Цели и задачи:
- развитие интереса обучающихся к эпистолярному жанру письма;
- воспитание познавательного интереса к написанию бытового, делового письма;
- воспитание бережного отношения в своему языку;
- привитие культурного письма;
- воспитание вдумчивого, уважающего читателя, способного сострадать и любить.
Оборудование:
- запись слов на доске, значение которых нужно найти в толковом словаре;
- картинки с требованиями к написанию письма;
- карточки с афоризмами;
- выставка книг;
- видеозапись фрагмента из кинофильма по роману А.С. Пушкина “Евгений Онегин” (Татьяна Ларина пишет письмо Евгению Онегину);
- аудиозапись письма С.Есенина матери.
Ход урока
I. Организационный момент.
Обучающиеся сидят за партами, поставленными буквой П. В середине перед обучающимися стол с телевизором и музыкальным центром. Сбоку стол учителя.
II. Работа над понятием “письмо”.
Беседа с обучающимися:
Ребята! Скажите , пожалуйста, в чьей семье регулярно получают и пишут письма?
Как вы думаете, почему сейчас письма пишут реже и получают нечасто?
Ответы: + существуют мобильные телефоны, телефонная связь в виде переговоров, видеосвязь, интернет.
Каково бы было ваше состояние, если бы вы получили письмо, адресованное вам лично?
Ответы: переживания, желание узнать, о чем оно; удивление; трепетное состояние.
III. Работа в тетрадях.
Написать слово “письмо” в тетрадях и подобрать к нему однокоренные слова. В это время 1 ученик смотрит по толковому словарю, сколько значений имеет это слово. Запись в тетрадь одного из толкований.
IV. Слово учителя.
Написать письмо в давние времена считалось одним из самых замечательных занятий. Высказать свою печаль, горе, радость, желание свидеться или поплакать на плече друга можно было в письме. Даже Ванька Жуков в рассказе А.П. Чехова “Ванька” свою тоску и боль рассказал в письме к дедушке, адреса которого он даже не знал.
V. Анализ последних строк письма Ваньки.
Ученики пишут в тетрадях, какой жизнью живет Ванька и почему он хочет домой, какие чувства вызывали строчки письма, что особенно произвело сильное впечатление.
Сообщения учащихся о письме:
1. Художественная литература постоянно “оглядывается” на бытовое письмо, вводя его в текст литературного произведения, воспроизводя его структуру в самых разных жанрах и формах. То это найденное или похищенное письмо хранящее тайну исходного события; то гоголевский Поприщин в “Записках сумасшедшего” узнает много нового о самом себе из переписки двух собак; то поэты сравнивают свое творчество с “письмом в бутылке” ждущим своей встречи с потомками. У этой оглядки есть множество причин.
2. В словесном искусстве бытовое письмо было прямым предком далеко разошедшихся жанров эпистолярного романа и литературного манифеста, газетного фельетона и стихотворного послания. Литературное письмо обособлялось от своего бытового двойника, постепенно вводя то вымышленного адресата, то маску адресата, т.е. автора письма, снимая подробные обращения в начале и многочисленные приветы в конце. Да и в бытовом письме стремившемся стать литературным, эти ритуальные черты корреспонденции со временем становятся предметом пародирования: умиравший, но не умерший Карамзин, хотя еще слабый, как тень, сердечно желает: “Обнимаю тебя и будущих детей твоих особенно Спиридонушку и Луизу” А.К. Толстой – А.М. Жемчужникову.
3. Письмо представляло собой запасы тематической и стилевой свободы, “болтовни”, т.е. легкости перехода с предмета на предмет независимо от его значительности. Эту открытость разным жанрам бытовое письмо передавало своим литературным потомкам. Содержанием его бывает изображение различных чувствований, мыслей, а иногда и описание происшествий и вообще все, что входит в состав обыкновенных писем… Каждый род стихотворений имеет особенное свойство: ода – торжественность, песня – нежность, басня – простоту, сатира – колкость, элегия – уныние и т.д.
VI. Работа с текстом стихотворения С.Есенина “Ответ” адресованного матери. Звучит аудиозапись письма. Текст письма лежит на каждой парте. Ученики выписывают в тетрадь слова, с которыми Сергей Есенин обращается к матери: старушка милая, родимая, милая, родная.
Сообщение учителя. О каких бы письмах не шла речь; в них отражается время автора и его адресата, его современников. Письма великих людей вековой давности – всегда открытие, потому что на них лежит отпечаток истории, отблеск событий.
