Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель: Создать условия для формирования свойств углов и сторон треугольника, умения использовать их для различных видов треугольников.
Планируемые результаты учащиеся выведут правило треугольника и свойство углов треугольника; научатся рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение слушать, ясно и точно излагать свои мысли, развитие инициативы и активности при решении математических задач. Формировать умения работы в группах.
Метапредметные: умение понимать и использовать средства наглядности (чертежи, рисунки, модели и т. п.).
Развитие понимания сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом .
Предметные: овладение геометрическим языком, развитие изобразительных умений. Умение измерять углы с помощью транспортира, вычислять углы треугольника, используя свойство углов треугольника и определять существование треугольника по правилу треугольника. Умение анализировать, обобщать и делать выводы.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал, интерактивный плакат, электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint.
Задачи:
– формирование познавательных УУД: научить в процессе реальной
ситуации использовать свойства треугольников. Решать задачи, используя свойство
углов и правило треугольника.
– формирование коммуникативных и личностных УУД: умение слушать и
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, выстраивать в
группе сверстников продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность.
– формирование регулятивных УУД: развивать умение анализировать,
сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать
коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в
зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Методы:
- по источникам знаний: словесные, наглядные;
- по степени взаимодействия учитель – ученик: эвристическая беседа;
- относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
- относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Технологии: коз, системно-деятельностная.
Метод обучения: репродуктивный, частично-поисковый.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя1. Организационный момент.
Создать благоприятный психологический настрой на работу.
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Деятельность учащихся
Включаются в деловой ритм урока.Записывают дату урока.
УУД
Личностные: самоопределение.Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
2. Актуализация и самоопределение.
Актуализация опорных знаний и способов действий.
Интерактивная таблица (“ Наглядная математика”)
В: какие виды углов вы знаете?
В: дайте определение каждому из видов.
Презентация. Слайд 1, 2.
Распределить учащихся по группам с помощью теста :
что вы видите на данном рисунке?
1 – “Топологи”– прямоугольник.
2 – “Проективисты” – конверт.
3 – “Метристы”– пирамида вид сверху или крыша.
4 – “Порядковцы”– 4 треугольника
5 – “Алгебраисты”– по два равных треугольника.
Отвечают на поставленные вопросы
О: прямые, острые, тупые, развернутые.
О: дают определение каждому из видов.
Учащиеся с помощью теста делятся на группы (по уровню восприятия).
Регулятивные: Целеполагание, постановка учебной задачи; определение и осознание того, что уже известно
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: анализ объектов, выбор оснований, критериев для сравнения, классификации объектов.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД | ||||||||||||||||
3. Целеполагание и мотивация. Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. 1) Отметьте в тетради три точки так, чтобы они не лежали на одной прямой, и соедините попарно эти точки. Какая фигура у вас получилась? Что вы знаете о треугольнике? 2) Слайд 3
3) ‹А=400, ‹В=600,‹С=? (Слайд 4) Узнаем новое о треугольнике, так как он обладает большим количеством свойств, каким не обладает ни одна геометрическая фигура. Сформулируйте тему урока. (Слайд 5, 6) Поставьте цели урока. |
1) Треугольник – определение. Стороны, углы, вершины. Составляют треугольники из палочек. Не всегда получается. 3) некоторые учащиеся не знают ответ. Формулируют тему урока и цели урока: “Треугольники и их виды”. Цель: узнать новые свойства углов и сторон треугольников. Научиться использовать эти свойства при решении дидактических задач. |
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; Личностные – формулирование проблемы. |
||||||||||||||||
4. Введение новых знаний. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы. Практическая работа в группах Задание № 1. Распределите данные треугольники на группы. По какому принципу вы будете это делать . Опишите полученные группы моделей треугольников. Задание № 2. 1)Выяснить связь между длинами сторон треугольника (измерьте стороны треугольника и установите зависимость между длинами сторон ∆). 2) Найти сумму углов в треугольнике (с помощью транспортира и без него – оторвав углы бумажного треугольника и сложив их, получить развернутый). 3)Какие результаты получились? Слайд 7. 4) Сделайте общий вывод. |
Задание № 1. Выполняют работу в группах, проверяя друг друга: делят пластиковые модели треугольников на 2 группы по следующему принципу 1. по величине углов – остроугольный, прямоугольный, тупоугольный; 2. по количеству одинаковых сторон – равносторонний, равнобедренный, разносторонний. Описывают полученные группы моделей треугольников. Результаты записывают в тетрадях. Делают вывод о видах треугольников. Задание № 2. 1) измеряют стороны треугольника. Сравнивают, анализируют и устанавливают зависимость между длинами сторон . Делают вывод: сторона всегда меньше суммы 2-х других сторон. 2) измеряют углы в треугольнике с помощью транспортира и без него – оторвав углы и сложив их. Находят их сумму. 3) Каждая группа учащихся высказывает свои предположения (по своим треугольникам). Делают вывод о сумме углов треугольника. (У всех результаты разные, но близкие к 1800) Формулируют свойство углов треугольника.
