Экологические проблемы о которых мы постоянно слышим, стали восприниматься нами как неизбежность, как нечто мало зависящее от нас лично .Главными причинами такой неадекватности являются недостаточная экологическая грамотность населения и отсутствие действенной системы воспитания. Возможность преодоления экологического кризиса в первую очередь связывается с формированием у человека экологического сознания.
Природоохранное просвещение-первый и важнейший ключ к решению проблем окружающей среды.
Среди направлений природоохранного просвещения деятельность учащихся на учебных экологических тропах является наиболее эффективной, поскольку при работе на них происходит непринужденное усвоение информации, получаемой в природной обстановке при максимальной наглядности .Дети в таких условиях раскрепощены, подвижны, имеют возможность удовлетворить свою любознательность, прикоснутся руками к природным чудесам и почувствовать себя настоящими натуралистами.
Включая в себя образование и воспитание, природоохранное просвещение признано распространять знания ,навыки и нормы поведения способствующие сохранению природы наряду с решением задач обучения и воспитания, тропы природы способствуют отдыху детей и охране природы.
Создание экологической тропы направлено на выполнение четырех задач: экологическое обучение, воспитание, сохранение природы, активный отдых.
Традиционные методы урочной работы направлены в основном на изучение теоретической базы предмета. Учащиеся осваивают теорию ,не видя и не осознавая, как проявляются законы биологии ,экологии в их реальной жизни.
Экологическое образование и просвещение обладают возможностями восстановления опыта цельного восприятия и, возможно возрождения экологической культуры, свойственной человеку изначально.
Для более эффективного обучения биологии, экологии необходимо проводить занятия не только на уроках, но и в природе- естественной среде обитание живых организмов.
Возможным решением этой проблемы может стать учебная экологическая тропа.
Экологическая тропа-это маршрут проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую , природоохранную и историческую ценность, на которой идущие получают устную или письменную информацию об этих объектах. Это одна из форм экологического мышления и мировоззрения.
Особенности проведения учебных экологических троп является сочетание отдыха и познания во время движения по маршруту тропы, что позволяет методами “скрытого обучения” осваивать как закономерности проявления природных процессов, так и проявления антропогенного фактора и нормы экологически грамотного поведения.
Обязательным условием экологической тропы является эмоциональная насыщенность и информационная емкость маршрута. Экологическая тропа предназначена для использования её в учебном процессе, а также во внеурочной и внеклассной работе по биологии ,экологии, создаются условия для целенаправленного экологического воспитания.
Экологическая тропа может быть использована при проведении экскурсий в курсе биологии: “Осенние явления в жизни растений”, “Зимние явления в природе”, “Многообразие растений и животных” и т.д. При проведении учащихся по экологической тропе,с тавятся следующие задачи:
1. Формированиие экологического самосознания личности.
2. Развитие умений и навыков по изучению объектов живой и не живой природы, умений выявлять причинно- следственные связи.
3. Анализ фактов определяющих формирование жизненного состояния природных объектов
Для выполнения поставленных задач изучается флора и фауна, составляются задания для учащихся и игры, изготовляется наглядность для оформления тропы предписывающей информацией, определяется маршрут проведения экскурсий и объекты изучения.
Протяжённость тропы 1,5 км. На которой 6 остановок.
По маршруту экологической тропы проводятся исследовательские самостоятельные работы и наблюдения, которые помогают приобрести учащимся необходимые экологические знания, умения и навыки.
Остановка №1.
Хвойный лес
Данная остановка знакомит учащихся с биоценозом хвойного леса и его видовым составом .Приложение№1, № 2. Используются гербарии. На остановке учащиеся определяют возраст деревьев по спилам и мутовкам оценивают жизненное состояние древостоя по оценочной таблице. Приводится игра “Под крышей дома твоего”: всем участникам раздаются карточки с названием вида, например, ель, дятел, гриб, жук- короед и т.д., и раздаются нити. Если между видами есть связь, то участники сцепляются нитью. Эта игра наглядно показывает взаимосвязь организмов в биоценозе.
Порядок выполнения работ:
1. Беседа экскурсовода:
а) о культуре поведения на экологической тропе;
б) об особенностях изучаемого биоценоза.
2. Самостоятельная работа учащихся по определению жизненного состояния и возраста леса.
3. Демонстрация гербария травяной растительности (в осенний, весенний, зимний периоды года).
4. Игра “Под крышей дома твоего”.
5. Игра “Почувствуй”.
Остановка № 2.
Муравейник.
Данная остановка является зоологическим объектом изучения и также экологическим, т.к. охватывает взаимосвязи с другими компонентами леса. Из сообщения учащихся- помощников участники тропы узнают о жизни муравьёв, о их роли и значении в лесу и для человека. После доклада заполняется таблица, и делаются выводы о состоянии леса по количеству муравейников, которые фиксируются в тетрадь. Приложение №3, №4.
Тип леса | |
Возраст леса | |
Количества муравейников на 1 га. | |
Размеры | |
Форма | |
Освещённость | |
Стройматериал | |
Питание |
Порядок выполнения работ:
- Сообщение учащихся - помощников с элементами беседы по теме: “ Жизнь муравьёв. Их значение в природе и для человека”.
- Заполнения таблицы.
- Игра “ Почувствуй”.
Остановка № 3.
Кузница дятла
На остановке участники знакомятся с деятельностью большого пестрого дятла, с его ролью в лесу. Приложение №5, №6 Производится осмотр кузницы дятла, для коллекции собираются шишки. Проходит игра. Участники делают записи, пользуясь данными из беседы и сообщений, зарисовки. Самостоятельно оценивают значение деятельности дятла в лесу, записывая это выводах .
