КВН по русскому языку. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 3


Ведущий: Дорогие дети, уважаемые учителя! Вы знаете, что у нас в школе проходит декада русского языка. Вы активно принимали участие в создании газет по русскому языку, некоторые из вас принимали участие в школьной олимпиаде по русскому языку.

Наша сегодняшняя встреча также посвящается русскому языку.

Начать ее хочется словами русского писателя Александра Ивановича Куприна:

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью. (Слайд №1). Презентация

Ученики 3Д класса расскажут вам несколько интересных фактов о русском языке.

1 ученик:

Все мы с вами общаемся на русском языке. А знаете ли вы, как давно возник русский язык?

2 ученик:

Предком современных русского, украинского и белорусского языков был древнерусский (или восточнославянский) язык. На нем в I веке нашей эры говорили племена славян, заселявшие территорию восточной Европы.

3 ученик:

В IX веке нашей эры была создана первая славянская азбука-кириллица. Кириллицей ее назвали в честь византийского монаха Кирилла, который вместе со своим братом Мефодием создал ее на основе греческого алфавита. (Слайд №2, 3). Презентация

4 ученик:

Сейчас на русском языке в мире говорят около 180 миллионов человек.

5 ученик:

Русский язык – это язык космоса. (Слайд №4)

Космонавты, работающие в космосе на международной космической станции “Мир”, общаются между собой на русском языке. Русские слова спутник, космонавт, луноход вошли во все языки мира.

1 ученик:

Во всем мире знают и любят великих русских писателей

Льва Николаевича Толстого,

Федора Михайловича Достоевского,

Антона Павловича Чехова.

Их творчество является достоянием всего человечества. (Слайд №5)

2 ученик:

Сколько же слов в современном русском языке? На этот вопрос нам помогут ответить словари русского языка. (Слайд №6)

3 ученик:

“Толковый словарь живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля был издан в 1863 году и насчитывал около 200 тысяч слов.

4 ученик:

Большой Академический Словарь “Современного русского литературного языка” около 120 тысяч слов.

5 ученик:

Словарь Ожегова – 60 тысяч слов.

1 ученик:

Словарь Александра Сергеевича Пушкина – 21 тысячу слов.

2 ученик:

Словарь современного взрослого образованного человека составляет приблизительно 10 тысяч слов.

3 ученик:

А сколько слов знаем мы?

4 ученик:

Проверьте себя: откройте любую страницу толкового словаря, сосчитайте количество знакомых вам слов и умножьте на количество страниц в словаре. Вы получите в количество слов, составляющих ваш словарный запас.

5 ученик:

Какой же вывод мы должны сделать для себя?

Ведущий: Как вы думаете, дети, что мы с вами должны делать, чтобы обогащать свой словарный запас? (Читать, изучать родной язык)

Великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев писал: Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,— это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! (Слайд № 7)

Чтобы узнать, как хорошо вы знаете русский язык, я предлагаю вам принять участие в КВН по русскому языку и предлагаю девиз сегодняшней игры:

В зал пришёл, не хмурь лица.
Будь весёлым до конца.
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей гвоздь.
Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся! (Слайд №8)

На сцену приглашаются команды от каждого класса.

Конкурс 1.
“Постройте пирамиду”.
(Слайд №9, 10)

Она проста довольно с виду.
Но как же строить пирамиду?
Не каждый, может быть, построит,
Но попытаться все же стоит.

 Ваша задача построить пирамиду из слов, которые нужно будет разгадать.

Например:

В основании пирамиды лежит слов из семи букв, например квартал, выше – из тех же букв (удаляя одну), далее – из пяти, из четырех, из трех:

Рак
Кара
Карта
Кварта
Квартал

Задание для команд в виде загадок:

Я для бензина, для белья, для разных надобностей я. (Бак)
Я не простое учреждение. (Банк)
Во мне всегда хранят варенье. (Банка)
А я нужна грузовику. (Кабина)
А я нужен меткому стрелку. (Карабин)

Задание для зрителей. (Слайд № 11)

Найдите слово, от которого можно получить новое слово, написав сначала второй слог, потом первый:

1) актёр; 2) тополь; 3) марка; 4) банка; 5) парта.

Проверяем ответы.

Конкурс № 2.
“Поставь во множественное число”.
(Слайд № 13)

Сейчас вы получите карточку со словами, которые вы должны записать во множественном числе, например арбуз – арбузы.

день –

судно –

курица –

ребенок –

человек –

чудо –

небо –

Задание для зрителей. (Слайд № 14)

Разгадайте ребусы.

баркас

перемена (Слайд № 15)

Весло (Слайд № 16)

Проверяем ответы. (Слайд № 17)

Конкурс № 3. (Слайд №18)

“Продолжи фразу”

Сегодня мы говорили…

Как нужно продолжить фразу, чтобы её можно было понять только одним способом:

1) о математике; 2) о физике; 3) о технике; 4) о химике; 5) о механике.

Задание для зрителей. (Слайд №19, 20, 21)

Шарада

Корнем – с “дорогой” роднится,
В “сборе” приставка таится.
Суффикс как в слове “дневник”.
Целым же в космос проник.

Корень мой находится в "цене".
В "очерке" найди приставку мне.
Суффикс мой в "тетрадке" вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.

Мой корень-родственник “сраженью”.
Приставка – в слове “заявление”,
В “наборщике” есть суффикс мой,
А весь – тружусь я под землей.

Проверяем ответы.

Конкурс № 4 “Составь слово”. (Cлайд № 22)

Переставьте буквы так, чтобы получилось слово.

Ланпе -  

Тарпа -

Ганик -

Ватра -

Чкару -

Кисарк -

Вонзок -

Елонь -

Задание для зрителей. (Cлайд № 23)

Перевертыши. В этом задании к каждому слову фразы нужно подобрать антоним так, чтобы получилась новая пословица или поговорка.

Если поздно ложиться, черт что-нибудь отнимет.

(Кто рано встает, тому бог подает)

Улетело счастье - закрывай окно.

(Пришла беда - отворяй ворота)

Петухи весной счету не поддаются.

(Цыплят по осени считают)

Проверяем ответы. (Cлайд № 24)

Конкурс №5. (Cлайд № 25)
“Отгадай пословицу”.

В этом конкурсе по опорным словам нужно отгадать пословицы и правильно их записать.

  • “свет”, “тьма”;
  • “погибай”, “выручай”;
  • “встречают”, “провожают”;
  • “труд”, “лень”.

Задание для зрителей. (Слайд № 26)
Отгадай песню.

Лунный квадрат, земля в центре
(Солнечный круг, небо вокруг.)

 На поле умерла березка.
(В лесу родилась елочка)

Эй, жара, жара, да поджарь тебя.
(Ой мороз, мороз, не морозь меня.)

Я иду, иду, иду из близкой середины.
(Мы едем, едем, едем в далекие края)

Проверяем ответы. (Слайд № 27)

Пока жюри подсчитывает баллы каждой команды, я предлагаю зрителям еще один конкурс.

Задание для зрителей. (Слайд № 28)

К каждому отрывку нужно подобрать известную “крылатую фразу”.

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь...

Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес,...

Ребята слушать их не станут:
От этой песни...

Подведение итогов. (Слайд № 29)

Приложение 2