4) Общий вывод: сторона треугольника всегда меньше суммы длин других сторон и сумма углов в треугольнике равна 1800 . |
Коммуникативные: постановка вопросов,
инициативное сотрудничество. Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: саморегуляция. |
||||||||||||||||
5. Первичное закрепление. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Задание 3. Слайд 8. В: определите какие из следующих треугольников существуют и назовите виды этих треугольников. 1 гр. 7см, 7см, 7см; 4м, 9м, 4м. 2 гр. 12дм, 3дм, 8дм; 7м, 8м, 7м. 3 гр. 1дм, 14см, 22см; 3см,4см, 5дм. 4 гр. 2 см; 5 см, 8 см; 6 дм, 7 дм, 8 дм. 5 гр. 11 дм, 11дм,1 дм; 12см,25 см,25 см. Задание № 4. Слайд 9. Найдите все углы в заданном треугольнике.
Задание № 5. Слайд 10. Все группы делают одно задание. Сколько треугольников вы видите на рисунке? Назовите виды этих треугольников.
Задание № 6. (Дополнительное.) Слайд 11. Найди треугольники разных видов. Тупоугольные треугольники закрасить красным цветом. Прямоугольные треугольники закрасить зеленым цветом. Остроугольные треугольники закрасить желтым цветом. |
1 гр. Да, равносторонний. Нет,9›4+4. Выполняют, по группам обсуждая решение. Ответы: 1. по 600; 2. 900, 450,450;
3.500; О: 1). 8 – все прямоугольные и равнобедренные. 2) 8–4 прямоугольных,2 остроугольных и равнобедренных, 2 – тупоугольных и равнобедренных. 3).8-2-тупоугольных и равнобедренных,4 остроугольных, 2-тупоугольных.
Каждая группа раскрашивает своего “человечка”. Проверка. У всех должно получиться одинаково. |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения, контроль, коррекция . |
||||||||||||||||
6. Организация первичного контроля.
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. Тест “Да и нет не говорите, лучше сразу напишите”. Слайд 12, 13. 1. Существует ли треугольник, у которого
два прямых угла? |
Проверка по ключу. Ключ.
Отчет о работе в группах (лист самооценки). Подсчитать количество баллов у каждого и в группе в целом. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и
осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание
качества и уровня усвоения.
Познавательные: освоение способа действий, моделируют, оценивают результат своей деятельности; Личностные: самоопределение. |
||||||||||||||||
7. Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Каждому учащемуся в группе раздается фигура, состоящая из 10 правильных одинаковых треугольников. Задание: Изготовить интересную геометрическую фигуру, которая состоит из треугольников и меняется, выворачиваясь на изнанку. Эта игрушка называется “Флексагон” |
Записывают домашнее задание в дневнике.
|
|||||||||||||||||
8. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной
деятельности. Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Рефлексия учебного материала и деятельности учащихся. Листок настроения. Слайд 13.
|
В начале урока у первого человечка нарисовать свое настроение, а в конце – у второго. |
Регулятивные: оценка –осознание уровня и
качества усвоения; контроль Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Личностные: интерес к учебному материалу. |