Порядок выполнения работ:
- Сообщение учащегося – помощника по теме: “ Дятел и его жизнь в лесу”.
- Осмотр кузнецы дятла.
- Сбор шишек для коллекции.
- Игра “ Почувствуй”.
Остановка № 4.
Редкие и охраняемые виды растений
На этом участке экскурсовод проводит беседу об охране природы, о растениях, подлежащих охране и произрастающих в Восточной Сибири. Производится демонстрация растений, нуждающихся в охране, обращается внимание учащихся на необходимость непримиримого отношения к варварскому отношению к природе. Игра “Узнай, кто я…” помогает участникам лучше запомнить растения, нуждающиеся в охране. Она заключается в следующем: всем участникам раздаются карточки с изображением и описанием редкого растения. Каждый по очереди зачитывает описание, а остальные должны его угадать. На этой остановке можно предложить участникам изучить условия произрастания редких видов растений и организовать посадку их в месте, удобном для школьной экскурсии, взять их под охрану. Также необходимо выявить причины уменьшения количества редких видов на территории Иркутской области.
Порядок выполнения работ:
- Сообщения экскурсовода.
- Игра “ Узнай, кто я…”.
- Выводы.
Остановка № 5.
Зарастающий водоём
В первую очередь на данной остановке учащиеся – помощники делают сообщение об условиях существования водоёма, о том, в каких условиях он пребывал раньше и что происходит в настоящее время. После участники все вместе пытаются найти решение для приостановления процессов, происходящих в водоёме. Выдвигаются предложения по очистке водоёма от механических загрязнений, о необходимости проведения пропагандистской работы с населением, живущим рядом. Приложение №7.
Порядок выполнения работы:
- Рассказ экскурсовода по теме: “ Наш водоём”.
- Решение экологической задачи.
- Игра “ Почувствуй”.
Остановка № 6.
Свалка
Этот участок маршрута экологической тропы знакомит участников с негативной деятельностью человека и влиянием его на окружающую среду. Из сообщения они узнают о роли отходов в круговороте веществ. Проводится беседа о роли каждого человека в жизни планеты и края, в котором он живет, о необходимости изменения отношения к природе.
Начиная с бытовых и заканчивая свалками Худоеланского леспромхоза наглядно показывается негативная деятельность человека в окружающей среде. В ходе беседы необходимо выявить причины проблемы, выслушать предложения возможных решений, постараться в будущем воплотить их в жизнь. Приложение №8, №9.
Порядок выполнения работ:
- Сообщение учащегося – помощники по теме: “Свалка ст. Худоеланская”.
- Ознакомление с: а) бытовыми свалками; б) Худоеланского леспромхоза.
- Выяснение причин проблемы и предложение возможных решений.
- Игра “ Почувствуй”.
В подготовке экологической тропы к проведению принимали участие учителя биологии и экологии, географии, литературы и рисования. В результате такого подхода были задействованы межпредметные связи. В ходе проведения экскурсий по экологической тропе деятельности учащихся была направлена на исследования, слушание, беседу, анализ полученных знаний и игру. Использование игровых моментов были направлены не только на повышение познавательной активности учащихся, но и для отдыха.
Перед проведением экологической тропы участники были ознакомлены с правилами поведения в природе.
На каждой остановке проводилась игра “Почувствуй”. В ходе этой игры участники, закрыв, глаза должны были сказать, какие цвета они вокруг себя представляют. После прохождения тропы были подведены итоги и оказалось, что в лесу, в тех участках, где не была видна деятельность человека, участники называли яркие цвета (синий, зелёный, красный, жёлтый и т.п.), а там, где деятельность человека была налицо, например, на свалках преобладали тёмные цвета (серый, чёрный, коричневый и т.п.). Эта игра на эмоциональном уровне показывает негативное влияние человека на окружающую среду.
Литература
- Борейко В.Е., Грищенко В.Н. Спутник защитника природы. 2-е изд., доп. Киев, 1999, 56 с.
- Бояркин В.М. География Иркутской области: Учебное пособие для учащихся старших классов. – 4-е изд., перераб. – Иркутск: Восточно- Сибирское книжное издательство, 1995. – 200 с., ил.
- Внеклассная работа по биологии: Пособие для учителей/Никишов А.И., Мокееваь З.А., Орловская Е.В., СеменовА.М. - 2-е изд., перераб. М.: “ Просвещение”, 1980. – 239 с., ил. – (Б-ка учителя биологии).
- Захлебный А.Н. и др. Охрана природы в школьном курсе биологии. Пособие для учителя М., “ Просвещение”, 1977. – 207 с. – (Б-ка учителя биологии).
- Захлебный А.Н., Суравечина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с., ил. – (библиотека учителя биологии).
- Игольницына Л.М. Экологическое воспитание детей: уч. Пособие. - Иркутск, 1995. – 92 с.
- Лихова И. Г., Коссович Е.И. Иркутские экологические тропы
- Папорков М.А. Школьные походы в природу. Пособие для учителя. Изд. 2-е. М., “Просвещение”, 1968. – 280 с., ил.
- Трайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии: Пособие для учителей. – 2-е изд. – М.: “Просвещение”, 1979. – 144 с., ил.
- Школьникам о лесе. Изд. 2-е, допол. Зорина Т.Г. “ Лесная промышлинность”, 1971., 220 с.
(методика организации и использования в учебно- воспитательном процессе): Учеб. метод. пособие. – Иркутск. ун-т, 2002, - 85 с.