Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Юный эколог"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка.

Актуальность. Слово “Экология” дословно переводится как “наука о доме”, то есть о том, что окружает человека в биосфере. Воспитание экологической культуры – важнейшая задача сложившейся ситуации в современном мире.

Закон “Об экологическом образовании”, принятый во многих регионах, ставит своей задачей создание системы экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ состояния экологического образования в начальных классах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетных целей которой является становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.

Миссией образовательного учреждения является создание ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром. Необходимым средством эффективной реализации эколого – ориентированной педагогической деятельности коллектива является программа “Юный эколог”.

Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – поможет ребенку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития в дальнейшем поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Цель: формирование и развитие экологически грамотного поведения у младших школьников.

Задачи:

  1. Сформировать знания о единстве живой и неживой природы;
  2. Познакомить с нормами и правилами поведения в природе;
  3. Обобщить сведения обучающихся об эстетическом, оздоровительном и познавательном значении природы для людей;
  4. Развивать потребность в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, стремлению к активной практической деятельности по охране окружающей среды;
  5. Воспитывать ответственное отношения к природе.

Основные принципы содержания программы:

  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип личной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма,
  • принцип краеведческий,
  • принцип практической направленности.

Теоретические основы программы – учитывание возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).

Новизна. Содержание программы “Юный эколог” отличается от имеющихся курсов с экологической направленностью развернутостью, личностной ориентацией и экоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы.

Технические данные:

1. Представленная образовательная программа по внеурочной деятельности разработана для учащихся начальной школы 1–4 классов. Программа состоит из четырех частей, связанных друг с другом. 1 год обучения – “Экология моего дома”, 2 год обучения – “Неживое в природе”, 3 год обучения – “Жизнь растений и грибов”, 4 год обучения – “Экология животных”.

“Экология моего дома”. 1 – год обучения.

1 раздел – “Дом и школа” – 15 ч.

2 раздел – “Солнце, воздух и вода” – 9 ч.

3 раздел – “Мой край” – 6 ч.

1 раздел – “Моя страна” – 2 ч.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу .

Содержание данной программы реализуется через деятельностный подход, создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека.

Практическая, деятельностная направленность курса реализуется через исследовательские задания, практикумы, игровые занятия, опыты. Формы организации: коллективная, групповая, индивидуальная.

Основными методами обучения являются методы наблюдений, анализ, синтез и т.д., ролевые и дидактические игры, творческие задания, опыты и практические работы, изготовление поделок из природного материала, разработка и создание экознаков.

Результативность. Результативность работы по программе “Родничок” выявляется с помощью следующих диагностических методик: в конце первого года обучения проводится тестирование и анкетирование учащихся. Формой подведения итогов и результатов реализации программы выступают традиционные экологические праздники “Земля – наш общий дом”, “Я здоровье берегу – сам себе я помогу”, “Праздник русской берёзки”; ярмарка “Золотая осень”; игры-викторины “Мир животных”, “В мире интересного”; научно-исследовательские работы учащихся по выбору.

Структура организации содержания образования.

1-й год обучения.

Номер раздела Номер занятия Тема Кол-во часов
1 2 3 4
Введение
1 “Экология”. Что она изучает? 1
1 Дом и школа.
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Мой дом.

Моя квартира.

Моя школа.

Экскурсия по территории школы.

Дорога из дома в школу.

Деревья твоего двора.

Экскурсия “В гости к осени”.

Конкурс поделок из природного материала.

Праздник “Золотая осень”.

Моя семья.

Мой класс.

Комнатные растения. Практическое занятие “Уход за комнатными растениями”.

Животные в доме. Рассказы, стихи, пословицы о домашних животных.

Игра-викторина “Мир животных”. Экскурсия в парк.

Защита научно-исследовательских работ.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

Солнце, воздух и вода.
16

17

18

19

20

21

22

23

24

Вода в жизни растений.

Вода в жизни животных.

Вода в жизни человека. Личная гигиена.

Практическое занятие “Как правильно чистить зубы”.

Праздник “Я здоровье берегу – сам себе я помогу”.

