В городской среде проблема связанная с несовершеннолетними правонарушителями в настоящее время достаточно актуальна.
Безработица, пьянство родителей, материальная необеспеченность, жестокое обращение с детьми и нет нравственных устоев у многих семей. Это влияет в значительной степени на происходящие в процессе социальной дезадаптации подростков.
За рубежом эта социальная проблема получило название “дети улицы” (ЮНИСЭФ – Мехико) и существует она в крупных городах мира и эти проблемы присутствуют не только в России. Само понятие в определенной степени является признаком неразвитости экономики и соответствующих государственных и общественных структур, которые осуществляют поддержку детей и подростков. Хотя в городах с развитой экономикой и хорошо проработанными службами социального обеспечения эти проблемы есть и это феномен.
Заостряя свое внимание на степени освещенности вопросов детской беспризорности и бродяжничества в литературе выделяют следующих учёных.
Вопросы бродяжничества и детской беспризорности эти проблемы выделяют в литературе следующие ученные.
В работах С.Т. Шацкого, Л.С. Выгодского, П.П. Блонского, А.С. Макаренко, рассказывают об организации детского коллектива и воспитательной работе с детьми.
Чем больше будет финансовой помощи оказываться от государства и больше внимания будут оказывать политические деятели детским домам, тем самым количество беспризорных детей будет снижаться.
1. Формы и методы профилактики детской беспризорности и безнадзорности.
1.1 Важное значение в становлении и развитии новой системы профилактической работы имеет начатая с 1997 года федеральная целевая программа “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”.
Способы профилактики и непосредственной борьбы с негативными социальными явлениями весьма разнообразны, во многом они отвечают уровню развития самого общества и соотношению сил в нем, правовым решениям.
Одно из недавних мероприятий по отвлечению детей от улицы – создание городских кадетских школ-интернатов, которые находят все большее распространение в России и на Украине, в других республиках. Началось это с того, что отдельные воинские части брали так называемых сыновей полка (вначале детей-сирот, чьи родители были военнослужащими). Затем эта практика была продолжена созданием кадетских корпусов после принятия Положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах в июне 1996 г. (1) Идет развитие спортивных учреждений, открываются плавательные бассейны, аквапарки.
Убрать детей с улицы, ликвидировать попрошайничество и воровство на вокзалах, в аэропортах и других местах скопления людей – прямая задача правоохранительных органов и общественности. В этой связи нельзя не отметить новую (а по правде говоря, хорошо забытую старую) инициативу создания при школах попечительских советов для решения основных вопросов организации школьной жизни, дисциплины и воспитания детей. Входящие в эти советы компетентные представители местной власти и родители могут приостановить процесс необоснованного отчисления учеников, поднять дисциплину среди учащихся.
2. Реабилитация несовершеннолетних правонарушителей.
Примеров работы с несовершеннолетними во всех государствах СНГ немало, причем если их общее направление единое, то методы и формы большей частью национальные.
В частности, в Казахстане недавно принято Постановление Верховного Суда “Об условно-досрочном освобождении от наказания и замене неотбытой части наказания более мягким наказанием”, под которое попало большое число несовершеннолетних, отбывающих наказание. По инициативе Правительства решено обновить Закон “О семье”, учитывая усложнившуюся социальную обстановку в республике и новые проблемы воспитания молодежи. В связи с характерным для этой страны обострением наркомании создан единственный в СНГ Центр медицинско-социальных проблем наркомании в г. Павлограде, активно работает Центр по усыновлению, в котором на учете состоят сотни детей с неустроенной судьбой – кандидатов в беспризорники.
Диапазон способов профилактики и борьбы с детской безнадзорностью и беспризорностью очень широк. Но результаты пока достаточно скромны. В чем же причина такого положения? Полагаем, в определенном разрыве между принимаемыми на разных государственных уровнях решениями и практикой, реальностью. Ведь до настоящего времени и в Москве, Душанбе, Киеве и Астане на привокзальных площадях и центральных улицах, на рынках еще бродяжничают тысячи мальчишек и девчонок, которые предоставлены сами себе. Они нередко попадают под влияние криминальных структур со всеми вытекающими отсюда последствиями. Таких фактов очень много, о них постоянно сообщается в СМИ. И хотя принимаются различные нормативные акты: законы, постановления, инструкции, – значительных сдвигов в этой сфере не видно.
Спецшколы, интернаты закрытого типа, кадетские корпуса, молодежные объединения, кое-где детские дома и, наконец, изоляторы тюремного типа – вот сегодняшние пути перевоспитания. Но они – для реальных правонарушителей, состоящих на учете и под наблюдением. Просто бродяг – малолетних, не учтенных нигде, гораздо больше – порядка миллиона. Что делать с ними?
Их нельзя пускать в сферу криминалитета. Нужны новые методы, пути, акты, препятствующие распространению этого социального зла, которое, несомненно, отразится на физическом и духовном здоровье следующего, да и нынешнего поколения. Они и называют себя “поколение “Next”.
На этом сложном и длительном пути воспитания нового, нравственного поколения во всех странах СНГ следует создавать систему специализированных социальных служб для беспризорных детей и подростков: подкинутых, утративших семейные, родственные и другие социальные связи, отказавшихся жить в семье или находиться в учебно-воспитательных учреждениях, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, не имеющих постоянного места жительства, средств к существованию, задержанных за бродяжничество, подвергшихся физическому или психологическому унижению.
Пока еще нельзя говорить о заметных успехах в работе органов внутренних дел, органов образования и здравоохранения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в государствах – участниках СНГ.
