Тема урока: "Синонимы"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цели  урока:

  • познакомить со словами-синонимами, весть термин «синонимы»,
  • научить узнавать и подбирать синонимы;
  • активизация и развитие речемыслительной деятельности учащихся;
  • продолжать формировать умения и навыки звуковой стороны речи;
  • работа над модуляцией голоса (повышение и понижение голоса);
  • формирование слухового контроля за качеством собственного звукопроизношения;
  • воспитание восприятия окружающей среды через слуховую, речевую и двигательную функцию.

Задачи:

  • Обучающие:
    • углубить знания детей о словах, близких по значению; ввести термин «синонимы»;
    • показать возможные различия слов-синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности);
    • научиться узнавать и подбирать синонимы;
    • обогащать речь синонимами разных частей речи;
    • учиться внятной, красивой и понятной речи;
  • Развивающие:
    • развивать речь учащихся при составлении предложений со словами-синонимами;
    • развивать внимание, наблюдательность;
    • развивать умение различать оттенки значений слов-синонимов;
    • развивать умение высказывать свою точку зрения;
    • развивать личностные УУД;
    • развитие фонематического восприятия и слуха;
  • Воспитательные:
    • вызвать интерес к изучаемому предмету;
    • расширить кругозор учащихся;
    • воспитывать чувства сопереживания и ответственности.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы учащихся:

  • индивидуальная;
  • фронтальная;
  • в группах.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, документ-камера, система электронного голосования «SENTEO»; комплекты разрезных слов («синонимы»), комплект карточек с текстами.

В презентации использованы картинки из коллекции www.yandex.ru

Дополнительная литература:

  1. Петрушевская Л.C. Лингвистические сказочки. М.,1984
  2. Фетисова О.Г. Коррекция темпоритмоинтонационной организации речи у младших школьников. Научный журнал. – Горно-Алтайский ГУ. – Главный редактор – д-р пед. наук, профессор Петров А.В. – 2009 – 300 с.
  3. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. – К.: ГИППВ, 1998, 272с.

План урока

Этапы

Задача

Длительность

Форма организации ПД обучающихся

Организационный этап Психологически подготовить учащихся к общению и взаимодействию в процессе приобретения новых и использования имеющихся знаний и умений. 3 мин.  
Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний Формировать у учащихся умения правильного воспроизведения своих знаний и применения сформированных способов деятельности. 5-7 мин. Фронтальная, групповая
 Этап изучения нового материала Раскрыть понятие «синонимы»; научить узнавать и подбирать синонимы;
обогащать речь синонимами разных частей речи;
показать возможные различия слов-синонимов.
10 мин. Фронтальная, индивидуальная
Этап закрепления нового материала Развивать умение подбирать синонимы и различать оттенки значений слов-синонимов; развивать умение высказывать свою точку зрения. 20 мин. Групповая,
фронтальная
Этап подведения итогов Развивать способность к обобщениям, выявить уровень осознанности полученных знаний. 5-7 мин. Фронтальная

ХОД УРОКА

Этап урока Что делают Использование интерактивных средств
Учитель Ученики
Организационный этап Виктория Игоревна: Ребята,  наш урок русского языка проведу я, Виктория Игоревна, вместе с учителем-логопедом Татьяной Сергеевной. Слушают учителя. Слайд 1
Этап подготовки обучающихся к активному усвоению знаний и способов действия – Мы совершим увлекательное путешествие по необычному острову. А его название вы сможете узнать, когда составите из слогов (задание №1) целое слово. Работают в группах.

Собирают вместе карточки-слоги (си-но-ни-мы) в слово «синонимы».

– Какое слово у вас получилось? Показывают готовность группы.
Отвечают на вопрос.
– Да, вы правы, наш остров называется Синонимы!   По щелчку появляется на доске название темы урока.
– Путешествовать по острову нам поможет карта. Выполняя задания, мы пройдемся по тропинке к замку Синонимов, оттуда взберемся на гору Находок и, успешно ее преодолев, сойдем к бухте Творчества. А в конце маршрута вас ждет конкурс! Рассматривают карту путешествия на доске.
Слушают.
 
– Ребята, кто из вас знает, что это – «синонимы»? Отвечают на вопрос.
– Каждый из вас в чем-то прав. Поэтому задачи нашего урока следующие:
  • понять, что такое синонимы;
  • научиться узнавать слова-синонимы и подбирать их в тексте или речи.
 
