Урок русского языка по теме "Обозначение звука [й]" в технологии РКМЧП

Разделы: Русский язык


Цели урока.

  • Обобщить знания, связанные со звуком [й], научить различать разные способы обозначения этого звука буквами, познакомить с отличительными признаками книжной и разговорной речи;
  • развивать воображение, творческие способности, компетенции, связанные с моделированием и смысловым чтением; развивать самостоятельность и умение взаимодействовать.

 Оборудование: “Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных школ: в 2 ч.” Ч. 1/ под ред. А.Д.Шмелёва, стр. 100-102; дидактический раздаточный материал с текстами стихотворения и заготовками кластера, карточки с числами и словами, чистые листы, фломастеры или маркеры.

Ход урока

1. Стадия “Вызов”.

А) Целеполагание. Прием “Круги по воде”. (В данном случае в качестве “камешков” будут выступать числа).

В качестве домашнего задания к уроку детям было предложено прочитать материалы “Лингвистической кладовой” (стр.97-98), посвященные происхождению русской азбуки, и связанное с этими материалами упражнение 49 (стр.99). На доске расположены напечатанные на листах бумаги числа, встречающиеся в домашнем задании.

Карточки на доске:

  • 40 (первоначальное количество букв в Кириллице)
  • 863 (появление Кириллицы)
  • 1018 (утверждение современной русской азбуки, внесение изменений в алфавит и правила правописания)
  • 1863 (год введения церковного праздника святых Кирилла и Мефодия)
  • 24 (24 мая – День славянской письменности)
  • 1991 (год утверждения государственного праздника - День славянской письменности)
  • 33 (количество букв в современном русском алфавите)
  • 11 (буква Й в современном русском алфавите)

- Сегодня перед уроком на нашей доске появились какие-то числа. Предположите, что бы они могли значить?

Ученики, выбирая то или иное число, объясняют, что оно могло бы значить. Дети быстро догадываются, что речь идёт о домашнем задании. В слабом классе можно намекнуть на это. Сложность может возникнуть с числом 11. В этом случае можно подсказать, что число связано с современным русским алфавитом. Обычно речь об этом числе завершает беседу.

- Определите, какие числа связаны с уже изученной нами информацией, а какие с ещё не изученным материалом. В числе неизученного остается 11. Почему? (Варианты ответа могут быть разными, главное, чтобы дети обосновали свою позицию). Попробуйте сформулировать тему нашего урока, помня, что речь на наших уроках идет о звуках речи.

Таким образом, тема нашего сегодняшнего урока “Обозначение звука [й]”.

2. Стадия “Осмысление”.

А) Постановка проблемы.

Дайте характеристику этого звука. ([й] – согласный, сонорный, непарный, мягкий, непарный).

Звук [й] – самый таинственный звук нашего языка, потому что на письме он часто прячется.

Прием “Игра в прятки”. Работа в парах.

- Сколько раз встречается звук [й] в тексте стихотворения? (Текст может быть воспроизведен на экране, доске или дан на листочках в качестве раздаточного материала на каждую парту):

Все вокруг объяты страхом:
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Волчьих ягод на обед.

По окончании работы каждая пара дает свой вариант ответа без объяснений. Дается правильный ответ - 8 без объяснения, где спрятался звук [й].

- Почему количество найденных звуков [й] оказалось различно? Каких знаний не хватает нам для того, чтобы всегда находить звук [й] в буквах? Каковы задачи урока?

Б) Работа с текстом и таблицей. Прием “Инсерт”.

  • Чтение текста и таблицы в учебнике на стр. 100. Расстановка карандашом пометок:

V – уже знал

+ - новое

- - думал иначе

? – не понял, есть вопрос

Далее идет беседа по тексту в соответствии с пометами. Что в тексте уже было известно? Что узнали нового? Где думали иначе? Где возникли вопросы?

  • Прием отсроченной проверки. Работа в парах.

Вернёмся к стихотворению о людоеде. Отыщите ещё не найденные вами места, где спрятался звук [й]. Сверьте свою работу с образцом. (Представить образец):

Все вокруг объяты страхом:
Разъяренный людоед
Объявил, что съест сегодня
Волчьих ягод на обед.

Проанализируйте. Удалось ли вам их найти? Что помогло?

В) Самостоятельная работа с упражнениями учебника: №51, 52, 53.

Проверка осуществляется самостоятельно путем сравнения с образцом, производится самооценка.

Г) Игра “Найди лишнее”. Работа в парах.

Найдите лишнее в каждой строчке:

  1. Месяц, перец, посёлок, семья.
  2. Ящерица, тяжесть, яблоко, ясень.
  3. Юля, юрта, жюри, каюта.
  4. Ягода, салют, брошюра, земля.

Далее слушается выступление пары (одна пара – одна строчка): называется лишнее слово и объясняется его выбор. Остальные пары либо соглашаются, либо выступают с опровержением, либо предлагают другие варианты. Принимаются любые ответы с правильным обоснованием.

3. Стадия “Рефлексии”. Прием “Кластер”.

- Вернемся к тем задачам, которые прозвучали в начале урока. Смогли ли мы решить поставленные задачи? Изобразим схематически полученные на уроке знания. Закончите кластер. (Работа в четвёрках).

Дается заготовка кластера на альбомном листе. Созданные кластеры вывешиваются на доску. Выбирается лучший кластер путем голосования.

Заготовка кластера.

4. Домашнее задание.

Нарисовать образ звука [й]. Приготовить рассказ по кластеру об изученном на уроке материале. Упражнение № 54.