Урок биологии по теме "Особенности организации простейших, их классификация". 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Цель урока: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни.

Задачи:

  • создать условия для изучения строение одноклеточных животных (простейших);
  • способствовать развитию умения пользоваться готовыми микропрепаратами и рассматривать их под микроскопом;
  • продолжать воспитывать аккуратность в работе с оптическими приборами, самостоятельности и эстетического вкуса у воспитанниц.

Основные понятия урока: одноклеточное животное, дыхание, питание, хищник, простейшие, псевдоподии, циста, колония, фототаксис, гетеротрофы, автотрофы.

Оборудование:

  • микроскоп;
  • 2. рисунки с изображением простейших;
  • 3. микропрепараты “Амеба”, “Эвглена”, “Туфелька”.

Ход урока

1. Проверка знаний и умений.

Игра “Бегунок”.

Детям раздаются два цвета кружков: желтый и голубой.

Также раздается игровое поле – это две пронумерованные колонки:

Учитель начинает задавать вопросы из рубрики “Какие утверждения верны?”.

  1. Растительная клетка имеет плотную клеточную оболочку ? (Да – желтый)
  2. Двусторонней симметрией тела обладают только животные? (Да – желтый)
  3. Хлоропласты имеют растительные клетки. (Да – желтый)
  4. Центриоль находится около ядра как животной так и растительной клетки (Нет – голубой)
  5. Вакуолью обладают клетки животного происхождения. (Нет – голубой)
  6. Животные подвижны, обладают специальными органами движения. (Да – желтый)
  7. У растений ограниченный рост, а животные растут в течении всей жизни. (Нет – голубой)
  8. Растения обязательно обладают кровеносной и дыхательной системой. (Нет – голубой)
  9. Животные характеризуются отсутствием пластид, вакуолей, центриолей, плотной клеточной стенки. (Да – желтый)
  10. Наука о растениях называется “микология” (Нет – голубой)

Вступительное слово учителя:

Простейшие - это первая группа животных, которую мы изучаем. Как вы думаете, что мы о них должны узнать?

1) строение,

2) среда обитания,

3) как дышат; как размножаются; как передвигаются? На эти вопросы мы с вами и будем отвечать.

2. Изучение нового материала.

1) История открытия – сообщение учащегося.“300 лет назад жил в г. Дельфте, что в Голландии шлифовальщик стекол Антон Левенгук. Через свои стекла он рассматривал окружающий его мир. Взяв застоявшуюся воду из бочки, он увидел в ней движущиеся организмы. Левенгук очень удивился и назвал их ничтожнейшими зверушками. Позднее ученые дали им название простейшие. Заслуга Левенгука перед наукой велика: во-первых, он открыл не видимых невооружённым глазом животных. И, во-вторых, он сделал микроскоп орудием изучением природы”.

2) Сейчас мы вместе начнем заполнение таблицы.

Сравнительная характеристика простейших

Параметры для сравнения Амеба обыкновенная Эвглена зеленая Инфузория туфелька
Среда обитания Водоемы с грязной водой, паразитируют на других организмах.
Движение Ложноножки Жгутик Короткие реснички
Питание Пищеварительная вакуоль; пища – бактерии, водоросли, др. простейшие. (гетеротрофное) Фотосинтез – на свету в хлоропластах (автотрофное), др. простейшими (гетеротрофное)

МИКСОТРОФНОЕ – смешанный тип питания.

Желобок с длинными ресничками, рот, глотка, пищеварительная вакуоль. Основная пища – бактерии. (гетеротрофное)
Дыхание Растворенный в воде кислород проникает через всю поверхность тела.
Выделение Сократительная вакуоль Сократительная вакуоль 2 сократительные вакуоли; порошица
Размножение Деление надвое ; циста Деление; циста Деление (начинается с малого ядра)
Форма клетки Непостоянная Постоянная Постоянная
Общее строение Рисунок.

Отметить оболочку, цитоплазму, ядро, псевдоподии

Рисунок

Отметить оболочку, цитоплазму, ядро, жгутик, светочувствительный глазок

Рисунок

Отметить оболочку, цитоплазму, ядро, реснички, 2 ядра

Последняя колонка заполняется при работе с микроскопом. Дети глядя в микроскоп переносят рисунок в таблицу.