Татьяна Сергеевна: Ребята, я познакомилась с одним из местных жителей, послушайте, о чем он говорит… Слушают аудиозапись. Слайд 2

По щелчку звучит запись  дефектного произношения понятия синонимы.

– Вы поняли,  что он сказал??
– Почему непонятно?

– Говорит неразборчиво, невнятно.
 
–  А зачем нужно говорить внятно? Красиво? – Чтобы понимали, чтобы общаться и т.д.
–  Ребята, я тоже считаю, что правильно  говорить,  очень важно и нужно. Поэтому предлагаю, провести следующую разминку, которая помогает развивать высоту и силу голоса, формирует правильное дыхание. Слушают.
Разминка – Начнем с игры «Дирижер». Я буду артикулировать гласный, но делать это беззвучно, ваша задача определить и озвучить его.    

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

 

 

 

 

Слайд 11

 

 

Слайд 12

–  На доске вы видите графические образы тех упражнений,  которые  мы сейчас озвучим, согласно первой схеме: «точка», следующий звук «тире», «дуга», «треугольник» и самое сложное «спиралька». Проговаривают и выполняют движения вместе с учителем. Слайд 3
– Кто хочет попробовать самостоятельно выполнить это упражнение?
– Кто уверен  в своих способностях?
Выполняют по одному самостоятельно.
– Ребята, как вы считаете, успешно ли выполнили разминку или сегодня как-то не получилось что-либо выполнить? Отвечают на вопрос. Слайд 2
– Давайте еще раз послушаем, нашего островитянина, может, мы поймем его. Слушают.
– Островитянин предлагает заглянуть в учебник, чтобы понять то, о чем он говорит.  
Этап изучения нового материала Виктория Игоревна: Откройте учебник на стр. 27, найдите  2 абзац сверху (слова учителя). Открывают учебник на стр.27.
– Поставили пальчик, читаем хором. Читают все вместе: Слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию, называются синонимами (солдат воин).
– Кто готов повторить?
– Кого бы вы хотели послушать послушать? (Молодец, ты старался! Ты сказал все правильно!)
Дети называют имена товарищей.
Читают по желанию.
 
– Теперь мы можем пройти по тропинке к замку Синонимов.   Слайд 4

Затенение экрана

– А замок приготовил для вас задание в рабочей тетради.  
Откройте стр.12, упражнение  124.
– Прочитайте задание самостоятельно. Кто готов повторить?
Читают задание в рабочей тетради про себя, затем читает кто-то по желанию.

Лес – чаща (бор), стужа – жара (мороз), зной – пекло (жара), базар – ярмарка (рынок).

Задание: подбери к данным словам слова, близкие по значению, с тем же количеством букв. Запиши их.
Поднимают руку, если необходимо.
Выполняют упражнение  в рабочих тетрадях.

Слайд 5
– Кто нуждается в пояснении?
– Пожалуйста, выполните самостоятельно в тетради!
– Вы знаете, островитянин учится в островитянской школе во 2 классе. Он тоже выполнил эту работу и нуждается в вашей помощи.
– Поможем ему?




Отвечают на вопрос.
– Как вы считаете, правильно ли выполнил задание?

– Почему? Давайте перечитаем задание!
Дети сверяют свое выполненное задание с текстом на доске. Высказывают свое мнение.
– Нет, не правильно.
– На что не обратил внимание островитянин? – Есть слова разные по значению.
– Все ли слова являются синонимами?
– А у тебя как?
– Давайте исправим.
– Учтено ли количество букв по заданию?
– А у тебя как?
– Давайте исправим.
Ученик читает свой вариант. Все проверяют.
– Учтено не везде.
Ученик читает свой вариант. Все проверяют.

 

Слайд 6

Функция появление по целчку

– Что вы бы хотели пожелать островитянину? Высказывают пожелания.
– Важно всегда обращать внимание на точность выполнения задания и значения слов.
Этап закрепления нового материала – Вы успешно справились с упражнением в замке, а теперь наш путь лежит на гору Находок.   Слайд 7
– Здесь вам предлагается поработать в группах, чтобы справиться с заданием №2 на листочках.
– Необходимо вставить в предложения пропущенные слова-синонимы.
Слова для справок: 1 столбик – для 1 предложения, 2 – столбик для 2.
– Всем ли понятно?
– Можете выполнять.
Учитель помогает группам с подбором слов, обращает внимание на их значение.

