Цели урока:
- познакомить со словами-синонимами, весть термин «синонимы»,
- научить узнавать и подбирать синонимы;
- активизация и развитие речемыслительной деятельности учащихся;
- продолжать формировать умения и навыки звуковой стороны речи;
- работа над модуляцией голоса (повышение и понижение голоса);
- формирование слухового контроля за качеством собственного звукопроизношения;
- воспитание восприятия окружающей среды через слуховую, речевую и двигательную функцию.
Задачи:
- Обучающие:
- углубить знания детей о словах, близких по значению; ввести термин «синонимы»;
- показать возможные различия слов-синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности);
- научиться узнавать и подбирать синонимы;
- обогащать речь синонимами разных частей речи;
- учиться внятной, красивой и понятной речи;
- Развивающие:
- развивать речь учащихся при составлении предложений со словами-синонимами;
- развивать внимание, наблюдательность;
- развивать умение различать оттенки значений слов-синонимов;
- развивать умение высказывать свою точку зрения;
- развивать личностные УУД;
- развитие фонематического восприятия и слуха;
- Воспитательные:
- вызвать интерес к изучаемому предмету;
- расширить кругозор учащихся;
- воспитывать чувства сопереживания и ответственности.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы учащихся:
- индивидуальная;
- фронтальная;
- в группах.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, документ-камера, система электронного голосования «SENTEO»; комплекты разрезных слов («синонимы»), комплект карточек с текстами.
В презентации использованы картинки из коллекции www.yandex.ru
Дополнительная литература:
- Петрушевская Л.C. Лингвистические сказочки. М.,1984
- Фетисова О.Г. Коррекция темпоритмоинтонационной организации речи у младших школьников. Научный журнал. – Горно-Алтайский ГУ. – Главный редактор – д-р пед. наук, профессор Петров А.В. – 2009 – 300 с.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. – К.: ГИППВ, 1998, 272с.
План урока
Этапы | Задача |
Длительность |
Форма организации ПД обучающихся |
Организационный этап | Психологически подготовить учащихся к общению и взаимодействию в процессе приобретения новых и использования имеющихся знаний и умений. | 3 мин. | |
Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний | Формировать у учащихся умения правильного воспроизведения своих знаний и применения сформированных способов деятельности. | 5-7 мин. | Фронтальная, групповая |
Этап изучения нового материала | Раскрыть понятие «синонимы»; научить
узнавать и подбирать синонимы; обогащать речь синонимами разных частей речи; показать возможные различия слов-синонимов. |
10 мин. | Фронтальная, индивидуальная |
Этап закрепления нового материала | Развивать умение подбирать синонимы и различать оттенки значений слов-синонимов; развивать умение высказывать свою точку зрения. | 20 мин. | Групповая, фронтальная |
Этап подведения итогов | Развивать способность к обобщениям, выявить уровень осознанности полученных знаний. | 5-7 мин. | Фронтальная |
ХОД УРОКА
Этап урока | Что делают | Использование интерактивных средств | |
Учитель | Ученики | ||
Организационный этап | Виктория Игоревна: Ребята, наш урок русского языка проведу я, Виктория Игоревна, вместе с учителем-логопедом Татьяной Сергеевной. | Слушают учителя. | Слайд 1 |
Этап подготовки обучающихся к активному усвоению знаний и способов действия | – Мы совершим увлекательное путешествие по необычному острову. А его название вы сможете узнать, когда составите из слогов (задание №1) целое слово. | Работают в группах. Собирают вместе карточки-слоги (си-но-ни-мы) в слово «синонимы». |
|
– Какое слово у вас получилось? | Показывают готовность группы. Отвечают на вопрос. |
||
– Да, вы правы, наш остров называется Синонимы! | По щелчку появляется на доске название темы урока. | ||