Солнце, Луна, звезды – источники света. Светолюбивые и теплолюбивые растения. Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света.
Электрический свет и тепло в моем доме. Откуда приходят свет и тепло.

Телевизор и компьютер в моем доме.

Практическое занятие “Уборка в нашем классе”.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1 2 3 4
3 Мой край.
25

26

27

28

29

30

Экскурсия в парк “В гости к весне”.

Исчезающие растения и животные нашей области. Экскурсия в Ботанический сад г. Самара.

Самарская Лука. Жигулевские горы.

Национальные костюмы жителей Самарской области.

Экскурсия в музей.

Праздник русской березки.

1

1

1

1

1

1

4 Моя страна.
31

32

Столица нашей Родины.

Праздник “Земля – наш общий дом”.

1

1

Содержание образовательного процесса.

Введение (1 ч.).Выясняем значение слова “экология”. Устанавливается простейшая классификация экологических связей между живой и неживой природой.

I. Дом и школа (15 ч.).

Внешний вид своего дома, из чего сделан, этажность, жилая площадь, внутреннее убранство, его назначение. Соблюдение чистоты и порядка в доме, квартире, в подъезде, во дворе. Соблюдение техники безопасности при наведении чистоты и порядка в своем доме.

Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Названия деревьев, классификация.

Моя семья. Имена и отчества родителей. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Обязанности в семье.

Мой класс. Мои товарищи, совместная учеба, игры, отдых. Бережное отношение к школьному имуществу.

Знакомство с комнатными растениями, правилами расстановки комнатных растений, условиями их жизни и роста. Учимся пересаживать комнатные растения, формировать их крону. Подготовка семян к посеву, подготовка почвы. Посадка семян, луковиц сухим и проращенным способом. Наблюдение. Эксперимент.

Подведение итогов эксперимента.

Знакомство с домашними животными.

Участие в уходе за домашними животными.

Знакомство с многообразием птиц, выделением их существенных признаков, средой обитания, перелетными и зимующими птицами, значением птиц в жизни человека. Изготовление кормушек.

II. Солнце, воздух и вода (9 ч.).

Влияние воды на жизнь растений, животных, человека. Водные процедуры, закаливание. Правила личной гигиены (мытье рук, уход за зубами).

Солнце – естественный источник света и тепла в дневное время. Свет Луны и звезд в ночное время. Влияние тепла и света на комнатные растения, практикум по размещению комнатных растений. Роль солнечного и лунного света в жизни животных.

Электрические приборы. Правила обращения с электроприборами. Знакомство с ТЭЦ, АЭС, газопроводами, их влиянием на экологическое состояние планеты.

Телевизор, компьютер, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра. Свойства воздуха. Чистый и загрязненный воздух. Загрязнители воздуха. Болезни органов дыхания. Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.

Влажная уборка класса. Проветривание.

III. Мой край (6ч.).

Многообразие растений области. Красная книга области. Многообразие животных области.

Знакомство с исчезающими растениями и животными. Причины их исчезновения и необходимость защиты.

Знакомство с природными ландшафтами Самарской Луки и Жигулевских гор. Их уникальность и неповторимость.

Знакомство с национальными костюмами Самарской области.

IV. Моя страна (2 ч.).

Столица нашей Родины. Некоторые достопримечательности столицы.

Ожидаемый результат:

  • развитие интереса к познанию окружающего мира;
  • потребность к осуществлению экологически грамотных поступков;
  • осознание тесной взаимосвязи между природой и человеком.

Учащиеся должны знать:

  • планета Земля – наш общий дом;
  • Солнце – источник тепла и света;
  • природа живая и неживая;
  • влияние деятельности человека на жизнь растений и животных;
  • значение растений и животных в жизни человека и уход за ними;
  • что такое “наблюдение” и “опыт”;
  • экологические правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

  • соблюдать правила экологически грамотного поведения в природе;
  • ухаживать за культурными растениями;
  • заботиться о здоровом образе жизни;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших рисунков, выводов;
  • подкармливать птиц в простейших кормушках, изготовленных своими руками.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия , а именно:

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане,
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников,
  • строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации,
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; в том числе в ситуации столкновения интересов.

Неживое в природе.

