Урок письма "Научись писать письма". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели и задачи:

  • развитие интереса обучающихся к эпистолярному жанру письма;
  • воспитание познавательного интереса к написанию бытового, делового письма;
  • воспитание бережного отношения в своему языку;
  • привитие культурного письма;
  • воспитание вдумчивого, уважающего читателя, способного сострадать и любить.

Оборудование:

  • запись слов на доске, значение которых нужно найти в толковом словаре;
  • картинки с требованиями к написанию письма;
  • карточки с афоризмами;
  • выставка книг;
  • видеозапись фрагмента из кинофильма по роману А.С. Пушкина “Евгений Онегин” (Татьяна Ларина пишет письмо Евгению Онегину);
  • аудиозапись письма С.Есенина матери.

Ход урока

I. Организационный момент.

Обучающиеся сидят за партами, поставленными буквой П. В середине перед обучающимися стол с телевизором и музыкальным центром. Сбоку стол учителя.

II. Работа над понятием “письмо”.

Беседа с обучающимися:

Ребята! Скажите , пожалуйста, в чьей семье регулярно получают и пишут письма?

Как вы думаете, почему сейчас письма пишут реже и получают нечасто?

Ответы: + существуют мобильные телефоны, телефонная связь в виде переговоров, видеосвязь, интернет.

Каково бы было ваше состояние, если бы вы получили письмо, адресованное вам лично?

Ответы: переживания, желание узнать, о чем оно; удивление; трепетное состояние.

III. Работа в тетрадях.

Написать слово “письмо” в тетрадях и подобрать к нему однокоренные слова. В это время 1 ученик смотрит по толковому словарю, сколько значений имеет это слово. Запись в тетрадь одного из толкований.

IV. Слово учителя.

Написать письмо в давние времена считалось одним из самых замечательных занятий. Высказать свою печаль, горе, радость, желание свидеться или поплакать на плече друга можно было в письме. Даже Ванька Жуков в рассказе А.П. Чехова “Ванька” свою тоску и боль рассказал в письме к дедушке, адреса которого он даже не знал.

V. Анализ последних строк письма Ваньки.

Ученики пишут в тетрадях, какой жизнью живет Ванька и почему он хочет домой, какие чувства вызывали строчки письма, что особенно произвело сильное впечатление.

Сообщения учащихся о письме:

1. Художественная литература постоянно “оглядывается” на бытовое письмо, вводя его в текст литературного произведения, воспроизводя его структуру в самых разных жанрах и формах. То это найденное или похищенное письмо хранящее тайну исходного события; то гоголевский Поприщин в “Записках сумасшедшего” узнает много нового о самом себе из переписки двух собак; то поэты сравнивают свое творчество с “письмом в бутылке” ждущим своей встречи с потомками. У этой оглядки есть множество причин.

2. В словесном искусстве бытовое письмо было прямым предком далеко разошедшихся жанров эпистолярного романа и литературного манифеста, газетного фельетона и стихотворного послания. Литературное письмо обособлялось от своего бытового двойника, постепенно вводя то вымышленного адресата, то маску адресата, т.е. автора письма, снимая подробные обращения в начале и многочисленные приветы в конце. Да и в бытовом письме стремившемся стать литературным, эти ритуальные черты корреспонденции со временем становятся предметом пародирования: умиравший, но не умерший Карамзин, хотя еще слабый, как тень, сердечно желает: “Обнимаю тебя и будущих детей твоих особенно Спиридонушку и Луизу” А.К. Толстой – А.М. Жемчужникову.

3. Письмо представляло собой запасы тематической и стилевой свободы, “болтовни”, т.е. легкости перехода с предмета на предмет независимо от его значительности. Эту открытость разным жанрам бытовое письмо передавало своим литературным потомкам. Содержанием его бывает изображение различных чувствований, мыслей, а иногда и описание происшествий и вообще все, что входит в состав обыкновенных писем… Каждый род стихотворений имеет особенное свойство: ода – торжественность, песня – нежность, басня – простоту, сатира – колкость, элегия – уныние и т.д.

VI. Работа с текстом стихотворения С.Есенина “Ответ” адресованного матери. Звучит аудиозапись письма. Текст письма лежит на каждой парте. Ученики выписывают в тетрадь слова, с которыми Сергей Есенин обращается к матери: старушка милая, родимая, милая, родная.

Сообщение учителя. О каких бы письмах не шла речь; в них отражается время автора и его адресата, его современников. Письма великих людей вековой давности – всегда открытие, потому что на них лежит отпечаток истории, отблеск событий.

