Цель урока:
формирование представлений о различных типах отношений между организмами
и приспособлениях к совместному обитанию в природном сообществе.
Планируемые образовательные результаты. |
||||||||||||
Предметные. | Метапредметные. | Личностные. | ||||||||||
Выделение компонентов природного сообщества взаимосвязанных между собой, основных типов отношений организмов в сообществах, условий влияющих на эти отношения и приспособления организмов для длительного и устойчивого существования в сообществе. | Умение работать с источниками биологической информации, умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения. | Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений. | ||||||||||
Решаемые учебные проблемы. | Развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития. | |||||||||||
Основное содержание учебного материала. | Взаимодействие организмов в природном сообществе. Основные типы отношений. Условия формирующие эти отношения. Приспособления организмов обеспечивающие длительное и устойчивое существование сообщества. | |||||||||||
Структура урока |
||||||||||||
I.
Актуализация знаний.
Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений. |
||||||||||||
Деятельность учителя.
1. Предлагает прочитать рассказ (текст, приложение 1) Сладкова Н.Н. “Арифметика леса”. 2. Задает вопросы: – О представителях, каких царств идет речь в данном рассказе? 3. Определяет (в процессе диалога) ключевые слова урока и записывает их на доске. |
Деятельность учащихся.
Читают текст, вступают в диалог; вспоминают царства живой природы, роль растений, животных, грибов, бактерий в природном сообществе. Отмечают связи между различными организмами в природном сообществе (лесном), называют науки ботанику, зоологию, микологию, бактериологию. Предлагают варианты взаимоотношений между организмами в природном сообществе не отраженные в тексте, используя личностный опыт, называют виды взаимоотношений организмов, возникающие в природном сообществе. Определяют ключевые слова урока: конкурентные отношения, отношения хищник – жертва, паразит– хозяин, взаимовыгодные отношения. |
|||||||||||
2. Создание проблемной
ситуации.
Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения. |
||||||||||||
Деятельность учителя
1. Демонстрирует рисунки (Рисунок 1, 2). 2. Задает вопросы: – При каких условиях возникают конкурентные отношения между
организмами. 3. Учитель демонстрирует рисунок 3. – Я предполагаю, что отношения паразит-хозяин существуют только в
естественных природных сообществах. Среди живых организмов, обитающих на
одной территории с человеком, эти отношения не встречаются. Так ли это? |
Деятельность учащихся. Рассматривают рисунки, вспоминаем за обладание какими ресурсами организмы вступают в конкурентные отношения, высказывают мнение об изменении человеком условий приводящих к снижению конкуренции между организмами живущими рядом с ним, предполагают степень доступности необходимых ресурсов в разных условиях. Приводят примеры взаимовыгодных отношений в естественных и искусственно созданных природных сообществах. Вспоминают виды паразитов и условия необходимые для их жизни, способы заражения. приводят примеры заболеваний вызванные паразитами, предполагают, что на рисунке 3 для человека может сложиться ситуация при которой произойдет заражение паразитами, высказывают мнение об отрицательной и положительной роли паразитов в природном сообществе. Высказывают своё мнение о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни, предлагают различные источники знаний, выдвигают предположения. |
|||||||||||
3. Целеполагание.
Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности. |
||||||||||||
Деятельность учителя.
1. Формулирует и записывает учебную задачу: “Какие приспособления приобрели живые организмы, вступая в различные типы отношений для длительного существования?” 2. Предлагает учащимся обсудить возникающие вопросы о том, что мы не знаем о приспособлениях организмов при отношениях: конкурентных, хищник – жертва, паразит – хозяин, взаимовыгодных. Ответы заносим в таблицу. – Какое строение более выгодное для растений при конкурентных
отношениях в сосновом лесу? 3. Предлагает учащимся определить способы решения учебной задачи и поиска новых знаний, корректирует и обобщает мнения. |
Деятельность учащихся
Записывают задачу в тетрадь, высказывают свои мнения, заполняют
таблицу.
Высказывают предположения. |
|||||||||||
4. Планирование.
Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал. |
||||||||||||
Деятельность учителя
1. Формирует группы. |
Деятельность учащихся Занимают места в группах, работают в группах, согласно инструкции. Инструкция (общая часть для всех групп) 1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами
работы. 1-я группа. – Сформулируйте и запишите определение “Конкуренция – это…”. Пользуясь описанием конкурентных отношений, предложите схему конкурирующих организмов и ресурсы за которые они вступают в борьбу. 2-я группа. – Охарактеризуйте различные виды приспособлений, которыми обладают хищники. Изобразите эти приспособления в виде предупреждающих знаков для жертв. – Составьте таблицу взаимовыгодных отношений между растениями и животными. 3-я группа. – Заполните схему. Значение паразитов в природном сообществе.
– Охарактеризуйте различные виды приспособлений, которыми обладают жертвы. Изобразите эти приспособления в виде предупреждающих знаков для хищников. |
|||||||||||
5. Открытие нового
знания.
Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения. |
||||||||||||
Деятельность учителя.
1. Заслушивает командиров групп с результатами работы. Просит командира оценить вклад товарищей по команде в процессе выполнения задания. 2. Проводит рефлексию деятельности в группах. – Сформулируйте цель, стоявшую пред вами. 3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового. |
Деятельность учащихся.
Выступление командиров, обмен мнениями, обсуждение творческих заданий, их дополнение; рефлексия деятельности в группе. |
|||||||||||
6. Применение нового
знания.
Цель: применить знания в новой ситуации |
||||||||||||
Деятельность учителя Предлагает выполнить задания. 1. Сравнить типы отношений организмов в природных сообществах. Найти черты сходства и различия. 2. Предложите варианты, как может использовать полученные знания об отношениях организмов в природных сообществах человек, используя их в повседневной жизни. 3. Подводит итог по достижению цели урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, давших наиболее верные ответы. |
Деятельность учащихся. Выполняют задание. Выполняют задание.
|
|||||||||||
7. Рефлексия.
Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. |
||||||||||||
1. Повторяет тему и задачи
урока, соотносит с планом работы, записанным на доске, оценить меру
своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.
2. Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание. |
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: повторяют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, дают оценку всему учебному процессу. Определяют степень своего продвижения к цели. |
Литература
- Сухорукова Л.Н. Биология. Живой организм. 5–6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013 г. С. 34–36.
- Сладков Н.Н. Собрание сочинений в 3-х томах. Т. 2. Очерки, рассказы. – Л.: Дет. лит., 1988. С. 122.
- Саркисова И.И. Приемы педагогической техники для развития универсальных учебных действий // справочник заместителя директора школы. – 2012. – № 9. С. 34–38.