2-й год обучения

Номер раздела Номер занятия Тема Кол-во часов
1 2 3 4
Введение
1 Вводное занятие 1
2 Мы – жители планеты Земля 1
3 Планета Земля в Солнечной системе 1
4–5 Моя малая Родина 2
6 Что такое экология ? 1
7 Экология и мы 1
8 Что такое окружающая среда и окружающая природа 1
9 Организм и окружающая среда 1
10 Место человека в мире природы 1
11 Принятие в юные экологи 1
12 Первые уроки экологической этики 1
1 Неживое в природе
13–15 Неживая природа 3
16 Солнце – источник тепла и света 1
17–19 Вода, ее признаки и свойства 3
20–21 Берегите воду! 2
22–23 Почва – святыня наша. Состав и свойства почвы 2
24 – 25 Погода. Климат 2
26 Прогноз погоды 1
27 Предсказание погоды по народным приметам 1
28 Кислотные дожди 1
29–30 Времена года в неживой природе 2
31 “Лампочкин” марафон 1
32–33 Диалоги с неживой природой 2
34 Обращение юных экологов к ровесникам 1

Содержание программы.

  1. Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов.
  2. Создание ситуации понимания единства всех живых существ на Земле.
  3. Девять планет Солнечной системы. Особенности каждой планеты и их единство.
  4. Мой родной поселок, его история. Моя улица и мой дом.
  5. Экология как наука. Экология – наука об отношениях между растениями, животными, человеком и окружающей их средой.
  6. Представление об окружающей природе и окружающей среде.
  7. Положительное и отрицательное влияние среды на живой организм.
  8. Человек – верный сын природы. Игра “Кто на планете первый?”
  9. Конкурс и выбор эмблемы, девиза: “Есть у природы сердца безотказные: мудрые руки ее мастеров”.
  10. Экскурсия в библиотеку. Знакомство и чтение книг по экологии.
  11. Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок “Предметы и явления неживой природы вокруг меня”.
  12. Солнце – источник тепла и света. Влияние Солнца на жизнь на Земле.
  13. Вода – ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков “Цвет, запах, форма воды”.
  14. Сообщения учащихся об охране и значении воды. Экскурсия на водоочистные сооружения в поселке.
  15. Опыты по составу почвы. Просмотр коллекции “Виды почв”. Практическая работа по обработке комнатных растений.
  16. Дать понятие погоды и климата. Практическая работа с использованием инновационных модулей.
  17. Способы прогнозирования изменений в природе. Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины несовпадения их с реальностью.
  18. Выявлять причины выпадения кислотных дождей, их влияние на окружающий мир. Проведение исследования на предмет поражения кислотными дождями почвы нашего поселка.
  19. Времена года в неживой природе, их основные признаки.
  20. Расширить представления учащихся о необходимости экономии электроэнергии, развивать потребность в ее сохранении.
  21. Ролевая игра “Пойми меня”. Создание ситуации эмпатии с предметами окружающей среды.
  22. Творческая работа “Что просила передать неживая природа?” (Тучка, капелька воды, ветерок, камешек.)

Живое в природе.

3-й год обучения.

Номер раздела Номер занятия Тема Кол-во часов
1 2 3 4
1 1 Живая природа. Приспособленность видов к условиям жизни. 1
2 Экологические связи неживой и живой природы. 1
3 Экскурсия в осенний парк. 1
4 Практикум “Хлебные крошки”. 1
5–6 Кто улетит, а кто останется. 2
7 Праздник “Осень в лесу”. 1
8 Вода и жизнь. 1
9–10 Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. 2
11 Растения рядом. 1
12 Растение – живой организм. 1
13 Будем понимать и любить растения. 1
14 Мы – за экологические поступки. 1
15 Угадай экологический знак. 1
16 Экологические памятки для детей и взрослых. 1
17 Разнообразие царства растений. 1
18 Где мы растем и почему? Приспособления растений к разным средам обитания. 1
19 Теплолюбивые и холодостойкие растения. 1
20 Хвойные и лиственные растения. 1
21 Цветковые растения. 1
22 Дикорастущие растения и культурные растения. 1
23 Дикорастущие растения луга, водоема и леса. 1
24 Культурные растения поля, сада и огорода. 1
25 Праздник “В стране овощей”. 1
26 Лекарственные растения. 1
27 Разнообразие ягод. 1
28 Такие удивительные растения! 1
29 Возвращение перелетных птиц в родные края. 1
30 Царство грибов. 1
31 Съедобные и несъедобные грибы. 1
32 Микроскопичные грибы. 1
33–34 Праздник “Тайник Вселенной”. 2

Содержание программы.

