Тема урока: "Виды треугольников и их свойства". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Тип урока: усвоение новых знаний.

Цель: Создать условия для формирования свойств углов и сторон треугольника, умения использовать их для различных видов треугольников.

Планируемые результаты учащиеся выведут правило треугольника и свойство углов треугольника; научатся рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение слушать, ясно и точно излагать свои мысли, развитие инициативы и активности при решении математических задач. Формировать умения работы в группах.

Метапредметные: умение понимать и использовать средства наглядности (чертежи, рисунки, модели и т. п.).

Развитие понимания сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом .

Предметные: овладение геометрическим языком, развитие изобразительных умений. Умение измерять углы с помощью транспортира, вычислять углы треугольника, используя свойство углов треугольника и определять существование треугольника по правилу треугольника. Умение анализировать, обобщать и делать выводы.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, учебники по математике, раздаточный материал, интерактивный плакат, электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint.

Задачи:

формирование познавательных УУД: научить в процессе реальной ситуации использовать свойства треугольников. Решать задачи, используя свойство углов и правило треугольника.
формирование коммуникативных и личностных УУД: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, выстраивать в группе сверстников продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность.
формирование регулятивных УУД: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Методы:

  • по источникам знаний: словесные, наглядные;
  • по степени взаимодействия учитель – ученик: эвристическая беседа;
  • относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Технологии: коз, системно-деятельностная.

Метод обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

1. Организационный момент.

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Деятельность учащихся

Включаются в деловой ритм урока.

Записывают дату урока.

УУД

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2. Актуализация и самоопределение.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Интерактивная таблица (“ Наглядная математика”)

В: какие виды углов вы знаете?

В: дайте определение каждому из видов.

Презентация. Слайд 1, 2.

Распределить учащихся по группам с помощью теста :

что вы видите на данном рисунке?

1 – “Топологи”– прямоугольник.
2 – “Проективисты” – конверт.
3 – “Метристы”– пирамида вид сверху или крыша.
4 – “Порядковцы”– 4 треугольника
5 – “Алгебраисты”– по два равных треугольника.

Отвечают на поставленные вопросы

О: прямые, острые, тупые, развернутые.

О: дают определение каждому из видов.

Учащиеся с помощью теста делятся на группы (по уровню восприятия).

Регулятивные: Целеполагание, постановка учебной задачи; определение и осознание того, что уже известно

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: анализ объектов, выбор оснований, критериев для сравнения, классификации объектов.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД
3. Целеполагание и мотивация.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

1) Отметьте в тетради три точки так, чтобы они не лежали на одной прямой, и соедините попарно эти точки. Какая фигура у вас получилась?

Что вы знаете о треугольнике?

2) Слайд 3

3) ‹А=400, ‹В=600,‹С=? (Слайд 4)

Узнаем новое о треугольнике, так как он обладает большим количеством свойств, каким не обладает ни одна геометрическая фигура.

Сформулируйте тему урока. (Слайд 5, 6)

Поставьте цели урока.

1) Треугольник – определение.

Стороны, углы, вершины.

Составляют треугольники из палочек. Не всегда получается.

3) некоторые учащиеся не знают ответ.

Формулируют тему урока и цели урока: “Треугольники и их виды”.

Цель: узнать новые свойства углов и сторон треугольников. Научиться использовать эти свойства при решении дидактических задач.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели;

Личностные – формулирование проблемы.

4. Введение новых знаний.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы.

Практическая работа в группах

Задание № 1.

Распределите данные треугольники на группы. По какому принципу вы будете это делать .

Опишите полученные группы моделей треугольников.

Задание № 2.

1)Выяснить связь между длинами сторон треугольника (измерьте стороны треугольника и установите зависимость между длинами сторон ∆).

2) Найти сумму углов в треугольнике

(с помощью транспортира и без него – оторвав углы бумажного треугольника и сложив их, получить развернутый).

3)Какие результаты получились?

Слайд 7.

4) Сделайте общий вывод.

Задание № 1.

Выполняют работу в группах, проверяя друг друга: делят пластиковые модели треугольников на 2 группы по следующему принципу

1. по величине углов – остроугольный, прямоугольный, тупоугольный;

2. по количеству одинаковых сторон – равносторонний, равнобедренный, разносторонний.

Описывают полученные группы моделей треугольников.

