Пояснительная записка.
Актуальность. Слово “Экология” дословно переводится как “наука о доме”, то есть о том, что окружает человека в биосфере. Воспитание экологической культуры – важнейшая задача сложившейся ситуации в современном мире.
Закон “Об экологическом образовании”, принятый во многих регионах, ставит своей задачей создание системы экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ состояния экологического образования в начальных классах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетных целей которой является становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
Миссией образовательного учреждения является создание ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром. Необходимым средством эффективной реализации эколого – ориентированной педагогической деятельности коллектива является программа “Юный эколог”.
Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – поможет ребенку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития в дальнейшем поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Цель: формирование и развитие экологически грамотного поведения у младших школьников.
Задачи:
- Сформировать знания о единстве живой и неживой природы;
- Познакомить с нормами и правилами поведения в природе;
- Обобщить сведения обучающихся об эстетическом, оздоровительном и познавательном значении природы для людей;
- Развивать потребность в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, стремлению к активной практической деятельности по охране окружающей среды;
- Воспитывать ответственное отношения к природе.
Основные принципы содержания программы:
- принцип единства сознания и деятельности;
- принцип наглядности;
- принцип личной ориентации;
- принцип системности и целостности;
- принцип экологического гуманизма,
- принцип краеведческий,
- принцип практической направленности.
Теоретические основы программы – учитывание возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).
Новизна. Содержание программы “Юный эколог” отличается от имеющихся курсов с экологической направленностью развернутостью, личностной ориентацией и экоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы.
Технические данные:
1. Представленная образовательная программа по внеурочной деятельности разработана для учащихся начальной школы 1–4 классов. Программа состоит из четырех частей, связанных друг с другом. 1 год обучения – “Экология моего дома”, 2 год обучения – “Неживое в природе”, 3 год обучения – “Жизнь растений и грибов”, 4 год обучения – “Экология животных”.
“Экология моего дома”. 1 – год обучения.
1 раздел – “Дом и школа” – 15 ч.
2 раздел – “Солнце, воздух и вода” – 9 ч.
3 раздел – “Мой край” – 6 ч.
1 раздел – “Моя страна” – 2 ч.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу .
Содержание данной программы реализуется через деятельностный подход, создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека.
Практическая, деятельностная направленность курса реализуется через исследовательские задания, практикумы, игровые занятия, опыты. Формы организации: коллективная, групповая, индивидуальная.
Основными методами обучения являются методы наблюдений, анализ, синтез и т.д., ролевые и дидактические игры, творческие задания, опыты и практические работы, изготовление поделок из природного материала, разработка и создание экознаков.
Результативность. Результативность работы по программе “Родничок” выявляется с помощью следующих диагностических методик: в конце первого года обучения проводится тестирование и анкетирование учащихся. Формой подведения итогов и результатов реализации программы выступают традиционные экологические праздники “Земля – наш общий дом”, “Я здоровье берегу – сам себе я помогу”, “Праздник русской берёзки”; ярмарка “Золотая осень”; игры-викторины “Мир животных”, “В мире интересного”; научно-исследовательские работы учащихся по выбору.
Структура организации содержания образования.
1-й год обучения.
Номер раздела | Номер занятия | Тема | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | |||
1 | “Экология”. Что она изучает? | 1 | |
1 | Дом и школа. | ||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 |
Мой дом. Моя квартира. Моя школа. Экскурсия по территории школы. Дорога из дома в школу. Деревья твоего двора. Экскурсия “В гости к осени”. Конкурс поделок из природного материала. Праздник “Золотая осень”. Моя семья. Мой класс. Комнатные растения. Практическое занятие “Уход за комнатными растениями”. Животные в доме. Рассказы, стихи, пословицы о домашних животных. Игра-викторина “Мир животных”. Экскурсия в парк. Защита научно-исследовательских работ. |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
|
2 |
Солнце, воздух и вода. | ||
16 17 18 19 20 21 22 23 24 |
Вода в жизни растений. Вода в жизни животных. Вода в жизни человека. Личная гигиена. Практическое занятие “Как правильно чистить зубы”. Праздник “Я здоровье берегу – сам себе я помогу”. Солнце, Луна, звезды – источники света. Светолюбивые и теплолюбивые
растения. Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом
потребности тепла и света. Телевизор и компьютер в моем доме. Практическое занятие “Уборка в нашем классе”. |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
|
1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Мой край. | ||
25 26 27 28 29 30 |
Экскурсия в парк “В гости к весне”. Исчезающие растения и животные нашей области. Экскурсия в Ботанический сад г. Самара. Самарская Лука. Жигулевские горы. Национальные костюмы жителей Самарской области. Экскурсия в музей. Праздник русской березки. |
1 1 1 1 1 1
|
|
4 | Моя страна. | ||
31 32 |
Столица нашей Родины. Праздник “Земля – наш общий дом”. |
1 1 |
Содержание образовательного процесса.