  1. Дать общее представление о живой природе, ее признаках, многообразии взаимосвязи со средой обитания.
  2. Расширить представления учащихся об экологических связях неживой и живой природы.
  3. Наблюдения за жизнью парка. Развитие интереса к познанию изменяющейся природы осенью.
  4. Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается?
  5. Активизировать представления детей о птицах как о группе животных и о перелетных птицах области.
  6. Расширить представления о лесе, признаках приспособленности жителей леса к наступлению зимы.
  7. Формирование преставлений о загрязнении воды и ее очистке, воспитанию ценностного отношения к воде.
  8. Воздух – условие жизни. Загрязнение атмосферы.
  9. Игра “Угадай растение по описанию”.
  10. Проведение опытов, доказывающих влияние света, воздуха, воды и почвы на растения.
  11. Культура поведения в природе по отношению к растениям. “Как вести себя в природе”.
  12. Экологические знаки, их необходимость.
  13. Защита своих разработок (экологических знаков).
  14. Составление экологической памятки для детей и взрослых “Как вести себя в природе”.
  15. Дать представление о многообразии растений, обратить внимание на их красоту и показать значение растительного мира на человека.
  16. Расширить представление о различных средах обитания растений. Работа с гербариями.
  17. Сообщения детей о разнообразии теплолюбивых и холодостойких растениях.
  18. Сформировать понятие “хвойное и лиственное растение”. Практическая работа по сравнению двух групп растений. Работа с гербарием.
  19. Познакомить с признаками цветковых растений (деревья, кустарники, травы).
  20. Формировать понятия “культурные растения”, “дикорастущие растения”.
  21. Дать представление о разнообразии дикорастущих растениях. Вызвать чувство удивления и восхищения при изучении растений.
  22. Расширить представление об овощных культурах и их значении.
  23. Познакомить детей с разнообразием лекарственных растений, правилами их сбора и использования.
  24. Работа с гербарием лекарственных растений.
  25. Расширить представление о разнообразии ягодных растений. Познакомить с ягодными кустарниками и кустарничками, травянистыми ягодными растениями, обратить внимание на ядовитые ягоды, познакомить с лечебными свойствами ягод.
  26. Сформировать представление о грибах как части живой природы, показать значение грибов для человека, растений и животных.
  27. Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе.
  28. Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые.)
  29. Подготовка и проведение праздника “Тайник Вселенной”, на котором представить работы учащихся и их семей “Мама, папа, я – экологическая семья”.

Экология животных.

4-й год обучения.

Номер раздела Номер занятия Тема Кол во часов
1 2 3 4
1 История Земли. Окаменелости. 1
2 Жизнь на Земле. 1
3 Где растения и животные живут сегодня? 1
4 Наблюдения в природе. 1
5 Среда обитания. Природные зоны. 1
6 Сообщества. Изменение сообществ. 1
7 Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. 1
8 Пищевые цепочки и связи. 1
9 Наблюдения за сообществом. 1
10 Циклы в природе. 1
11 Жизнь животных. 1
12 Наблюдения в неживой природе. 1
13 Вымирающие организмы. 1
14 Динозавры – вымерший вид животных. 1
15 Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. 1
16 Моря и океаны. 1
17 Особый мир эстуарий. 1
18 Мангровые болота и странные их обитатели. 1
19 Острова. Как создаются острова. 1
20 Равнины. Равнины тропиков и умеренных зон. 1
21 Африканская саванна. Сообщество животных. 1
22 Пустыни. День и ночь. Вода в пустыни. 1
23 Жизнь в пустыне. Выживание при засухе, колебании температур. 1
24 Растущие пустыни. Роль человека. 1
25 Дождь в пустыне. Жизнь насекомых. 1
26 Леса умеренной полосы. 1
27 Времена года. Жизнь лиственного леса. 1
28 Полярные районы. Арктика и Антарктика. 1
29 Горы. 1
30 Жизнь в горном климате. 1
31 Реки и озера. 1
32 Экскурсия в краеведческий музей. 1
33–34 Поход в парковую зону. 2

Содержание образования.