Немаловажным представляется и начавшееся введение в СНГ института Уполномоченного по правам ребенка. Основной задачей Уполномоченного становится защита прав сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Лицо, занимающее эту должность, может вносить в органы власти и местного самоуправления предложения о совершенствовании механизма защиты прав, свобод и интересов ребенка. Согласно, например, ст. 5 Закона г. Москвы, Уполномоченным по правам ребенка может быть гражданин РФ не моложе 30 лет, не совершивший порочащих его поступков, обладающий общественным авторитетом, а также знанием проблем детства и опытом защиты прав, свобод и законных интересов ребенка (2). При Уполномоченном состоит небольшой служебный аппарат, он пользуется содействием в своей работе всех государственных и общественных сил.
Вновь и вновь поднимается проблема альтернативных семейных форм и устройства детей, оставшихся без родительского попечения, – имеются в виду усыновление, приемные семьи и т. п. Это, конечно, при благоприятных обстоятельствах, наилучший выход для одинокого ребенка.
Усыновление предусмотрено во всех семейных кодексах и законах стран Содружества.
У нас в стране последние годы, особенно после выступлений на эту тему Президента Российской Федерации В. В. Путина, проведения конференций и совещаний, принятия экстренных мер, ситуация существенно улучшается, но до благополучного положения дел в сфере ликвидации детской безнадзорности и беспризорности еще далеко.
Требуются еще более эффективные совместные усилия всех общественных и государственных структур и учет проводимых мероприятий в системе образования и правоохранительных органов, которые в совокупности помогут изменить к лучшему весьма непростую ситуацию с детской безнадзорностью и беспризорностью.
И, безусловно, все это не может осуществляться в виде разовой кампании, какого-то прорыва. Борьба в социальной сфере предстоит долгая и напряженная. Она потребует больших финансовых вложений, создания дополнительных органов и принятия новых эффективных правовых норм.
Заключение.
В последнее время в области профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, проводимой органами внутренних дел, появился термин “криминологическая профилактика” – профилактика преступлений плюс профилактика правонарушений некриминального характера, прежде всего административных проступков, ближе всего стоящих к преступности. Этот термин получил широкое распространение и вобрал в себя практически всю профилактику правонарушений и преступлений, независимо от возраста человека, их совершившего.
Таким образом, система организации криминологической профилактики среди несовершеннолетних в настоящее время включает в себя следующие компоненты.
1) Информационное обеспечение, включающее политическую, экономическую,
правовую, социально-психологическую, криминологическую, экологическую
информацию. Этот компонент также должен содержать информацию о постановке на
учет несовершеннолетних. На учет специализированных подразделений органов
внутренних дел в соответствии с Федеральным Законом “Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” ставятся для
воспитательно-профилактического воздействия несовершеннолетние:
– освобожденные из учреждений уголовно-исполнительной системы;
– условно осужденные;
– освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии либо в
связи с изменением обстановки, применения принудительных мер воспитательного
воздействия;
– получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
– употребляющие наркотические средства или психотропные вещества;
– употребляющие одурманивающие вещества и др.
2) Координацию мер криминологической профилактики.
3) Планирование.
4) Контроль за выполнением плановых мероприятий.
5) Оценка результатов.
Что касается субъектов современной профилактики, то их можно, вслед за Н.А. Катаевой, разделить на 2 большие группы.
1) Общие органы профилактики (учебно-воспитательные, культурно– развлекательные, спортивно-оздоровительные и др. учреждения, действующие в системе народного образования, культуры, социальной защиты и т. д.) осуществляют воспитательно-профилактическую деятельность в ходе решения задач социального воспитания и формирования у подрастающего поколения правопослушного общественного поведения.
2) Специальные органы профилактики (правоохранительные органы, органы опеки и попечительства и др.) непосредственно ведут работу с подростками и семьями “группы риска”, с несовершеннолетними правонарушителями, вернувшимися специальных учебно-воспитательных учреждений, осужденными судом к различным мерам наказания, не связанных с лишением свободы.
Современная структура правоохранительных органов, занимающихся профилактической работой по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних выглядит следующим образом.
1) Органы внутренних дел:
– криминальная полиция и входящие в ее состав аппараты уголовного розыска, по
борьбе с экономическими преступлениями, с организованной преступностью и
коррупцией, с незаконным оборотом наркотиков;
– подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН);
– служба участковых инспекторов полиции (УИМ);
– патрульно-постовая служба (ППС);
– государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД);
– следственные подразделения;
– подразделения государственной противопожарной службы;
– подразделения органов внутренних дел на транспорте и УРО.
2) Прокуратура, так называемый “прокурорский надзор”.
3) Суды.
4) Федеральная служба безопасности и ряд других органов.
Таким образом, при изучении системы организации профилактики и борьбы с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних прослеживаются тенденции в ее развитии: с учетом меняющейся обстановки наряду с системой учреждений, осуществляющих устройство нуждающихся в этом несовершеннолетних (возвращение в семью, опека, патронаж, детские дома и др.), создавалась система органов и учреждений, специально предназначенных для организации работы с несовершеннолетними правонарушителями (комиссии по делам несовершеннолетних, трудовые дома, затем школы фабрично-заводского ученичества особого типа, приемники-распределители, детские воспитательные колонии, трудовые воспитательные колонии, преобразованные в спецшколы и спецпрофучилища, и, наконец, воспитательно-трудовые колонии).
Список литературы
- Беличева С.А. Сложный мир подростка. – Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 2004. – 129 с.
- Журавлев В.С. Почему агрессивны подростки // СоцИс. – 2001. – № 2. С 34–38.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. – М.: Медицина, 1999. 301 с.
- Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. – Кемерово: Логос, 1999. 112 с.
- Новоселова А. С. Специфика воспитательной работы с педагогически запущенными подростками. – Пермь: ПГПИ, 1999. 78 с.