Проект-исследование по русскому языку "Имя родного дома"

Разделы: Русский язык


Цели урока.

Обучающие:

  • продолжить работу над повторением по теме “Имя существительное”;
  • расширить и углубить знания о русском языке (по теме “Имена собственные)”;
  • познакомить учащихся с такими разделами языкознания, как топонимика и этимология;
  • организовать проектную работу учащихся: анализ и представление собранной информации, формулирование выводов, подготовка и представление презентаций проекта, подготовленных в группах и индивидуально;
  • формировать понимание русского языка как системы, развивающейся вместе с развитием общества, отражающей особенности национального видения мира.
  • Развивающие:
  • развивать личность через познание языковой картины, истории родного края, других людей;
  • развивать исследовательские навыки и умения;
  • формировать и развивать умение самостоятельно приобретать знания: пользоваться справочной, краеведческой, научной литературой;
  • развивать умение публично выступать и общаться на лингвистические темы (в форме монолога, диалога).

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к Родине, родному дому и его имени, к родным людям;
  • формировать понимание ценности слова, уважение и любовь к русскому языку;
  • воспитывать языковую личность.

Жанр урока: урок-презентация продукта проектной деятельности.

Тип урока: интегрированный, творческий, развивающий

Оснащение урока: презентации учебного исследования, подготовленные учащимися, текстовая информация о названии родного города, села, деревни.

Оборудование: ПК, проектор, экран, лингвистические словари.

Методологический подход: культурологический, личностно-деятельностный.

Методологические принципы: принцип гуманистической направленности, последовательности, наглядности, доступности и посильности обучения, опоры на базовое образование, принцип открытого образования, сотрудничества, принцип добровольности, личной значимости, научности, принцип, коммуникативности, принцип межпредметных связей.

Методы: беседа, лингвистическое исследование, исследовательское наблюдение, совместный поиск, диалог.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

Учитель. До XXII Олимпийских игр осталось 63 дня. Эстафета Олимпийского огня проходила по Владимирской области. В городах Муроме, Владимире, Суздале побывал олимпийский огонь. Студенты колледжа 16 октября участвовали во встрече олимпийского огня.

Сегодня на уроке мы с вами представим результат нашей проектной работы: вам предстоит объяснить смысл названия вашего родного города, села, деревни. И пусть олимпийский огонь не побывал на улицах ваших родных мест, но они не менее значимы, важны для каждого из вас, так как это ваша малая Родина. Там живут родные и любимые люди, там ваши корни, там вы научились любить и ценить красоту, получили первые знания о мире, сделали свой выбор.

Вы поступили учиться в Муромский педагогический колледж, который имеет славную историю. И мне сегодня представляется счастливая возможность познакомить вас с городом, в котором вы учитесь и живете, вернее с историей его названия. Наш город находится на территории Владимирской области, которая по площади равна территории современной Германии.

II. Изучение нового материала. Объявление темы урока. Постановка исследовательской проблемы.

Итак, тема нашего урока “Имена собственные – географические названия”. Вслед за олимпийским огнем мы “побываем” во Владимире, Муроме, Суздале, а также в других населенных пунктах не только Владимирской области и попытаемся объяснить тайну их названия.

В мире около 0,5 миллиарда географических названий. На территории России - несколько миллионов. На территории Владимирской области – более 2000. По данным В. Карловича в книге “Природа и экология Владимирской области” в области 915 рек, 339 озер, 100 болот и различных урочищ. Все эти объекты имеют свои имена. Почему их так называют? Кто дал им эти имена? Что эти, иногда непонятные названия означают? Ответ мы можем найти в топонимическом и этимологическом словарях.

Топонимика – раздел языкознания, изучающий собственные имена существительные - географические названия.

Запись на доске

“Географические названия – это, пожалуй, такая же материальная культура как остатки первобытных жилищ, посуды, как монеты, кости и т.д.”