Введение (1 ч.).Выясняем значение слова “экология”. Устанавливается простейшая классификация экологических связей между живой и неживой природой.
I. Дом и школа (15 ч.).
Внешний вид своего дома, из чего сделан, этажность, жилая площадь, внутреннее убранство, его назначение. Соблюдение чистоты и порядка в доме, квартире, в подъезде, во дворе. Соблюдение техники безопасности при наведении чистоты и порядка в своем доме.
Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Названия деревьев, классификация.
Моя семья. Имена и отчества родителей. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Обязанности в семье.
Мой класс. Мои товарищи, совместная учеба, игры, отдых. Бережное отношение к школьному имуществу.
Знакомство с комнатными растениями, правилами расстановки комнатных растений, условиями их жизни и роста. Учимся пересаживать комнатные растения, формировать их крону. Подготовка семян к посеву, подготовка почвы. Посадка семян, луковиц сухим и проращенным способом. Наблюдение. Эксперимент.
Подведение итогов эксперимента.
Знакомство с домашними животными.
Участие в уходе за домашними животными.
Знакомство с многообразием птиц, выделением их существенных признаков, средой обитания, перелетными и зимующими птицами, значением птиц в жизни человека. Изготовление кормушек.
II. Солнце, воздух и вода (9 ч.).
Влияние воды на жизнь растений, животных, человека. Водные процедуры, закаливание. Правила личной гигиены (мытье рук, уход за зубами).
Солнце – естественный источник света и тепла в дневное время. Свет Луны и звезд в ночное время. Влияние тепла и света на комнатные растения, практикум по размещению комнатных растений. Роль солнечного и лунного света в жизни животных.
Электрические приборы. Правила обращения с электроприборами. Знакомство с ТЭЦ, АЭС, газопроводами, их влиянием на экологическое состояние планеты.
Телевизор, компьютер, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра. Свойства воздуха. Чистый и загрязненный воздух. Загрязнители воздуха. Болезни органов дыхания. Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.
Влажная уборка класса. Проветривание.
III. Мой край (6ч.).
Многообразие растений области. Красная книга области. Многообразие животных области.
Знакомство с исчезающими растениями и животными. Причины их исчезновения и необходимость защиты.
Знакомство с природными ландшафтами Самарской Луки и Жигулевских гор. Их уникальность и неповторимость.
Знакомство с национальными костюмами Самарской области.
IV. Моя страна (2 ч.).
Столица нашей Родины. Некоторые достопримечательности столицы.
Ожидаемый результат:
- развитие интереса к познанию окружающего мира;
- потребность к осуществлению экологически грамотных поступков;
- осознание тесной взаимосвязи между природой и человеком.
Учащиеся должны знать:
- планета Земля – наш общий дом;
- Солнце – источник тепла и света;
- природа живая и неживая;
- влияние деятельности человека на жизнь растений и животных;
- значение растений и животных в жизни человека и уход за ними;
- что такое “наблюдение” и “опыт”;
- экологические правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать правила экологически грамотного поведения в природе;
- ухаживать за культурными растениями;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших рисунков, выводов;
- подкармливать птиц в простейших кормушках, изготовленных своими руками.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия , а именно:
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане,
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников,
- строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации,
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; в том числе в ситуации столкновения интересов.
Неживое в природе.