Чтение письма С.А. Берс М.Н. Толстому еще до замужества одним из учеников.
“[1862г. Августа 28. Покровское Стрешнево]
Если б я была государыня, я прислала бы вам в день вашего рождения
всемилостивейший рескрипт, а теперь, как простая смертная, просто поздравляю вас
с тем, что вы в один прекрасный день увидели свет божий, и желаю вам долго еще,
и если можно всегда, смотреть на него теми глазами, какими вы смотрите теперь.
Соня.”
С какой искренностью, душевностью пишет Татьяна Ларина письмо Евгению Онегину. Просмотр фрагмента из кинофильма “Евгений Онегин”.
Содержательность, душевное тепло, ясность, откровенность, любовь и уважение пушкинских писем к жене напоминают о высокой ценности человеческой жизни. Тексты писем Н.Н. Пушкиной на каждой парте. Ученики читают эти письма и записывают в тетрадь особенно понравившиеся выражения, предложения (5–6 минут).
VII. Слово учителя. Связь поколений… Извечная проблема общественного развития – передача жизненного и исторического опыта от одного поколения к другому. Передача эта может идти и идет разными, иной раз сложными путями и в разных формах. Одной их этих форм являются родительские письма и поучения детям.
Прочитайте письмо В.А. Сухомлинского к сыну. Избрав жанр родительского поучения, автор обращается не только к своему сыну, но и ко всей молодежи, выбирающей свой жизненный путь. Работа в группах с текстом письма В.А. Сухомлинского своему сыну. Ученики зачитывают родительские наставления, советы, записывают в тетрадь самые нужные на их взгляд наставления.
VIII. Слово учителя. Старые, дорогие сердцу письма. Письма 1941–1945 годов.
Фронтовые треугольники, письма наших дедов и прадедов, которым уже более шестидесяти лет. Они давно стали семейной реликвией, святыней, памятью, документами, достоянием музеев Боевой Славы.
Ученик нашей школы Виктор Ракитин в 1941 году закончил её с золотой медалью и добровольно ушел на фронт. Это единственный сын, погибший на фронте. Письма его хранятся в нашем музее.
Работа с текстом письма с фронта. Ксерокопию одного из писем и фотографию автора ученики получают в группах, делятся впечатлениями.
IX. Слово учителя. Академик Д.С. Лихачев уверяет нас, что письма являются хорошими помощниками в овладении искусством слова: “… пишите письма друзьям, ведите дневники, пишите воспоминания. В момент их написания вы не только учитесь писать – вы невольно отчитываетесь в своей жизни. …через письмо дайте почувствовать себя, свое расположение к симпатичному вам человеку”.
X. Работа с мобильным телефоном. Время течет быстро, достижения в науке и технике велики. Вот и у вас сегодня у каждого мобильный телефон. Напишите SMS – сообщение самому близкому человеку.
Ученики читают свои сообщения мамам, бабушкам, папам, друзьям.
Учитель: много ил вы могли сказать своим близким людям? Нет.
Ученики объясняют почему.
Сегодня, следуя совету Д.С. Лихачева, мы будем учиться писать письма. Ученики получают карточки с основными требованиями к написанию письма:
- Начало (дата, месяц, форма обращения к адресату);
- Основная часть (деловая или личная информация, просьба, предложения, пожелания, приветы);
- Конец (пожелания, подпись, дата, и местонахождение отправителя письма).
Учитель раздает карточки с афоризмами.
XI. Беседа с учащимися.
Какие бы чувства хотели отобразить в своем письме? Называют: беспредельная радость, тревога, сомнение, стук сердца, характер и т.д.
XII. Итог урока.
Что такое письмо? Ответ записывается в тетрадь.
Задание на дом: написать письмо другу на конкурс “Лучший урок письма – 2009”. Чтобы послания было интересными и содержательными предлагается использовать афоризмы.
Список использованной литературы
- Д.С. Лихачев, Письма о добром и прекрасном. – М.: Детская литература, 1989.
- В.А. Сухомлинский, Письма к сыну. – М.: Просвещение, 1979. – с.3–8.
- А.П. Чехов “Ванька”.
- С.А. Толстая. Письма к Л.Н. Толстому. – М.: АСАДЕMGA, 1936. – с.4.
- А.С. Пушкин. Письма. 9 том. – М.: правда, 1954, с.74–75.
- К.В. Душенко. Большая книга афоризмов. Изд.7-е, испр. – М.:2003. – с 588–589.
- Составитель Новиков В.И. Энциклопедический словарь.