филолог А.В. Суперанская

“Топографическое имя никогда не бывает случайным и лишенным всякого значения. В нем по большей части выражаются или какой-нибудь признак самого урочища, или характерная черта самой местности, предмета, или, наконец, какое-нибудь обстоятельство, более или менее любопытное для ума и воображения”

академик Я.К. Грот

III. Мотивация учебной деятельности. Совместное исследование проблемы.

Географические названия играют очень важную роль в жизни человека, его культуре, так как позволяют нам судить о том, какие народы в данном месте жили, какой у них был язык, культура, чем они занимались; то есть получить исторические сведения, а также судить, какая здесь была раньше природа, как и почему она изменилась и многое, многое другое. Тайны географических названий волнуют и будоражат умы людей различных профессий и склонностей. Результатами трудов этих людей стали, особенно в советское время, многочисленные научные, научно-популярные книги и публикации на данную тему, словари-справочники, учебные пособия.

Итогом нашей проектной деятельности также должен стать справочник “Топонимика Муромского педагогического колледжа”, все разделы которого будут составлены вами.

По какому же принципу появились имена собственные – географические названия?

Топонимика – часть науки ономастики - раздела языкознания, изучающая собственные имена, отчества людей, клички животных, имена космических тел и т.д. Сама топонимика включает в себя:

1) микротопонимику – совокупность названий лугов, покосов, лесов, урочищ, мелких элементов литосферы и гидросферы: холмы, овраги, долины, ручьи, озера, болота, родники, а также названия улиц, площадей, районов, городов;

2) антропонимику – совокупность географических названий, которые возникли от имен, фамилий, прозвищ людей, которые здесь жили;

3) оронимику – совокупность географических названий форм рельефа;

4) гидронимику – совокупность географических названий водных объектов суши;

5) бионимику – совокупность географических названий связанных с растительным и животным миром; а также;

6) топонимию - совокупность географических названий, выделяемых по каким-то характерным признакам: территориальному (Владимирская область), языковому, хронологическому, антропонимическому, оронимическому, гидронимическому, бионимическому. Из перечисленных определений ясно, что означают термины: топоним, микротопоним, ороним, гидроним, бионим, антропоним, которые часто можно встретить в книгах и статьях по топонимике.

Топонимика – это симбиоз трех наук: географии, истории и лингвистики, поэтому нельзя объяснить смысл того или иного названия, игнорируя хотя бы одну из составляющих топонимику наук.

Этимология – раздел языкознания, который объясняет происхождение слова.

Итак, чтобы объяснить смысл и значение какого-то географического названия, надо:

а) хорошо знать русский язык, прежде всего механизм словообразования;

б) фонетический разбор слов;

в) историю своего родного края, то есть когда он образовался, какие народы здесь жили, чем занимались, какие важнейшие исторические события проходили, какие люди его прославили и многое другое;

г) по географии надо хорошо знать рельеф, геологическое прошлое, воды, климат, растительный и животный мир, почвы, современные и прошлые занятия людей своего края, в частности Владимирской области.

Вы проделали серьезную исследовательскую работу, определяя смысл и значение имени своего родного дома – деревни, села, города, в котором вы живете. При представлении продукта вашей проектной деятельности прошу дать ответы на поставленные вопросы (это одна из методик изучения, осмысления и объяснения (толкования) географических названий – лингвистический и фонетический метод):

  1. Называемый объект (населенный пункт, водоём, урочище и т.д.).
  2. Его современное название.
  3. Имеет ли объект другие названия, имел ли он их в прошлом.
  4. С каких пор (насколько это можно выяснить) известно это название.
  5. Есть ли вблизи другие такие названия.
  6. Как местное население объясняет это название.
  7. Подтверждается ли это объяснение фактическими данными.

IV. Презентация. Решение исследовательской проблемы – обсуждение, диалог. Презентации

Открываем первый раздел нашего справочника по топонимике Муромского педагогического колледжа “Город Владимир”.

Презентация учащейся 1. Владимир – антропоним.

Одним из самых древних и самых красивых городов Владимирской области является Суздаль. Город с неповторимой культурой и архитектурой, давней историей. Откуда возникло его имя?

Учащийся. “Суздаль – один из красивейших и древнейших городов нашей страны. Такое же древнее и загадочное имеет он название, о происхождении которого с абсолютной точностью вряд ли возможно говорить.