Фототаксис – направленно перемещаются под влиянием света (светочувствительные глазки).

Фагоцитоз – поглощение твердых частичек. (Стр. 90, рисунок)

Пиноцитоз – поглощение жидких частей.

Инцистирование – при неблагоприятных условиях превращение простейшего в ЦИСТУ, капсула с питательным веществом и ядром.

Значение простейших:

(+)

  1. Являются компонентом морского планктона, которым питаются другие животные.
  2. Живущие в почве – участвуют в почвообразовании.

(- )

  1. Вызывают тяжелые заболевания у человека (дизентерийная амеба).
  2. Паразитируют на растениях и других животных (стр. 91, рисунок).

3. Закрепление пройденного материала

Так как урок насыщен сменами многих видов деятельности, то можно провести в виде игры “Светофор” (по прежнему можно использовать желтый кружок и голубой. Просто на утверждение учителя нужно только поднимать соответствующий кружок.

  1. Все простейшие содержат хлоропласты. (Нет)
  2. Все простейшие имеют постоянную форму тела. (Нет)
  3. Основная форма размножения простейших – бесполое. (Да)
  4. Простейшие паразитируют только на животных и человеке. (Нет)
  5. Ложноножки служат для передвижения и захвата пищи. (да)
  6. Некоторые жгутиковые могут питаться как настоящие растения. (Да)
  7. Инфузории – наиболее высокоорганизованные простейшие.

4. Домашнее задание.

Читать стр. 89–91; сообщения.

Сравнительная характеристика простейших (для учеников)

Параметры для сравнения Амеба обыкновенная Эвглена зеленая Инфузория туфелька
Среда обитания  
Движение      
Питание      
Дыхание  
Выделение      
Размножение      
Форма клетки      
Общее строение Рисунок Рисунок Рисунок

Самоанализ урока.

Класс: 7.

Цель урока: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни.

Задачи:

  • создать условия для изучения строение одноклеточных животных (простейших);
  • способствовать развитию умения пользоваться готовыми микропрепаратами и рассматривать их под микроскопом;
  • продолжать воспитывать аккуратность в работе с оптическими приборами, самостоятельности в работе с учебниками и эстетического вкуса у воспитанниц.

Основные понятия: урока: одноклеточное животное, дыхание, питание, хищник, простейшие, псевдоподии, циста, колония, фототаксис, гетеротрофы, автотрофы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Структура: урок соответствует учебной программе, тематическому планированию.

В четвертом разделе это 3 урок (из 38 по плану) в тематическом планировании это 33 урок.

Структура урока.

Проведенный урок – комбинированный. В ходе урока были использованы объяснительно-иллюстративные методы (беседа, объяснение учителя, сообщение ученика), применялись средства наглядности (РИСУНКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРОСТЕЙШИХ, микропрепараты), эвристические методы (беседа о сравнении трех видов простейших), исследовательский метод (исследование под микроскопом основных органоидов клетки одноклеточных).

Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная работа – заполнение последней графы таблицы;
  • работа в парах - взаимопроверка настройки микропрепаратов;
  • коллективная игра “бегунок”.

Методы контроля :

А) устные – “тихий” опрос (беседа с одним – тремя учениками, в то время как класс занимается работой);

Б) индивидуальный опрос.

Методы передачи информации:

А) практичекий опыт;

Б) метод наглядной передачи информации – демонстрация таблиц, наблюдение;

В) метод словесной передачи информации – эвристическая беседа с проблемными объяснительно-иллюстративными элементами; работа с дополнительным источником (книга, таблицы); инструктаж – о правилах работы с микроскопом.

Приемы. Игровая деятельность способствует развитию быстроты мышления, внимания ; зарисовка рисунка при выполнении практической работы для формирования вывода; “тихий” опрос.

Дифференцированный подход – неоднократный подход к слабым ученицам.

Список использованной литературы :

  1. Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков. 7 класс. Санкт-Петербург “Паритет”. 2003 г.
  2. Сонин Н.И. Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2009. – 208 с.: ил. – (Навигатор). – (Приложение: CD-диск).
  3. Огородова Н.Б., Сысолятина Н.Б., Сонин Н.И. Тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений. 7 класс. Москва. 2013. “Дрофа”.