2-й год обучения
Номер раздела | Номер занятия | Тема | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | |||
1 | Вводное занятие | 1 | |
2 | Мы – жители планеты Земля | 1 | |
3 | Планета Земля в Солнечной системе | 1 | |
4–5 | Моя малая Родина | 2 | |
6 | Что такое экология ? | 1 | |
7 | Экология и мы | 1 | |
8 | Что такое окружающая среда и окружающая природа | 1 | |
9 | Организм и окружающая среда | 1 | |
10 | Место человека в мире природы | 1 | |
11 | Принятие в юные экологи | 1 | |
12 | Первые уроки экологической этики | 1 | |
1 | Неживое в природе | ||
13–15 | Неживая природа | 3 | |
16 | Солнце – источник тепла и света | 1 | |
17–19 | Вода, ее признаки и свойства | 3 | |
20–21 | Берегите воду! | 2 | |
22–23 | Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы | 2 | |
24 – 25 | Погода. Климат | 2 | |
26 | Прогноз погоды | 1 | |
27 | Предсказание погоды по народным приметам | 1 | |
28 | Кислотные дожди | 1 | |
29–30 | Времена года в неживой природе | 2 | |
31 | “Лампочкин” марафон | 1 | |
32–33 | Диалоги с неживой природой | 2 | |
34 | Обращение юных экологов к ровесникам | 1 |
Содержание программы.
- Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов.
- Создание ситуации понимания единства всех живых существ на Земле.
- Девять планет Солнечной системы. Особенности каждой планеты и их единство.
- Мой родной поселок, его история. Моя улица и мой дом.
- Экология как наука. Экология – наука об отношениях между растениями, животными, человеком и окружающей их средой.
- Представление об окружающей природе и окружающей среде.
- Положительное и отрицательное влияние среды на живой организм.
- Человек – верный сын природы. Игра “Кто на планете первый?”
- Конкурс и выбор эмблемы, девиза: “Есть у природы сердца безотказные: мудрые руки ее мастеров”.
- Экскурсия в библиотеку. Знакомство и чтение книг по экологии.
- Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок “Предметы и явления неживой природы вокруг меня”.
- Солнце – источник тепла и света. Влияние Солнца на жизнь на Земле.
- Вода – ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков “Цвет, запах, форма воды”.
- Сообщения учащихся об охране и значении воды. Экскурсия на водоочистные сооружения в поселке.
- Опыты по составу почвы. Просмотр коллекции “Виды почв”. Практическая работа по обработке комнатных растений.
- Дать понятие погоды и климата. Практическая работа с использованием инновационных модулей.
- Способы прогнозирования изменений в природе. Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины несовпадения их с реальностью.
- Выявлять причины выпадения кислотных дождей, их влияние на окружающий мир. Проведение исследования на предмет поражения кислотными дождями почвы нашего поселка.
- Времена года в неживой природе, их основные признаки.
- Расширить представления учащихся о необходимости экономии электроэнергии, развивать потребность в ее сохранении.
- Ролевая игра “Пойми меня”. Создание ситуации эмпатии с предметами окружающей среды.
- Творческая работа “Что просила передать неживая природа?” (Тучка, капелька воды, ветерок, камешек.)
Живое в природе.
3-й год обучения.
Номер раздела | Номер занятия | Тема | Кол-во часов |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | 1 | Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни. | 1 |
2 | Экологические связи неживой и живой природы. | 1 | |
3 | Экскурсия в осенний парк. | 1 | |
4 | Практикум “Хлебные крошки”. | 1 | |
5–6 | Кто улетит, а кто останется. | 2 | |
7 | Праздник “Осень в лесу”. | 1 | |
8 | Вода и жизнь. | 1 | |
9–10 | Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. | 2 | |
11 | Растения рядом. | 1 | |
12 | Растение – живой организм. | 1 | |
13 | Будем понимать и любить растения. | 1 | |
14 | Мы – за экологические поступки. | 1 | |
15 | Угадай экологический знак. | 1 | |
16 | Экологические памятки для детей и взрослых. | 1 | |
17 | Разнообразие царства растений. | 1 | |
18 | Где мы растем и почему? Приспособления растений к разным средам обитания. | 1 | |
19 | Теплолюбивые и холодостойкие растения. | 1 | |
20 | Хвойные и лиственные растения. | 1 | |
21 | Цветковые растения. | 1 | |
22 | Дикорастущие растения и культурные растения. | 1 | |
23 | Дикорастущие растения луга, водоема и леса. | 1 | |
24 | Культурные растения поля, сада и огорода. | 1 | |
25 | Праздник “В стране овощей”. | 1 | |
26 | Лекарственные растения. | 1 | |
27 | Разнообразие ягод. | 1 | |
28 | Такие удивительные растения! | 1 | |
29 | Возвращение перелетных птиц в родные края. | 1 | |
30 | Царство грибов. | 1 | |
31 | Съедобные и несъедобные грибы. | 1 | |
32 | Микроскопичные грибы. | 1 | |
33–34 | Праздник “Тайник Вселенной”. | 2 |
Содержание программы.