Великий – значимость для общества, культуры.
Хороший – не размер, а качество человека.

– Кто готов представить работу?

Выполняют работу на листочке. Затем выбирают в группе выступающего, который предъявляет результат работы группы (используется документ-камера). Слайд 8
– Кто хочет быть экспертом по данной работе? Проверьте с т.зр. аккуратности, безошибочности. Ученик оценивает правильность, аккуратность.
– Зачитайте с места! Чтение с места.
– А хотите узнать авторский вариант?

1) Я стал не большим, а огромным (Я.Смеляков). 2) Через двести–триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной (А.Чехов).

Слушают авторский вариант Слайд 9
– Ваши варианты хоть и с разными словами-синонимами, но очень схожи по смыслу с авторскими высказываниями.
– Вы большие молодцы, что хорошо потрудились! Поэтому спускаемся в бухту Творчества.
  Слайд 10
Физминутка Татьяна Сергеевна: Ребята, мы вернулись в бухту Творчества, сейчас тихонечко встаньте все и подойдите ко мне.  Посадка на  корабль, будет осуществляться в определенном порядке. Сядет тот, кто первым поднимет левую руку, спасибо садись. Дети выполняют движения по просьбе учителя. Затенение экрана
– Теперь сядет тот, кто найдет в классе предмет, который начинается на звук  (У).
– Сядет тот, кто перечислит все гласные в слове «остров».
– Сядет тот, у кого фамилия заканчивается на этот гласный.
Активно участвуют, выполняя задания.
– Сколько слогов в слове «остров»?
– У кого фамилия заканчивается на согласный?
– Два.
– В слове «синонимы» сколько слогов – Четыре.
  – Ребята, возвращение наше будет не скучным, т.к.  Ксюша на острове нашла интересную книгу Л. Петрушевской.
– Послушайте, пожалуйста, сказку и попробуйте представить, о чем идет речь.

Чтение сказки.

Слушают сказку.
– Ребята, поднимите руку те,  кто совсем ничего не понял, и никаких образов не возникло. Дети делятся впечатлениями.
– Спасибо, возможно, послушав ребят, и у вас возникнут ассоциации. – Кто хочет поделиться своим рассказом?
– Что представили?
– Почему не захотели поделиться своей историей?
Анализируют, отвечают.
– Спасибо! Что помогло понять смысл этой сказки? – Созвучие. Звуковая оболочка слов...
– Ребята, к обсуждению этого текста и работе с ним мы вернемся на наших занятиях. А пока возьмем одно предложение из этой сказки  и проведем командный конкурс на звание «Знатока синонимов». Участвуют в конкурсе. Слайд 11

На доске картинки распределяем по командам, используя функцию перетаскивания

– Этот конкурс командный – образуем 2 команды. Второй ряд делится пополам  I вариант присоединяется к первому ряду – 1 команда, II вариант  и 3 ряд – 2 команда.  Образуют  2 команды.
– Следите за накоплением  синонимов в копилке знаний своей команды. Кто больше придумает синонимов сегодня –  получает звание «Знатоки синонимов». Слушают правила.
– Внимание! В тексте звучала фраза:

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку.
– Как поняли ее?
 –Слово «сяпала»?
–«Причапала»?

– Высказывают свои ассоциации.  
Домашнее задание – Мне очень понравилось, как вы активно участвовали в конкурсе!

– И д/з будет, я надеюсь, для вас не скучным. Я его разместила на портале дневник.ру. (Используется страница на сайте www.dnevnik.ru)
– Здесь два прикрепленных файла.
I – это текст. Открыть текстовый файл. Из текста выписать в тетрадь выделенные слова и письменно через запятую подобрать к ним синонимы. Каждое выделенное слово пишем с красной строки с заглавной буквы и ставим тире, II – видеофайл, – это мультфильм, ваш приз за урок.

Внимательно слушают д/з и смотрят на доску. Слайд 12
– Наше первое знакомство со словами-синонимами подошло к концу.
Но путешествие продолжится на следующих уроках.
  Слайд 13
Этап подведения итогов – Подведем итоги дня. (Используется система голосования Senteo)
– Я рада, что большая часть класса не только поняли, но и готовы объяснить.
– Сегодня нам  приятно было с вами работать! Мы видели умных, заинтересованных детей!

– Урок закончен, всем спасибо!

Ученики отвечают на вопросы с помощью пультов системы голосования Senteo. Слайды 14, 15