Ведущий: Дорогие дети, уважаемые учителя! Вы знаете, что у нас в школе проходит декада русского языка. Вы активно принимали участие в создании газет по русскому языку, некоторые из вас принимали участие в школьной олимпиаде по русскому языку.
Наша сегодняшняя встреча также посвящается русскому языку.
Начать ее хочется словами русского писателя Александра Ивановича Куприна:
Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью. (Слайд №1). Презентация
Ученики 3Д класса расскажут вам несколько интересных фактов о русском языке.
1 ученик:
Все мы с вами общаемся на русском языке. А знаете ли вы, как давно возник русский язык?
2 ученик:
Предком современных русского, украинского и белорусского языков был древнерусский (или восточнославянский) язык. На нем в I веке нашей эры говорили племена славян, заселявшие территорию восточной Европы.
3 ученик:
В IX веке нашей эры была создана первая славянская азбука-кириллица. Кириллицей ее назвали в честь византийского монаха Кирилла, который вместе со своим братом Мефодием создал ее на основе греческого алфавита. (Слайд №2, 3). Презентация
4 ученик:
Сейчас на русском языке в мире говорят около 180 миллионов человек.
5 ученик:
Русский язык – это язык космоса. (Слайд №4)
Космонавты, работающие в космосе на международной космической станции “Мир”, общаются между собой на русском языке. Русские слова спутник, космонавт, луноход вошли во все языки мира.
1 ученик:
Во всем мире знают и любят великих русских писателей
Льва Николаевича Толстого,
Федора Михайловича Достоевского,
Антона Павловича Чехова.
Их творчество является достоянием всего человечества. (Слайд №5)
2 ученик:
Сколько же слов в современном русском языке? На этот вопрос нам помогут ответить словари русского языка. (Слайд №6)
3 ученик:
“Толковый словарь живого великорусского языка” Владимира Ивановича Даля был издан в 1863 году и насчитывал около 200 тысяч слов.
4 ученик:
Большой Академический Словарь “Современного русского литературного языка” около 120 тысяч слов.
5 ученик:
Словарь Ожегова – 60 тысяч слов.
1 ученик:
Словарь Александра Сергеевича Пушкина – 21 тысячу слов.
2 ученик:
Словарь современного взрослого образованного человека составляет приблизительно 10 тысяч слов.
3 ученик:
А сколько слов знаем мы?
4 ученик:
Проверьте себя: откройте любую страницу толкового словаря, сосчитайте количество знакомых вам слов и умножьте на количество страниц в словаре. Вы получите в количество слов, составляющих ваш словарный запас.
5 ученик:
Какой же вывод мы должны сделать для себя?
Ведущий: Как вы думаете, дети, что мы с вами должны делать, чтобы обогащать свой словарный запас? (Читать, изучать родной язык)
Великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев писал: Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,— это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! (Слайд № 7)
Чтобы узнать, как хорошо вы знаете русский язык, я предлагаю вам принять участие в КВН по русскому языку и предлагаю девиз сегодняшней игры:
В зал пришёл, не хмурь лица.
Будь весёлым до конца.
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей гвоздь.
Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся! (Слайд №8)
На сцену приглашаются команды от каждого класса.
Конкурс 1.
“Постройте пирамиду”. (Слайд №9, 10)
Она проста довольно с виду.
Но как же строить пирамиду?
Не каждый, может быть, построит,
Но попытаться все же стоит.
Ваша задача построить пирамиду из слов, которые нужно будет разгадать.
Например:
В основании пирамиды лежит слов из семи букв, например квартал, выше – из тех же букв (удаляя одну), далее – из пяти, из четырех, из трех:
Рак
Кара
Карта
Кварта
Квартал
Задание для команд в виде загадок:
Я для бензина, для белья, для разных надобностей
я. (Бак)
Я не простое учреждение. (Банк)
Во мне всегда хранят варенье. (Банка)
А я нужна грузовику. (Кабина)
А я нужен меткому стрелку. (Карабин)
Задание для зрителей. (Слайд № 11)
Найдите слово, от которого можно получить новое слово, написав сначала второй слог, потом первый:
1) актёр; 2) тополь; 3) марка; 4) банка; 5) парта.
Проверяем ответы.
Конкурс № 2.
“Поставь во множественное число”. (Слайд № 13)
Сейчас вы получите карточку со словами, которые вы должны записать во множественном числе, например арбуз – арбузы.
день –
судно –
курица –
ребенок –
человек –
чудо –
небо –
Задание для зрителей. (Слайд № 14)
Разгадайте ребусы.
баркас
перемена (Слайд № 15)
Весло (Слайд № 16)
Проверяем ответы. (Слайд № 17)
Конкурс № 3. (Слайд №18)
“Продолжи фразу”
Сегодня мы говорили…
Как нужно продолжить фразу, чтобы её можно было понять только одним способом:
1) о математике; 2) о физике; 3) о технике; 4) о химике; 5) о механике.
Задание для зрителей. (Слайд №19, 20, 21)
Шарада
Корнем – с “дорогой” роднится,
В “сборе” приставка таится.
Суффикс как в слове “дневник”.
Целым же в космос проник.
Корень мой находится в "цене".
В "очерке" найди приставку мне.
Суффикс мой в "тетрадке" вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
Мой корень-родственник “сраженью”.
Приставка – в слове “заявление”,
В “наборщике” есть суффикс мой,
А весь – тружусь я под землей.
Проверяем ответы.
Конкурс № 4 “Составь слово”. (Cлайд № 22)
Переставьте буквы так, чтобы получилось слово.
Ланпе - Тарпа - Ганик - Ватра - |
Чкару - Кисарк - Вонзок - Елонь - |
Задание для зрителей. (Cлайд № 23)
Перевертыши. В этом задании к каждому слову фразы нужно подобрать антоним так, чтобы получилась новая пословица или поговорка.
Если поздно ложиться, черт что-нибудь отнимет.
(Кто рано встает, тому бог подает)
Улетело счастье - закрывай окно.
(Пришла беда - отворяй ворота)
Петухи весной счету не поддаются.
(Цыплят по осени считают)
Проверяем ответы. (Cлайд № 24)
Конкурс №5. (Cлайд № 25)
“Отгадай пословицу”.
В этом конкурсе по опорным словам нужно отгадать пословицы и правильно их записать.
- “свет”, “тьма”;
- “погибай”, “выручай”;
- “встречают”, “провожают”;
- “труд”, “лень”.
Задание для зрителей. (Слайд № 26)
Отгадай песню.
Лунный квадрат, земля в центре
(Солнечный круг, небо вокруг.)
На поле умерла березка.
(В лесу родилась елочка)
Эй, жара, жара, да поджарь тебя.
(Ой мороз, мороз, не морозь меня.)
Я иду, иду, иду из близкой середины.
(Мы едем, едем, едем в далекие края)
Проверяем ответы. (Слайд № 27)
Пока жюри подсчитывает баллы каждой команды, я предлагаю зрителям еще один конкурс.
Задание для зрителей. (Слайд № 28)
К каждому отрывку нужно подобрать известную “крылатую фразу”.
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь...
Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес,...
Ребята слушать их не станут:
От этой песни...
Подведение итогов. (Слайд № 29)