Рассказ о рождении планеты. Что такое “окаменелости”?. Работа со схемой “Возникновение жизни”. Нахождение сходств и различий между растительным и животным миром в разные эпохи развития Земли. Работа с картой полушарий, на которой изображен растительный и животный мир. Живая и неживая природа. Уметь найти и назвать объекты живой и неживой природы. Определение среды обитания .Разнообразие живых организмов. Взаимосвязь растительности, потребителей ее и хищников. Изменение природы после вмешательства человека. Уметь найти сезонные признаки времен года. Составление пищевой цепочки по заданию учителя (в разных природных зонах). Нахождение сообщества в парковой зоне. Кислород, азот, углерод– составляющие всего живого. Круг жизни на Земле. Размножение животных. Выявление взаимосвязи количества солнечного тепла. Понятие “вид”. Причины вымирания видов: естественные и созданные человеком. Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков. Знакомство с Красной книгой. Красная книга области. Коллективный проект “Красная книга п.г.т. Усть-Кинельский”. Понятия “океан”, “море”, “озеро”, “пруд”, “река”. Соленые и пресные воды Мирового океана. Как образуются эстуарии. Приспособленность растений и животных к жизни в эстуарии. Понятия “воздушные корни”, “прыгун”, “брызгун”, “четырехглазая рыба” и т д. Понятие “остров”. Самый большой остров Гренландия. Нахождение других островов на карте. Два пути образования островов. Понятия “равнина”. Луга и пастбища. Времена года на равнинах в разных климатических поясах. Естественные пастбища Африки, животный мир. Жизнь стадами, семейными группами. 1/7 часть всей суши – пустыни. Жаркие и холодные пустыни. Оазис. Жители жаркой пустыни. Приспособление к перепадам температур и засухе. Верблюд – корабль пустыни. Важность растений для сухих районов. Увеличение пустынь вдвое за последние сто лет. Зависимость циклов жизни от осадков. Насекомые-хищники. 1/3 поверхности Земли покрыта лесами: вечнозеленые, хвойные, лиственные, горные леса. 4 времени года. Зависимость жизни обитателей леса от времен года. Полярные времена года. Сравнение животного мира Арктики и Антарктики. 5 % поверхности Земли горы. Горные цепи. Альпы, Анды, Гималаи – своеобразие животного мира. Пресная вода. Осадки. Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Расчистка места для отдыха от мусора.

Материально-техническое методическое обеспечение процесса.

Оборудование:

таблицы, предметные картинки с изображением растений, животных, птиц; комнатные растения; виды дорожных знаков; индивидуальные торфяные горшочки для посадки семян, почвогрунт, семена (гороха, фасоли), луковицы; градусник для измерения температуры воды, Красная книга; CD с записью голосов птиц и животных, микроскоп, измерительный модуль “Температура”, коллекция “Виды почв”, нетбуки, географические карты

Список литературы:

  1. Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева “Юный эколог”.
  2. Баранчикова Л. А. Комнатные растения в интерьере школы / Л. А. Баранчикова // Школа и производство. – 1991. – №12. – с. 25–28.
  3. Благосклонов К. Н. Гнездование и привлечение птиц в сады и парки./ К. Н Благосклонов. М., 1991.
  4. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. – М. :Эгмонт Россия Лтд, 2003.
  5. Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н. Ф. Виноградова. – М., 1996. – С. 35 –42.
  6. Ердаков Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердаков // Начальная школа. – 1991. – М., – № 11–12. – С. 19–22.
  7. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /
  8. И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. – Волгоград, 1996. С. 72 –84.
  9. “Я познаю мир” – детская энциклопедия.
  10. Г.Н. Элькин “Красная книга России: Чудеса – природы” / Словарик – справочник школьника.
  11. Л.Н. Яровая, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина, Л.А. Обухова. Внеклассные мероприятия 1, 2, 3 классы.