"Отношения организмов в сообществе". 5-й класс

Разделы: Биология

Класс: 5


Цель урока: формирование представлений о различных типах отношений между организмами и приспособлениях к совместному обитанию в природном сообществе.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные. Метапредметные. Личностные.
Выделение компонентов природного сообщества взаимосвязанных между собой, основных типов отношений организмов в сообществах, условий влияющих на эти отношения и приспособления организмов для длительного и устойчивого существования в сообществе. Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения. Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.
Решаемые учебные проблемы. Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.
Основное содержание учебного материала. Взаимодействие организмов в природном сообществе. Основные типы отношений. Условия формирующие эти отношения. Приспособления организмов обеспечивающие длительное и устойчивое существование сообщества.

Структура урока

I. Актуализация знаний.

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

Деятельность учителя.

1. Предлагает прочитать рассказ (текст, приложение 1) Сладкова Н.Н. “Арифметика леса”.

2. Задает вопросы:

– О представителях, каких царств идет речь в данном рассказе?
– Как связаны животные, растения в природном сообществе?
– Организмы, каких царств не упомянуты в данном тексте?
– Какую роль выполняют растения, животные, грибы, бактерии в природном сообществе?
– Как называются биологические науки, изучающие растения, животных, грибы, бактерии?
– Возможно ли длительное существование природного сообщества при отсутствии в нем представителей какого-либо царства? Почему?
– Найдите в тексте примеры конкурентных отношений, хищника – жертвы, паразит– хозяин, взаимовыгодных отношений.
– С какими трудностями сталкиваются организмы, вступая в отношения, друг с другом?
– Какие взаимные приспособления формируются у хищников и жертв, в природном сообществе?

3. Определяет (в процессе диалога) ключевые слова урока и записывает их на доске.

Деятельность учащихся.

Читают текст, вступают в диалог; вспоминают царства живой природы, роль растений, животных, грибов, бактерий в природном сообществе. Отмечают связи между различными организмами в природном сообществе (лесном), называют науки ботанику, зоологию, микологию, бактериологию. Предлагают варианты взаимоотношений между организмами в природном сообществе не отраженные в тексте, используя личностный опыт, называют виды взаимоотношений организмов, возникающие в природном сообществе.

Определяют ключевые слова урока: конкурентные отношения, отношения хищник – жертва, паразит– хозяин, взаимовыгодные отношения.

2. Создание проблемной ситуации.

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

Деятельность учителя

1. Демонстрирует рисунки (Рисунок 1, 2).

2. Задает вопросы:

– При каких условиях возникают конкурентные отношения между организмами.
– Какие изменения в отношениях между хищниками мы часто наблюдаем при их содержании в домашних условиях, по сравнению с отношениями в природном сообществе?
– Можно ли считать избегание конкурентных отношений между хищными животными обитающих совместно в домашних условиях результатом вмешательства человека? Почему? Какие условия изменяет человек для избегания конкуренции этих животных (рисунок 2)?
– Можно ли назвать взаимоотношения человек – собака, человек – кошка взаимовыгодными?

3. Учитель демонстрирует рисунок 3.

– Я предполагаю, что отношения паразит-хозяин существуют только в естественных природных сообществах. Среди живых организмов, обитающих на одной территории с человеком, эти отношения не встречаются. Так ли это?
– Что необходимо знать об отношениях паразит-хозяин, чтобы доказать или опровергнуть данную гипотезу?
– Где найти эти знания?
– Какие меры профилактики и гигиены нужно соблюдать, чтобы избежать заражения паразитами? Почему вы так думаете?
– Какую роль в природном сообществе играют паразиты?

Деятельность учащихся.

Рассматривают рисунки, вспоминаем за обладание какими ресурсами организмы вступают в конкурентные отношения, высказывают мнение об изменении человеком условий приводящих к снижению конкуренции между организмами живущими рядом с ним, предполагают степень доступности необходимых ресурсов в разных условиях. Приводят примеры взаимовыгодных отношений в естественных и искусственно созданных природных сообществах.

