Коллективная деятельность учащихся на уроке физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии


Презентация. Слайд 1.

Федеральный государственный образовательный стандарт призван создать нормативные условия для реализации основной цели (миссии) общего среднего образования. В качестве методологической основы стандарта второго поколения заложен системно-деятельностный подход. Это формирование видов и форм деятельности ребенка, освоение которых поможет ему быть успешным на протяжении всей жизни. У современного школьника должна быть сформирована компетентность по обновлению компетенций. Т.е. формирование внутреннего ресурса человека по постоянному освоению, обновлению новых компетенций.

Среди социально–педагогических условий, объективно способствующих развёртыванию лидерского потенциала личности школьника в процессе её становления в образовательной среде, следует выделить физическую культуру. Базовым результатом образования в области физической культуры является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет “Физическая культура” способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций).

Слайд 2.

Исходя из этого, я определила цель образовательного процесса на уроках физической культуры как создание условий для включения учащихся в деятельностное обучение, изменение акцентов в учебной деятельности, нацеленных на интеллектуальное развитие школьников за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности, оказание им помощи в самоопределении, поддержки в выявлении и реализации индивидуальных возможностей.

Слайд 3.

Это может быть достигнуто через использование технологии лидерства на занятиях и вовлечение учащихся в деятельностное обучение с помощью решения следующих задач:

  • развивать умения в организации и управлении группой на занятиях,
  • развивать коммуникативные и рефлексивные умения,
  • развивать умения наблюдать, определять ошибки и пути их устранения,
  • развивать умения работать в группе.

Слайд 4.

Задача учителя – помочь школьникам научиться работать в группе, доброжелательно относиться к членам группы, развивать коммуникативные способности, умение предупреждать и разрешать конфликты.

Я решила воплотить это с помощью карт лидера. Карта лидера – это компактная “методичка” самостоятельной деятельности обучающегося, когда от него требуется понимание цели задания и способность организовать группу к выполнению этого задания. Качественный результат работы лидера и его группы определяется тем, насколько лидер способен демонстрировать свои умения в организации и планировании своих действий и действий группы, умения лидера применять разные способы коммуникации и, наконец, уметь оценить свою работу и работу группы.

Слайд 5, 6.

Мною используются карты лидера при проведении основной и подготовительной части урока (разминка), строевых упражнений, подвижных и спортивных игр.

На первых занятиях мы изучаем алгоритм действий, которые должен выполнить лидер при организации группы для выполнения простого задания. Например, переместить группу из одной точки зала в другую строевым шагом. Сейчас, в конце четверти, ребята свободно справляются с организацией более сложных заданий. Например, для проведения разминки группе предлагается набор упражнений. Они должны выбрать те, которые соответствуют заданию, например для разминки мышц тела. Важно, чтобы каждый ученик попробовал себя в роли лидера группы.

Карта лидера, представляет собой планшет, где представлены цель, описание содержания задания, комментарии методического характера. Практические задания в картах лидера даны в описаниях или же изображены в схемах. Особая часть (в конце карты), развивающая у обучающихся умения наблюдать и оценивать ключевые моменты выполнения заданий, представлена вопросами для обсуждения с группой и вопросами к лидеру. Обсуждение совместных действий по окончанию занятия организует учитель, и здесь важно создать обстановку позитивного разговора, при котором каждый участник имеет возможность говорить личные впечатления. Любое критическое мнение должно быть оформлено девизом: “Что можно улучшить?”.

Слайд 7–20.

Для оценки личностных достижений обучающихся использую “Портфолио”, в котором отражаются: уровень физической подготовленности, участие в спортивных и общественных мероприятиях, проведение занятий, самооценка личных достижений, рейтинговая оценка. Рейтинг выстраивается по итогам участия в мероприятиях и проведения занятий, учитывается уровень физического развития один раз в четверть.

Идея поддержки самостоятельной работы обучающихся с помощью различных учебных пособий не нова, она давно и успешно применяется в обучении. Я ставила основной задачей создать универсальный практический ресурс, который бы не инструктировал ученика в его самостоятельной работе, а побуждал к поиску и анализу правильных действий через планирование и организацию, наблюдение и оценивание собственных поступков.

Преимуществами использования технологии лидерства являются:

  • учёт возрастных интересов, потребностей обучающихся (в том числе в социально значимых видах деятельности);
  • возможность включения в обучение значительного количества учащихся (на добровольной основе);
  • практическая направленность обучения (приобретение конкретных организаторских умений и навыков);
  • многообразие форм спортивной деятельности, в том числе досуговой;
  • игровая форма проведения.