Первое упоминание города в “Повести временных лет” относится к 1024 году. И называется город в летописи Суждалем. Славянская этимология предполагает в основе названия города глагол съзьдати со значением “сделать из глины”. Вероятно, от этого слова сначала было образовано имя какого-то человека (гончара или кирпичника), а затем по его имени получило название и поселение. Кроме того, если обратить внимание на окончание названия – ль и сравнить его с подобными названиями (Ярославль, Переславль), то можно объяснить происхождение, исходя из славянского языка, ведь в нем есть указание на строителя: Суздаль – город Сузда или Сужда.

Есть гипотеза, что название произошло от “суждоль”, что переводится на современный язык сочетанием: “основатель судил быть тут городу”. Так говорится в “Кратком топонимическом словаре” В.А. Никонова. Там же есть предположение, что название могло образоваться от слова “сушидало” – “осушаемое место”.

В то же время название Суздаль соотносится с другими топонимами, начинающимися на Су- (например, Судогда). Это наводит на мысль о нерусском его происхождении. Есть версия об угро-финском источнике: от эстонского suzi – “волк” или от мерянского суштар – “смородина”.
Суздаль. За этим названием стоит целая страница истории Руси и кроется целая вереница загадок. Этот топоним на протяжении долгих десятилетий был объектом пристального внимания ученых-историков. Но к сегодняшнему дню загадка названия города еще не решена”.

Учитель. Второй раздел нашего топонимического справочника будет посвящен городу Мурому. Муром не случайно вошел в число городов, через которые проходил путь олимпийского огня. Славен он своей историей, своими богатырями. Все вы знаете былины об Илье Муромце. А почему город носит такое название?

“По Оце реце где потече в Волгу, Мурома язык свой и Черемеси свой язык, Мордова свой язык”, говорил наш начальный летописец, перечисляя народы, населявшие древнюю Россию. “А се суть инии (т.е. не славянские) языцы, иже дань дают Руси: Чудь, Меря, Весь, Мурома, Черемись, Мордва”.

Название города достаточно прозрачно. Оно происходит от названия финно-угорского племени муромам, которое населяло эти территории до прихода славян. Первое упоминание его в русской летописи - “Повести временных лет” - датируется 862 годом. (Приложение 2.)

Муром – скорее всего антропоним.

Город расположен на берегу реки Оки. Почему река так называется?

В Википедии м находим следующую информацию: по мнению М. Фасмера, название Ока родственно готск. а?а “река”, др.-в.-нем. аhа, ср.-в.-нем. аhе “вода, река”, нов.-в.-н. Аа - название реки в Вестфалии, Швейцарии; лат. aqua “вода”.

В настоящее время получила распространение гипотеза В. Н. Топорова о происхождении названия Ока из балтийских языков. Она основывается на сопоставлении Ока с рядом литовских названий озёр и латышских микрогидронимов, образованных из лит. akis, латыш. acis - “1) незамерзающее место в реке, озере, болоте; 2) прорубь; 3) небольшое открытое пространство воды в зарастающем озере или болоте; 4) бьющий из глубины ключ; 5) глаз”. Несколько тысячелетий назад, когда возникло название реки, могло существовать и значение, непосредственно относящееся к этой крупной многоводной реке.

Название “Ока” – гидроним.

На следующем слайде представлены фотографии памятников архитектуры XIX века. Нет ли среди представленных знакомых вам?

Учащиеся узнали здание Муромского педагогического колледжа.

В XIX веке в здании колледжа располагалась женская гимназия. Об истории колледжа рассказывают стенды, которые находятся при входе и на первом этаже. На какой улице находится колледж и ваше общежитие?

Учащиеся. Колледж находится на улице Карла Маркса. Это название связано с историей социализма.

Учитель. Первоначально улица называлась Сретенской. Как вы думаете почему? На улице расположена Сретенская церковь. Это религиозное название.

Раздел третий “Город Меленки и меленковский район”.

О происхождении и значении названия города Меленки рассказывает учащаяся 2. Презентация.

Меленки – это районный центр во Владимирской области, расположенный в 120 км от Владимира. Город находится в восточной части Мещёрской низменности, на реке Унжа. Статус города Меленки получили в 1778 году.