Вспоминают виды паразитов и условия необходимые для их жизни, способы заражения. приводят примеры заболеваний вызванные паразитами, предполагают, что на рисунке 3 для человека может сложиться ситуация при которой произойдет заражение паразитами, высказывают мнение об отрицательной и положительной роли паразитов в природном сообществе. Высказывают своё мнение о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни, предлагают различные источники знаний, выдвигают предположения.

3. Целеполагание.

Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности.

Деятельность учителя.

1. Формулирует и записывает учебную задачу: “Какие приспособления приобрели живые организмы, вступая в различные типы отношений для длительного существования?”

2. Предлагает учащимся обсудить возникающие вопросы о том, что мы не знаем о приспособлениях организмов при отношениях: конкурентных, хищник – жертва, паразит – хозяин, взаимовыгодных. Ответы заносим в таблицу.

– Какое строение более выгодное для растений при конкурентных отношениях в сосновом лесу?
– Какие приспособления имеют паразиты для прикрепления к телу хозяина?
– Какие приспособления имеют хищники и жертвы? Значение наличия когтей, хищных, зубов, расположение глаз, затаивание, устрашающие позы и т. д.

3. Предлагает учащимся определить способы решения учебной задачи и поиска новых знаний, корректирует и обобщает мнения.

Деятельность учащихся Записывают задачу в тетрадь, высказывают свои мнения, заполняют таблицу.

Высказывают предположения.

4. Планирование.

Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал.

Деятельность учителя

1. Формирует группы.
2. Раздает текст (материал Приложения 2).
3. Раздает инструкции к групповой работе.

Деятельность учащихся

Занимают места в группах, работают в группах, согласно инструкции.

Инструкция (общая часть для всех групп)

1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.
2. Прочитайте текст.
3. Составьте план текста.

1-я группа.

– Сформулируйте и запишите определение “Конкуренция – это…”.

Пользуясь описанием конкурентных отношений, предложите схему конкурирующих организмов и ресурсы за которые они вступают в борьбу.

2-я группа.

– Охарактеризуйте различные виды приспособлений, которыми обладают хищники. Изобразите эти приспособления в виде предупреждающих знаков для жертв.

– Составьте таблицу взаимовыгодных отношений между растениями и животными.

3-я группа.

– Заполните схему.

Значение паразитов в природном сообществе.

“+” -

– Охарактеризуйте различные виды приспособлений, которыми обладают жертвы. Изобразите эти приспособления в виде предупреждающих знаков для хищников.

5. Открытие нового знания.

Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

Деятельность учителя.

1. Заслушивает командиров групп с результатами работы. Просит командира оценить вклад товарищей по команде в процессе выполнения задания.

2. Проводит рефлексию деятельности в группах.

– Сформулируйте цель, стоявшую пред вами.
– Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет.
– Решите, какие действия нужно оставить, а какие – изменить.

3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового.

Деятельность учащихся.

Выступление командиров, обмен мнениями, обсуждение творческих заданий, их дополнение; рефлексия деятельности в группе.

6. Применение нового знания.

Цель: применить знания в новой ситуации

Деятельность учителя

Предлагает выполнить задания.

1. Сравнить типы отношений организмов в природных сообществах. Найти черты сходства и различия.

2. Предложите варианты, как может использовать полученные знания об отношениях организмов в природных сообществах человек, используя их в повседневной жизни.

3. Подводит итог по достижению цели урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, давших наиболее верные ответы.

Деятельность учащихся.

Выполняют задание.

Выполняют задание.

7. Рефлексия.

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

1. Повторяет тему и задачи урока, соотносит с планом работы, записанным на доске, оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

2. Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: повторяют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, дают оценку всему учебному процессу. Определяют степень своего продвижения к цели.

Литература

  1. Сухорукова Л.Н. Биология. Живой организм. 5–6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013 г. С. 34–36.
  2. Сладков Н.Н. Собрание сочинений в 3-х томах. Т. 2. Очерки, рассказы. – Л.: Дет. лит., 1988. С. 122.
  3. Саркисова И.И. Приемы педагогической техники для развития универсальных учебных действий // справочник заместителя директора школы. – 2012. – № 9. С. 34–38.