Цели: ввести понятие пропорции, ее членов; ознакомить с двумя способами проверки верной пропорции, развивать грамотную математическую речь; воспитывать умение внимательно выслушивать мнение других.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки, рисунок треугольника.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Проверка домашнего задания
2. Устный счет
- Найдите: 50% от 500, 205 от 300, 25% от 200,250% от 800.
- Найдите значений выражений:
- Сколько треугольников на чертеже.
3. Сообщение темы урока.
– Решите примеры и соответствующие буквы расставьте по возрастанию.
– Прочитайте слово. Правильно: пропорция. Сегодня мы познакомимся с пропорциями, узнаем, что они могут быть верными и неверными. Научимся составлять верные пропорции.
4. Изучение нового материала.
А) Подготовительная работа.
– Придумайте отношение, равное 5.
Записать на доске все ответы и составить из них равенства:
200:100=8:4
45:9=50:10
Определение. Равенство двух отношений называют пропорцией.
Б) Работа над новой темой.
Запишем пропорцию в буквенном виде:
– Читают: отношение a к
b равно отношению
c к d.
– Или “ a так относится к
b , как с относится к
d ”
– Прочитайте по-разному пропорции, и запишите в тетрадях.
– Числа а и d называют крайними
членами пропорции, а числа b и
c средними членами
пропорции.
– Назовите крайние и средние члены пропорций.
Рассмотрим первую пропорцию: 200:100 = 8:4
– Найдем произведение ее крайних и произведение ее средних членов.
– Сравните эти произведения.
200*4 = 800
100*8 = 800
200*4 = 100:8
– Что интересного заметили?
– Какой вывод можно сделать? (Произведение крайних членов равно произведению
средних членов.)
– В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних
членов.
– Сформулируйте обратное утверждение. (Если произведение крайних членов равно
произведению средних членов пропорции, то пропорция верна.)
– Это свойство называется основным свойством пропорции.
– Запишите это свойство в буквенном виде: a*d = b*c
Запись в тетради.
5. Релаксация.
Упражнение для глаз. Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте, что кончик носа – это ручка, которой можно писать. Теперь напишите свое имя, нарисуйте солнышко, облака, домик с дымом из трубы. Подумайте о чем-нибудь приятном. Откройте глаза.
6. Закрепление изученного материала.
№ 760 стр. 125
Решение:
– Какой вывод можно сделать? (Отношения равны, значит пропорции составлены
верно.)
– Если отношения равны, то пропорция составлена верно.
– Если отношения не равны, то пропорция составлена неверно.
7. Работа над задачей.
№ 774 стр. 127 (На обратной стороне доски и в тетрадях.)
– Решить задачу двумя способами.
– Разобрать только с теми учащими, которые не понимают, как решить. Они решают
только одним способом.
– Зная, что вместо 280 ц винограда фактически собрали 350 ц, что можно узнать? (Сколько
винограда собрали сверх нормы.)
– Зная, сколько ц собрали сверх нормы и зная сколько собрали по плану, что
можно узнать? (На сколько процентов бригада выполнила задание.)
Решение:
8. Подведение итогов урока.
– Что такое пропорция?
– Как называются числа k и
r пропорции
k:m = n:r?
– Как называют числа m и
n в пропорции
k:m = n:r?
– Какая пропорция называется верной?
– Верно ли обратное утверждение?
9. Домашнее задание/
№776, 778, 772 стр. 127.
Выставление оценок за урок.