Чтение письма С.А. Берс М.Н. Толстому еще до замужества одним из учеников.

“[1862г. Августа 28. Покровское Стрешнево]

Если б я была государыня, я прислала бы вам в день вашего рождения всемилостивейший рескрипт, а теперь, как простая смертная, просто поздравляю вас с тем, что вы в один прекрасный день увидели свет божий, и желаю вам долго еще, и если можно всегда, смотреть на него теми глазами, какими вы смотрите теперь.
Соня.”

С какой искренностью, душевностью пишет Татьяна Ларина письмо Евгению Онегину. Просмотр фрагмента из кинофильма “Евгений Онегин”.

Содержательность, душевное тепло, ясность, откровенность, любовь и уважение пушкинских писем к жене напоминают о высокой ценности человеческой жизни. Тексты писем Н.Н. Пушкиной на каждой парте. Ученики читают эти письма и записывают в тетрадь особенно понравившиеся выражения, предложения (5–6 минут).

VII. Слово учителя. Связь поколений… Извечная проблема общественного развития – передача жизненного и исторического опыта от одного поколения к другому. Передача эта может идти и идет разными, иной раз сложными путями и в разных формах. Одной их этих форм являются родительские письма и поучения детям.

Прочитайте письмо В.А. Сухомлинского к сыну. Избрав жанр родительского поучения, автор обращается не только к своему сыну, но и ко всей молодежи, выбирающей свой жизненный путь. Работа в группах с текстом письма В.А. Сухомлинского своему сыну. Ученики зачитывают родительские наставления, советы, записывают в тетрадь самые нужные на их взгляд наставления.

VIII. Слово учителя. Старые, дорогие сердцу письма. Письма 1941–1945 годов.

Фронтовые треугольники, письма наших дедов и прадедов, которым уже более шестидесяти лет. Они давно стали семейной реликвией, святыней, памятью, документами, достоянием музеев Боевой Славы.

Ученик нашей школы Виктор Ракитин в 1941 году закончил её с золотой медалью и добровольно ушел на фронт. Это единственный сын, погибший на фронте. Письма его хранятся в нашем музее.

Работа с текстом письма с фронта. Ксерокопию одного из писем и фотографию автора ученики получают в группах, делятся впечатлениями.

IX. Слово учителя. Академик Д.С. Лихачев уверяет нас, что письма являются хорошими помощниками в овладении искусством слова: “… пишите письма друзьям, ведите дневники, пишите воспоминания. В момент их написания вы не только учитесь писать – вы невольно отчитываетесь в своей жизни. …через письмо дайте почувствовать себя, свое расположение к симпатичному вам человеку”.

X. Работа с мобильным телефоном. Время течет быстро, достижения в науке и технике велики. Вот и у вас сегодня у каждого мобильный телефон. Напишите SMS – сообщение самому близкому человеку.

Ученики читают свои сообщения мамам, бабушкам, папам, друзьям.

Учитель: много ил вы могли сказать своим близким людям? Нет.

Ученики объясняют почему.

Сегодня, следуя совету Д.С. Лихачева, мы будем учиться писать письма. Ученики получают карточки с основными требованиями к написанию письма:

  • Начало (дата, месяц, форма обращения к адресату);
  • Основная часть (деловая или личная информация, просьба, предложения, пожелания, приветы);
  • Конец (пожелания, подпись, дата, и местонахождение отправителя письма).

Учитель раздает карточки с афоризмами.

XI. Беседа с учащимися.

Какие бы чувства хотели отобразить в своем письме? Называют: беспредельная радость, тревога, сомнение, стук сердца, характер и т.д.

XII. Итог урока.

Что такое письмо? Ответ записывается в тетрадь.

Задание на дом: написать письмо другу на конкурс “Лучший урок письма – 2009”. Чтобы послания было интересными и содержательными предлагается использовать афоризмы.

Приложение.

Список использованной литературы

  1. Д.С. Лихачев, Письма о добром и прекрасном. – М.: Детская литература, 1989.
  2. В.А. Сухомлинский, Письма к сыну. – М.: Просвещение, 1979. – с.3–8.
  3. А.П. Чехов “Ванька”.
  4. С.А. Толстая. Письма к Л.Н. Толстому. – М.: АСАДЕMGA, 1936. – с.4.
  5. А.С. Пушкин. Письма. 9 том. – М.: правда, 1954, с.74–75.
  6. К.В. Душенко. Большая книга афоризмов. Изд.7-е, испр. – М.:2003. – с 588–589.
  7. Составитель Новиков В.И. Энциклопедический словарь.