Учебное занятие "Определение проблемы и авторской позиции" в рассказе писателя Ю.Буйды "Продавец добра"

Разделы: Русский язык


Цель: формирование навыков работы с текстом по определению авторской позиции, создание условий для личностно – ориентированной направленности обучения средствами технологии РКМЧП.

Оборудование: АРМ учителя, раздаточный материал (рассказ Ю.Буйды “Продавец добра”)

1. Вступление.

- Сегодня на уроке мы будем читать и обсуждать текст современного писателя Юрия Буйды “Продавец добра”. (Приложение 1) (Слайд 1)

2. Стадия вызова. Обмен мнениями. Свободное письмо.

- Ребята, посмотрите на название рассказа, подумайте и напишите, ещё не приступая к чтению, о чём, на ваш взгляд, пойдет речь в тексте. (Слайд 2). Презентация

(Зачитывание учащимися вариантов ответов)

Обращение внимания учащихся к лексическим значениям слова “добро” (Слайд 3)

Добро

1. Положительное начало в нравственности, ант. зло . Люди стремятся к истине, добру и красоте.

2. Личное имущество, пожитки. Сундуки полны добра.

Добро - морально-этическая категория, являющаяся положительной, т.е. желаемой, ценностью человеческих отношений.

- Таким образом, речь в рассказе может идти о человеке, который торгует добром.

А может быть, и другое: речь пойдет о добре как о философском понятии (т.е. положительной ценностью человеческих отношений).

Но можно ли такое добро продавать?

3. Стадия осмысления содержания текста. (Чтение 1 части текста) (Слайд 4)

(Объяснение значения слова “скобяной товар”)

- Прочитайте 1 часть текста. Выпишите из части ключевое(ые) слово(а). Запишите ответ на предложенный вопрос: Почему автор дал герою имя, а жена только “толстенькая энергичная бабёшка”?

(Ю.Буйда в 1 части сразу представляет своего героя по имени, тем самым высказывая своё уважение к герою. Ключевым словом является слово “добро”. Причём употребляется оно и в 1, и во 2-м лексических значениях. (“Добра-то много – да добра нет”. Именно Родион Иванович замечает то, что в жизни нет или почти не осталось добра).

- Попытайтесь представить, что произойдет дальше? Кратко запишите свой ответ. (Что-то должно случиться)

Чтение 2 части текста. (Слайд 5)

- Оправдались ли ваши прогнозы о дальнейшем содержании текста?

- Что происходит с героем и почему? Кратко запишите ваш ответ.

Почему жителей это очень удивляет?

(Автор переносит нас в центр человеческой проблемы: сама жизнь заставила маленького человека сойти с ума. Жители городка не поняли, почему герой сошёл с ума. И тут же мы узнаём о занятии Родиона Ивановича, прославившего его на весь городок).

- Что же было в этих коробках? (Мнения учащихся)

Чтение 3 части текста. (Слайд 6)

- Насколько неожиданной была для вас эта часть?

- Что было в этих коробках? (По словам рассказчика, было “добро”. Это слово ключевое в рассказе).

- С этим словом мы уже встречались в 1 части рассказа, найдите его (“Добра-то у вас как много… и откуда только берётся?”, “Добра-то много – да добра нет”).

- Как вы понимаете эту фразу?

(Родион Иванович противопоставляет 2 понятия: “добра материальное” и “добро духовное”)

- Как вы думаете, кто ещё так думает? Кто мог вложить эту мысль в уста Родиона Ивановича?

(И герой рассказа, и автор считают, что материальных ценностей у людей много, а духовного добра почти не осталось.)

- Следовательно, теперь мы уже можем сформулировать проблему текста (это вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления)? (Слайд 7)

Сформулируйте её письменно, используя следующие речевые клише: (Слайд 8)

1) В своем тексте писатель Ф.И. рассматривает (поднимает, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)…

2) Текст писателя Ф.И.О. заставил меня задуматься над проблемой (чего?)) (Слайд 9)

- Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и писатель не обошел ее вниманием…

- Действительно, проблема… очень серьезная и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в сферах массовой информации. Например, мы узнаем из новостей о том, что… . Все это, к сожалению, является результатом равнодушия к …

- Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано… . Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации…

- Попробуйте предсказать, чем закончится рассказ. (обмен мнениями)

Чтение 4 части рассказа. (Слайд 10)

- Что начал понимать с годами рассказчик?

- О каком добре идёт речь?

4. Стадия размышления. Свободное письмо.

- Как вы думаете, для чего автор поведал нам эту печальную историю? (Слайд 11)

(“Добро” - это высшая вечная человеческая ценность. Не случайно это “слово по-прежнему хорошо различимо”)

- Какова авторская позиция? (Отношение автора к поднятой проблеме) (Слайд 12)

Сформулируйте её письменно, используя следующие речевые клише. (Слайд 13)

  • Автор считает, что…
  • Автору важно убедить читателя в том, что … и подобная уверенность небезосновательна.
  • Цель автора – убедить читателей в том, что …
  • Автор стремится донести до читателя мысль о том, что …

Зачитывание учащимися своих вариантов написанного

(Слова рассказчика о том, что, спустя несколько лет, он всё – таки понял истинный смысл слова “добро” и продолжает хранить коробочку обнадёживают).

5. Рефлексия. Составление синквейна. (Слайд 14, 15)

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Добро

главное, важное (хорошее, полезное)

Спасает, обнадёживает, помогает.

Добро – высшая вечная ценность.

(Добро спасёт мир)

Необходимость)