Результаты записывают в тетрадях.

Делают вывод о видах треугольников.

Задание № 2.

1) измеряют стороны треугольника. Сравнивают, анализируют и устанавливают зависимость между длинами сторон .

Делают вывод: сторона всегда меньше суммы 2-х других сторон.

2) измеряют углы в треугольнике с помощью транспортира и без него – оторвав углы и сложив их.

Находят их сумму.

3) Каждая группа учащихся высказывает свои предположения (по своим треугольникам).

Делают вывод о сумме углов треугольника.

(У всех результаты разные, но близкие к 1800)

Формулируют свойство углов треугольника.

4) Общий вывод: сторона треугольника всегда меньше суммы длин других сторон и сумма углов в треугольнике равна 1800 .

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: саморегуляция.

5. Первичное закрепление.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Задание 3. Слайд 8.

В: определите какие из следующих треугольников существуют и назовите виды этих треугольников.

1 гр. 7см, 7см, 7см; 4м, 9м, 4м.

2 гр. 12дм, 3дм, 8дм; 7м, 8м, 7м.

3 гр. 1дм, 14см, 22см; 3см,4см, 5дм.

4 гр. 2 см; 5 см, 8 см; 6 дм, 7 дм, 8 дм.

5 гр. 11 дм, 11дм,1 дм; 12см,25 см,25 см.

Задание № 4. Слайд 9.

Найдите все углы в заданном треугольнике.

Задание № 5. Слайд 10.

Все группы делают одно задание.

Сколько треугольников вы видите на рисунке? Назовите виды этих треугольников.

Задание № 6. (Дополнительное.) Слайд 11.

Найди треугольники разных видов.

Тупоугольные треугольники закрасить красным цветом.

Прямоугольные треугольники закрасить зеленым цветом.

Остроугольные треугольники закрасить желтым цветом.

1 гр. Да, равносторонний. Нет,9›4+4.
2 гр. Нет,12› 3+8. Да,
равнобедренный.
3 гр. Нет, 22›1+14. Да, разносторонний.
4 гр. Нет, 8› 2+5. Да, разносторонний.
5 гр. Да, равнобедренный. Да, равнобедренный.

Выполняют, по группам обсуждая решение.

Ответы:

1. по 600; 2. 900, 450,450; 3.500;
4. 900, 300 ; 5.по 500.

О: 1). 8 – все прямоугольные и равнобедренные.

2) 8–4 прямоугольных,2 остроугольных и равнобедренных,

2 – тупоугольных и равнобедренных.

3).8-2-тупоугольных и равнобедренных,4 остроугольных,

2-тупоугольных.

Каждая группа раскрашивает своего “человечка”.

Проверка. У всех должно получиться одинаково.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения, контроль, коррекция .

6. Организация первичного контроля.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

Тест “Да и нет не говорите, лучше сразу напишите”. Слайд 12, 13.

1. Существует ли треугольник, у которого два прямых угла?
2. Существует ли треугольник, у которого два тупых угла?
3. Существует ли треугольник, у которого один из углов тупой, а другой прямой?
4. Можно ли назвать равнобедренный треугольник, у которого основание равно боковой стороне равносторонним?
5. Может ли сторона равностороннего треугольника быть равной 2 см, если его периметр 6 см?
6. Существует ли треугольник со сторонами 1см, 2см,12см?
7. Существует ли треугольник с углами: 300 , 600 , 900?

Проверка по ключу.

Ключ.

1 2 3 4 5 6 7
О нет нет нет да да нет да

Отчет о работе в группах (лист самооценки).

Подсчитать количество баллов у каждого и в группе в целом.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: освоение способа действий, моделируют, оценивают результат своей деятельности;

Личностные: самоопределение.

7. Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Каждому учащемуся в группе раздается фигура, состоящая из 10 правильных одинаковых треугольников.

Задание:

Изготовить интересную геометрическую фигуру, которая состоит из треугольников и меняется, выворачиваясь на изнанку. Эта игрушка называется “Флексагон”

Записывают домашнее задание в дневнике.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности.

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Рефлексия учебного материала и деятельности учащихся.

Листок настроения.

Слайд 13.

В начале урока у первого человечка нарисовать свое настроение, а в конце – у второго.

Регулятивные: оценка –осознание уровня и качества усвоения; контроль

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Личностные: интерес к учебному материалу.