Есть несколько точек зрения на происхождения названия города. В народе ходит версия о том, что название пошло от слова “мельница”. Говорят, будто бы здесь на реке в старину было много мельниц. Поэтому и на гербе изображена именно мельница. Только остаётся непонятным, почему на гербе появилась ветряная мельница, тогда как народное предание связывает название города с обилием мельниц на реке, то есть водяных.

Другая версия гласит, что своё название город получил от речки, которая была так мелка, что и называлась поэтому – Меленка.

Третья точка зрения говорит о том, что название это принесли с собой те, кто основывал здесь свои поселения.

Раздел четвертый “Гусь- Хрустальный и гусевской район”.

Учащаяся 3 представляет свой проект “Моя Родина”. Презентация. Рассказ о станции Вековка.

Еще один вариант объяснения названия подготовил учитель.

“Сколько дивных русских названий встречается на нашей владимирской земле. Например, от названия деревни Вековки, что находится в Гусевском районе, так и веет чем-то исконно русским, давним как век.

Собственно с этим словом – “век” – многие жители и связывают происхождение названия своей деревни. Поселение окружают старые вековые леса. От этого определения местные производят название Вековка. Версия красивая, но вряд ли она близка к истине.

Другая версия связывает название деревни с конкретным историческим лицом – великой княгиней Софьей Витовтовной (1371—1453). Она была женой великого князя московского Василия I (в 1390—1425 гг.). В малолетство сына Василия II управляла княжеством по завещанию супруга. Есть версия, что эти земли входили в состав княжества, которым управляла Софья Витовтовна. От отчества этой княгини, которая жила век долгий, и произошло, согласно гипотезе, название сначала местной речки, а потом и селения.

В “Толковом словаре живого великорусского языка” В.И. Даля. есть слово “веко”, или “вёко”. Это невысокая, круглая, лубочная коробка; лукошко, где держат печеный хлеб, хлебница; лукошко для семян; лукошко для сбора ягод, грибов, для держания разной мелочи и для выноса их на торг. Этим же словом называли само место продажи мелких товаров. От него и могло образоваться название деревни. Такая версия происхождения названия имеет право на существование, поскольку Вековка является местом, где проходит большая дорога. Есть железнодорожная станция Вековка, которая до сих пор является местом оживленной торговли мелкими изделиями из хрусталя и кварца”.

Раздел пятый “Вязниковский район”.

Учащаяся 4 нашла информацию о происхождении названия деревни Октябрьская.

Деревня Октябрьская находится в Вязниковском районе Владимирской области. У деревни есть еще одно название “Холуй”. Есть много версий о происхождении этого слова. Вот самая верная. Слово “холуй” образовано от “ХОЛ” или “ГОЛ”, т.е. “голый” - вычищенный до блеска. Здесь речь идет о территории без леса. Весь участок между Вязниками и Муромом – лесная зона. Но были и “голые” островки. Вот на одном таком безлесном участке и поставили первые избы будущие холуяне.

Есть версия, что давным-давно жили в нашей деревне в основном мужчины, и большинство из них были холостыми. Отсюда и пошло название “холуй”, т.е. холостой.

В советские времена деревню переименовали в Октябрьскую в честь Октябрьской революции 1917 года.

Раздел шестой “Гороховецкий район”.

Учащаяся 5 подготовила информацию об истории названии села Фоминки.

Село Фоминки расположено в 35 км на юго-запад от Гороховца на автодороге Гороховец - Муром. Из дошедших до нас документов можно узнать, что село возникло около 1550 года. Теперь ему более 450 лет.

Фоминки появились на берегу небольшого пруда, окруженного лесом. Сначала это был починок из одного, потом из двух крестьянских дворов. К концу 16-го века, в нём было три двора, и починок стал называться деревней. Возможно, свое название деревня получила от мужского имени Фома.

Самый большой седьмой раздел “Нижегородская область”.

О городе Навашино, об истории его названия рассказывает учащаяся 6.

В 1907 году близ села Липня Муромского уезда была построена небольшая судоверфь. Вскоре тут появился новый рабочий поселок Мордовщиково, в 1912 году открылась станция железной дороги Москва-Казань под названием Навашино. А с 1957 года село Липня и поселок Мордовщиково, население которых шибко разрослось благодаря развитию Окской Судоверфи, были объединены под статусом “Город Навашино”.