- Дать общее представление о живой природе, ее признаках, многообразии взаимосвязи со средой обитания.
- Расширить представления учащихся об экологических связях неживой и живой природы.
- Наблюдения за жизнью парка. Развитие интереса к познанию изменяющейся природы осенью.
- Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается?
- Активизировать представления детей о птицах как о группе животных и о перелетных птицах области.
- Расширить представления о лесе, признаках приспособленности жителей леса к наступлению зимы.
- Формирование преставлений о загрязнении воды и ее очистке, воспитанию ценностного отношения к воде.
- Воздух – условие жизни. Загрязнение атмосферы.
- Игра “Угадай растение по описанию”.
- Проведение опытов, доказывающих влияние света, воздуха, воды и почвы на растения.
- Культура поведения в природе по отношению к растениям. “Как вести себя в природе”.
- Экологические знаки, их необходимость.
- Защита своих разработок (экологических знаков).
- Составление экологической памятки для детей и взрослых “Как вести себя в природе”.
- Дать представление о многообразии растений, обратить внимание на их красоту и показать значение растительного мира на человека.
- Расширить представление о различных средах обитания растений. Работа с гербариями.
- Сообщения детей о разнообразии теплолюбивых и холодостойких растениях.
- Сформировать понятие “хвойное и лиственное растение”. Практическая работа по сравнению двух групп растений. Работа с гербарием.
- Познакомить с признаками цветковых растений (деревья, кустарники, травы).
- Формировать понятия “культурные растения”, “дикорастущие растения”.
- Дать представление о разнообразии дикорастущих растениях. Вызвать чувство удивления и восхищения при изучении растений.
- Расширить представление об овощных культурах и их значении.
- Познакомить детей с разнообразием лекарственных растений, правилами их сбора и использования.
- Работа с гербарием лекарственных растений.
- Расширить представление о разнообразии ягодных растений. Познакомить с ягодными кустарниками и кустарничками, травянистыми ягодными растениями, обратить внимание на ядовитые ягоды, познакомить с лечебными свойствами ягод.
- Сформировать представление о грибах как части живой природы, показать значение грибов для человека, растений и животных.
- Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе.
- Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые.)
- Подготовка и проведение праздника “Тайник Вселенной”, на котором представить работы учащихся и их семей “Мама, папа, я – экологическая семья”.
Экология животных.
4-й год обучения.
Номер раздела | Номер занятия | Тема | Кол во часов |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | История Земли. Окаменелости. | 1 | |
2 | Жизнь на Земле. | 1 | |
3 | Где растения и животные живут сегодня? | 1 | |
4 | Наблюдения в природе. | 1 | |
5 | Среда обитания. Природные зоны. | 1 | |
6 | Сообщества. Изменение сообществ. | 1 | |
7 | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. | 1 | |
8 | Пищевые цепочки и связи. | 1 | |
9 | Наблюдения за сообществом. | 1 | |
10 | Циклы в природе. | 1 | |
11 | Жизнь животных. | 1 | |
12 | Наблюдения в неживой природе. | 1 | |
13 | Вымирающие организмы. | 1 | |
14 | Динозавры – вымерший вид животных. | 1 | |
15 | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. | 1 | |
16 | Моря и океаны. | 1 | |
17 | Особый мир эстуарий. | 1 | |
18 | Мангровые болота и странные их обитатели. | 1 | |
19 | Острова. Как создаются острова. | 1 | |
20 | Равнины. Равнины тропиков и умеренных зон. | 1 | |
21 | Африканская саванна. Сообщество животных. | 1 | |
22 | Пустыни. День и ночь. Вода в пустыни. | 1 | |
23 | Жизнь в пустыне. Выживание при засухе, колебании температур. | 1 | |
24 | Растущие пустыни. Роль человека. | 1 | |
25 | Дождь в пустыне. Жизнь насекомых. | 1 | |
26 | Леса умеренной полосы. | 1 | |
27 | Времена года. Жизнь лиственного леса. | 1 | |
28 | Полярные районы. Арктика и Антарктика. | 1 | |
29 | Горы. | 1 | |
30 | Жизнь в горном климате. | 1 | |
31 | Реки и озера. | 1 | |
32 | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | |
33–34 | Поход в парковую зону. | 2 |
Содержание образования.