– Путешествовать по острову нам поможет карта. Выполняя задания, мы пройдемся по тропинке к замку Синонимов, оттуда взберемся на гору Находок и, успешно ее преодолев, сойдем к бухте Творчества. А в конце маршрута вас ждет конкурс! | Рассматривают карту путешествия на
доске. Слушают. |
||
– Ребята, кто из вас знает, что это – «синонимы»? | Отвечают на вопрос. | ||
– Каждый из вас в чем-то прав. Поэтому задачи
нашего урока следующие:
|
|||
Татьяна Сергеевна: Ребята, я познакомилась с одним из местных жителей, послушайте, о чем он говорит… | Слушают аудиозапись. | Слайд 2 По щелчку звучит запись дефектного произношения понятия синонимы. |
|
– Вы поняли, что он сказал?? – Почему непонятно? |
– Говорит неразборчиво, невнятно. |
||
– А зачем нужно говорить внятно? Красиво? | – Чтобы понимали, чтобы общаться и т.д. | ||
– Ребята, я тоже считаю, что правильно говорить, очень важно и нужно. Поэтому предлагаю, провести следующую разминку, которая помогает развивать высоту и силу голоса, формирует правильное дыхание. | Слушают. | ||
Разминка | – Начнем с игры «Дирижер». Я буду артикулировать гласный, но делать это беззвучно, ваша задача определить и озвучить его. | Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9
Слайд 11
Слайд 12 |
|
– На доске вы видите графические образы тех упражнений, которые мы сейчас озвучим, согласно первой схеме: «точка», следующий звук «тире», «дуга», «треугольник» и самое сложное «спиралька». | Проговаривают и выполняют движения вместе с учителем. | Слайд 3 | |
– Кто хочет попробовать самостоятельно
выполнить это упражнение? – Кто уверен в своих способностях? |
Выполняют по одному самостоятельно. | ||
– Ребята, как вы считаете, успешно ли выполнили разминку или сегодня как-то не получилось что-либо выполнить? | Отвечают на вопрос. | Слайд 2 | |
– Давайте еще раз послушаем, нашего островитянина, может, мы поймем его. | Слушают. | ||
– Островитянин предлагает заглянуть в учебник, чтобы понять то, о чем он говорит. | |||
Этап изучения нового материала | Виктория Игоревна: Откройте учебник на стр. 27, найдите 2 абзац сверху (слова учителя). | Открывают учебник на стр.27. | |
– Поставили пальчик, читаем хором. | Читают все вместе: Слова, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию, называются синонимами (солдат – воин). | ||
– Кто готов повторить? – Кого бы вы хотели послушать послушать? (Молодец, ты старался! Ты сказал все правильно!) |
Дети называют имена товарищей. Читают по желанию. |
||
– Теперь мы можем пройти по тропинке к замку Синонимов. | Слайд 4 Затенение экрана |
||
– А замок приготовил для вас задание в
рабочей тетради. Откройте стр.12, упражнение 124. – Прочитайте задание самостоятельно. Кто готов повторить? |
Читают задание в рабочей тетради про
себя, затем читает кто-то по желанию. Лес – чаща (бор), стужа – жара (мороз), зной – пекло (жара), базар – ярмарка (рынок). Задание: подбери к данным словам
слова, близкие по значению, с тем же количеством
букв. Запиши их. |
Слайд 5 | |
– Кто нуждается в пояснении? – Пожалуйста, выполните самостоятельно в тетради! – Вы знаете, островитянин учится в островитянской школе во 2 классе. Он тоже выполнил эту работу и нуждается в вашей помощи. – Поможем ему? |
Отвечают на вопрос. |
||
– Как вы считаете, правильно ли
выполнил задание? – Почему? Давайте перечитаем задание! |
Дети сверяют свое выполненное задание с
текстом на доске. Высказывают свое мнение. – Нет, не правильно. |
||
– На что не обратил внимание островитянин? | – Есть слова разные по значению. | ||
– Все ли слова являются синонимами? – А у тебя как? – Давайте исправим. – Учтено ли количество букв по заданию? – А у тебя как? – Давайте исправим. |
Ученик читает свой вариант. Все
проверяют. – Учтено не везде. Ученик читает свой вариант. Все проверяют.
