Цели урока.
Обобщить знания, связанные со звуком [й],
научить различать разные способы обозначения
этого звука буквами, познакомить с
отличительными признаками книжной и разговорной
речи;
Оборудование: “Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных школ: в 2 ч.” Ч. 1/ под ред. А.Д.Шмелёва, стр. 100-102; дидактический раздаточный материал с текстами стихотворения и заготовками кластера, карточки с числами и словами, чистые листы, фломастеры или маркеры.
Ход урока
1. Стадия “Вызов”.
А) Целеполагание. Прием “Круги по воде”. (В данном случае в качестве “камешков” будут выступать числа).
В качестве домашнего задания к уроку детям было предложено прочитать материалы “Лингвистической кладовой” (стр.97-98), посвященные происхождению русской азбуки, и связанное с этими материалами упражнение 49 (стр.99). На доске расположены напечатанные на листах бумаги числа, встречающиеся в домашнем задании.
Карточки на доске:
|
|
- Сегодня перед уроком на нашей доске появились какие-то числа. Предположите, что бы они могли значить?
Ученики, выбирая то или иное число, объясняют, что оно могло бы значить. Дети быстро догадываются, что речь идёт о домашнем задании. В слабом классе можно намекнуть на это. Сложность может возникнуть с числом 11. В этом случае можно подсказать, что число связано с современным русским алфавитом. Обычно речь об этом числе завершает беседу.
- Определите, какие числа связаны с уже изученной нами информацией, а какие с ещё не изученным материалом. В числе неизученного остается 11. Почему? (Варианты ответа могут быть разными, главное, чтобы дети обосновали свою позицию). Попробуйте сформулировать тему нашего урока, помня, что речь на наших уроках идет о звуках речи.
Таким образом, тема нашего сегодняшнего урока “Обозначение звука [й]”.
2. Стадия “Осмысление”.
А) Постановка проблемы.
Дайте характеристику этого звука. ([й] – согласный, сонорный, непарный, мягкий, непарный).
Звук [й] – самый таинственный звук нашего языка, потому что на письме он часто прячется.
Прием “Игра в прятки”. Работа в парах.
- Сколько раз встречается звук [й] в тексте стихотворения? (Текст может быть воспроизведен на экране, доске или дан на листочках в качестве раздаточного материала на каждую парту):
Все вокруг объяты страхом:
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Волчьих ягод на обед.
По окончании работы каждая пара дает свой вариант ответа без объяснений. Дается правильный ответ - 8 без объяснения, где спрятался звук [й].
- Почему количество найденных звуков [й] оказалось различно? Каких знаний не хватает нам для того, чтобы всегда находить звук [й] в буквах? Каковы задачи урока?
Б) Работа с текстом и таблицей. Прием “Инсерт”.
- Чтение текста и таблицы в учебнике на стр. 100. Расстановка карандашом пометок:
V – уже знал
+ - новое
- - думал иначе
? – не понял, есть вопрос
Далее идет беседа по тексту в соответствии с пометами. Что в тексте уже было известно? Что узнали нового? Где думали иначе? Где возникли вопросы?
- Прием отсроченной проверки. Работа в парах.
Вернёмся к стихотворению о людоеде. Отыщите ещё не найденные вами места, где спрятался звук [й]. Сверьте свою работу с образцом. (Представить образец):
Все вокруг объяты страхом:
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Волчьих ягод на обед.
Проанализируйте. Удалось ли вам их найти? Что помогло?
В) Самостоятельная работа с упражнениями учебника: №51, 52, 53.
Проверка осуществляется самостоятельно путем сравнения с образцом, производится самооценка.
Г) Игра “Найди лишнее”. Работа в парах.
Найдите лишнее в каждой строчке:
- Месяц, перец, посёлок, семья.
- Ящерица, тяжесть, яблоко, ясень.
- Юля, юрта, жюри, каюта.
- Ягода, салют, брошюра, земля.
Далее слушается выступление пары (одна пара – одна строчка): называется лишнее слово и объясняется его выбор. Остальные пары либо соглашаются, либо выступают с опровержением, либо предлагают другие варианты. Принимаются любые ответы с правильным обоснованием.
3. Стадия “Рефлексии”. Прием “Кластер”.
- Вернемся к тем задачам, которые прозвучали в начале урока. Смогли ли мы решить поставленные задачи? Изобразим схематически полученные на уроке знания. Закончите кластер. (Работа в четвёрках).
Дается заготовка кластера на альбомном листе. Созданные кластеры вывешиваются на доску. Выбирается лучший кластер путем голосования.
Заготовка кластера.
4. Домашнее задание.
Нарисовать образ звука [й]. Приготовить рассказ по кластеру об изученном на уроке материале. Упражнение № 54.