Рассказ о рождении планеты. Что такое “окаменелости”?. Работа со схемой “Возникновение жизни”. Нахождение сходств и различий между растительным и животным миром в разные эпохи развития Земли. Работа с картой полушарий, на которой изображен растительный и животный мир. Живая и неживая природа. Уметь найти и назвать объекты живой и неживой природы. Определение среды обитания .Разнообразие живых организмов. Взаимосвязь растительности, потребителей ее и хищников. Изменение природы после вмешательства человека. Уметь найти сезонные признаки времен года. Составление пищевой цепочки по заданию учителя (в разных природных зонах). Нахождение сообщества в парковой зоне. Кислород, азот, углерод– составляющие всего живого. Круг жизни на Земле. Размножение животных. Выявление взаимосвязи количества солнечного тепла. Понятие “вид”. Причины вымирания видов: естественные и созданные человеком. Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков. Знакомство с Красной книгой. Красная книга области. Коллективный проект “Красная книга п.г.т. Усть-Кинельский”. Понятия “океан”, “море”, “озеро”, “пруд”, “река”. Соленые и пресные воды Мирового океана. Как образуются эстуарии. Приспособленность растений и животных к жизни в эстуарии. Понятия “воздушные корни”, “прыгун”, “брызгун”, “четырехглазая рыба” и т д. Понятие “остров”. Самый большой остров Гренландия. Нахождение других островов на карте. Два пути образования островов. Понятия “равнина”. Луга и пастбища. Времена года на равнинах в разных климатических поясах. Естественные пастбища Африки, животный мир. Жизнь стадами, семейными группами. 1/7 часть всей суши – пустыни. Жаркие и холодные пустыни. Оазис. Жители жаркой пустыни. Приспособление к перепадам температур и засухе. Верблюд – корабль пустыни. Важность растений для сухих районов. Увеличение пустынь вдвое за последние сто лет. Зависимость циклов жизни от осадков. Насекомые-хищники. 1/3 поверхности Земли покрыта лесами: вечнозеленые, хвойные, лиственные, горные леса. 4 времени года. Зависимость жизни обитателей леса от времен года. Полярные времена года. Сравнение животного мира Арктики и Антарктики. 5 % поверхности Земли горы. Горные цепи. Альпы, Анды, Гималаи – своеобразие животного мира. Пресная вода. Осадки. Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Расчистка места для отдыха от мусора.
Материально-техническое методическое обеспечение процесса.
Оборудование:
таблицы, предметные картинки с изображением растений, животных, птиц; комнатные растения; виды дорожных знаков; индивидуальные торфяные горшочки для посадки семян, почвогрунт, семена (гороха, фасоли), луковицы; градусник для измерения температуры воды, Красная книга; CD с записью голосов птиц и животных, микроскоп, измерительный модуль “Температура”, коллекция “Виды почв”, нетбуки, географические карты
Список литературы:
- Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева “Юный эколог”.
- Баранчикова Л. А. Комнатные растения в интерьере школы / Л. А. Баранчикова // Школа и производство. – 1991. – №12. – с. 25–28.
- Благосклонов К. Н. Гнездование и привлечение птиц в сады и парки./ К. Н Благосклонов. М., 1991.
- Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. – М. :Эгмонт Россия Лтд, 2003.
- Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н. Ф. Виноградова. – М., 1996. – С. 35 –42.
- Ердаков Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердаков // Начальная школа. – 1991. – М., – № 11–12. – С. 19–22.
- Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /
- И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. – Волгоград, 1996. С. 72 –84.
- “Я познаю мир” – детская энциклопедия.
- Г.Н. Элькин “Красная книга России: Чудеса – природы” / Словарик – справочник школьника.
- Л.Н. Яровая, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина, Л.А. Обухова. Внеклассные мероприятия 1, 2, 3 классы.