|
Слайд 6 Функция появление по целчку |
|
– Что вы бы хотели пожелать островитянину? | Высказывают пожелания. – Важно всегда обращать внимание на точность выполнения задания и значения слов. |
||
Этап закрепления нового материала | – Вы успешно справились с упражнением в замке, а теперь наш путь лежит на гору Находок. | Слайд 7 | |
– Здесь вам предлагается поработать в
группах, чтобы справиться с заданием №2 на
листочках. – Необходимо вставить в предложения пропущенные слова-синонимы. Слова для справок: 1 столбик – для 1 предложения, 2 – столбик для 2. – Всем ли понятно? – Можете выполнять. Учитель помогает группам с подбором слов, обращает внимание на их значение. Великий –
значимость для общества, культуры. – Кто готов представить работу? |
Выполняют работу на листочке. Затем выбирают в группе выступающего, который предъявляет результат работы группы (используется документ-камера). | Слайд 8 | |
– Кто хочет быть экспертом по данной работе? Проверьте с т.зр. аккуратности, безошибочности. | Ученик оценивает правильность, аккуратность. | ||
– Зачитайте с места! | Чтение с места. | ||
– А хотите узнать авторский вариант? 1) Я стал не большим, а огромным (Я.Смеляков). 2) Через двести–триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной (А.Чехов). |
Слушают авторский вариант | Слайд 9 | |
– Ваши варианты хоть и с разными
словами-синонимами, но очень схожи по смыслу с
авторскими высказываниями. – Вы большие молодцы, что хорошо потрудились! Поэтому спускаемся в бухту Творчества. |
Слайд 10 | ||
Физминутка | Татьяна Сергеевна: Ребята, мы вернулись в бухту Творчества, сейчас тихонечко встаньте все и подойдите ко мне. Посадка на корабль, будет осуществляться в определенном порядке. Сядет тот, кто первым поднимет левую руку, спасибо садись. | Дети выполняют движения по просьбе учителя. | Затенение экрана |
– Теперь сядет тот, кто найдет в классе
предмет, который начинается на звук (У). – Сядет тот, кто перечислит все гласные в слове «остров». – Сядет тот, у кого фамилия заканчивается на этот гласный. |
Активно участвуют, выполняя задания. | ||
– Сколько слогов в слове «остров»? – У кого фамилия заканчивается на согласный? |
– Два. | ||
– В слове «синонимы» сколько слогов | – Четыре. | ||
– Ребята, возвращение наше будет не
скучным, т.к. Ксюша на острове нашла
интересную книгу Л. Петрушевской. – Послушайте, пожалуйста, сказку и попробуйте представить, о чем идет речь. Чтение сказки. |
Слушают сказку. | ||
– Ребята, поднимите руку те, кто совсем ничего не понял, и никаких образов не возникло. | Дети делятся впечатлениями. | ||
– Спасибо, возможно, послушав ребят, и у
вас возникнут ассоциации. – Кто хочет
поделиться своим рассказом? – Что представили? – Почему не захотели поделиться своей историей? |
Анализируют, отвечают. | ||
– Спасибо! Что помогло понять смысл этой сказки? | – Созвучие. Звуковая оболочка слов... | ||
– Ребята, к обсуждению этого текста и работе с ним мы вернемся на наших занятиях. А пока возьмем одно предложение из этой сказки и проведем командный конкурс на звание «Знатока синонимов». | Участвуют в конкурсе. | Слайд 11 На доске картинки распределяем по командам, используя функцию перетаскивания |
|
– Этот конкурс командный – образуем 2 команды. Второй ряд делится пополам I вариант присоединяется к первому ряду – 1 команда, II вариант и 3 ряд – 2 команда. | Образуют 2 команды. | ||
– Следите за накоплением синонимов в копилке знаний своей команды. Кто больше придумает синонимов сегодня – получает звание «Знатоки синонимов». | Слушают правила. | ||
– Внимание! В тексте звучала фраза: Сяпала
Калуша по напушке и увазила бутявку. |
– Высказывают свои ассоциации. | ||
Домашнее задание | – Мне очень понравилось, как вы активно
участвовали в конкурсе! – И д/з будет, я надеюсь,
для вас не скучным. Я его разместила на портале
дневник.ру. (Используется страница на сайте www.dnevnik.ru) |
Внимательно слушают д/з и смотрят на доску. | Слайд 12 |
– Наше первое знакомство со
словами-синонимами подошло к концу. Но путешествие продолжится на следующих уроках. |
Слайд 13 | ||
Этап подведения итогов | – Подведем итоги дня. (Используется
система голосования Senteo) – Я рада, что большая часть класса не только поняли, но и готовы объяснить. – Сегодня нам приятно было с вами работать! Мы видели умных, заинтересованных детей! – Урок закончен, всем спасибо! |
Ученики отвечают на вопросы с помощью пультов системы голосования Senteo. | Слайды 14, 15 |