделение | |||
Размножение | |||
Форма клетки | |||
Общее строение | Рисунок | Рисунок | Рисунок |
Самоанализ урока.
Класс: 7.
Цель урока: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни.
Задачи:
- создать условия для изучения строение одноклеточных животных (простейших);
- способствовать развитию умения пользоваться готовыми микропрепаратами и рассматривать их под микроскопом;
- продолжать воспитывать аккуратность в работе с оптическими приборами, самостоятельности в работе с учебниками и эстетического вкуса у воспитанниц.
Основные понятия: урока: одноклеточное животное, дыхание, питание, хищник, простейшие, псевдоподии, циста, колония, фототаксис, гетеротрофы, автотрофы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Структура: урок соответствует учебной программе, тематическому планированию.
В четвертом разделе это 3 урок (из 38 по плану) в тематическом планировании это 33 урок.
Структура урока.
Проведенный урок – комбинированный. В ходе урока были использованы объяснительно-иллюстративные методы (беседа, объяснение учителя, сообщение ученика), применялись средства наглядности (РИСУНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРОСТЕЙШИХ, микропрепараты), эвристические методы (беседа о сравнении трех видов простейших), исследовательский метод (исследование под микроскопом основных органоидов клетки одноклеточных).
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная работа – заполнение последней графы таблицы;
- работа в парах - взаимопроверка настройки микропрепаратов;
- коллективная игра “бегунок”.
Методы контроля :
А) устные – “тихий” опрос (беседа с одним – тремя учениками, в то время как класс занимается работой);
Б) индивидуальный опрос.
Методы передачи информации:
А) практичекий опыт;
Б) метод наглядной передачи информации – демонстрация таблиц, наблюдение;
В) метод словесной передачи информации – эвристическая беседа с проблемными объяснительно-иллюстративными элементами; работа с дополнительным источником (книга, таблицы); инструктаж – о правилах работы с микроскопом.
Приемы. Игровая деятельность способствует развитию быстроты мышления, внимания ; зарисовка рисунка при выполнении практической работы для формирования вывода; “тихий” опрос.
Дифференцированный подход – неоднократный подход к слабым ученицам.
Список использованной литературы :
- Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков. 7 класс. Санкт-Петербург “Паритет”. 2003 г.
- Сонин Н.И. Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2009. – 208 с.: ил. – (Навигатор). – (Приложение: CD-диск).
- Огородова Н.Б., Сысолятина Н.Б., Сонин Н.И. Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений. 7 класс. Москва. 2013. “Дрофа”.