Название нового города произошло от расположенного невдалеке села Новашино, известного с 1629 года. Название, судя по всему, является производным от слова “новый”, по сравнению с другими более поздними поселениями.

Учащаяся 7 объясняет, что название деревни Новашино происходит от антропонима Новаша или Новашин (мужские имена на Руси).

Учащаяся 8 представила проектный продукт “Город Выкса”.

Начало поселению (селу Выкса) было положено созданием в 1757 году Выксунского железорудного завода, основанного братьями Баташевыми, выходцами из тульских мастеровых. Недалеко от завода и поселений протекала небольшая река Выксунь (по другим источникам река Выксунка), откуда и произошло название села.

Проект учащейся 8 “Рабочий поселок Досчатое”.

Первые исторические упоминания относятся ко второй половине XVI века. Название “Досчатое” связано с тем, что в селе строились досчаники (досчанки) для перевозки по реке железного литья. Старое название Рудня — указывает на наличие вблизи Досчатого железной руды, разработка которой велась в XVIII—XIX веках.

Современное Досчатое состоит из трёх отдельных сёл, которые ранее были на этом месте: самого Досчатого, Азовки и Решного.

Учащиеся 9,10 представляют проект “Филинское”. Презентация.

“Первое упоминание о нашем селе приходится на 1767 год. Но территория филинского края была заселена людьми ещё в незапаметные времена, т.е. 25 тысяч лет назад. Они занимались собирательством, охотой и рыболовством.

Как точно образовалось село Филинское, сейчас сказать сложно. Название объясняет легенда. В народе говорят, что раньше в муромских дремучих лесах, в которых разбойничал Соловей-разбойник, существовало несметное количество филинов. Первооснователи и назвали сельцо в честь этих птиц. “Ухал, ухал филин... так и получилось Филинское.” (Приложение 3).

V. Подведение итогов

Благодаря проведенному исследованию, мы составили справочник “Топонимика Муромского педагогического колледжа”. Правда, в нем представлена только одна группа Д-1, но данный список можно продолжить . А мы постараемся расширить и углубить полученные знания о топонимике и этимологии, будем внимательны к именам собственным, географическим названиям, к слову.

Писать “биографию” названий непросто. Нужно погружаться в древние языки, изучать жизнь людей прежних времен. Часто помогают лингвистам история, археология, география, энтография, астрономия и другие науки. Многие топонимические загадки уже решены, но над чем-то ученые ещё продолжают ломать голову. При работе над проектом мы узнали удивительные подробности, раскрыли для себя тайну рождения и значение различных наименований, употребляемых жителями Владимирской и Нижегородской областей.  

Топонимический материал составляет значительную часть лексики любого языка и заслуживает того, чтобы его изучали. Такая работа повышает уровень языковой культуры, совершенствует устную и письменную речь, навыки работы со справочной литературой, развивает логическое мышление, стилистическое чутье и  эстетический вкус.

Работа с топонимами расширяет кругозор, способствует формированию речевых навыков, прививает любовь к родному краю.  

7 февраля состоится открытие XXII Олимпийских игр в городе Сочи. И пусть эстафета олимпийского огня не прошла через многие города, поселки, деревни и села, но наши родные места мы любим от этого не меньше. Берегите свою малую Родину и гордитесь тем, что вы родились там и выросли. Необходимо знать историю родного дома, историю его имени, чтобы не быть Иванами, не помнящими родства.

Литература

1. Голубев В.И. Методика изучения и толкования географических названий Владимирской области или топонимия Владимирской области. – Ковров, 2005.

2. Требе Л.Л.. Как возникли географические названия Горьковской области. – Горький, 1962.

3. Смольницкая Г.П. Занимательная топонимика. – М., 1990. 

4. Поспелов Е.М. Школьный топонимический словарь. – М., 1988. 

5. book33.ru/category/vladimirskaya-obl-toponimika-nazvaniy?

6. bibliofond.ru/view.aspx?id=451825?

7. vladslovo.ru/toponimika/?

Приложение 1