Доказательство – это рассуждение, которое убеждает.
Ю.А. Шиханович
Уже несколько лет в нашем лицее ведётся работа по экологии. Мы успешно сотрудничаем с Водоканалом Санкт-Петербурга.
Главное направление в нашей работе – это сохранение физического, психического и умственного здоровья учащихся. В наше время, как никогда раньше, люди стали внимательнее относиться к своему здоровью. Здоровье человека отчасти зависит от воды, которую он употребляет.
Период 2005–2015 г объявлен Международным десятилетием действий «Вода для жизни». Это должно напомнить всем школьникам об огромной важности воды для поддержания жизни на нашей планете.
Целью данного мероприятия является привлечение внимания учащихся к проблеме воды через практическое решение математических задач, связанных с водой.
Наука утверждает, что жизнь на Земле первоначально возникла и развивалась в воде. Площадь водной поверхности почти в 2,5 раза больше площади суши. Человек на 75% состоит из воды. Поэтому вода, которую мы пьем, проникает в каждую клетку нашего тела, ее качество даже важнее, чем качество продуктов питания. Необходимо иметь знания о воде и уметь бережно её использовать!
Тема внеклассного мероприятия по математике «Вода – источник жизни». Слайд 1
Цели внеклассного мероприятия:
Образовательные:
- Повторить решение задач на проценты, части, составление пропорции.
- Повторить основные понятия теории вероятностей (медиана, размах, мода).
- Повторить построение диаграмм.
- Доказательство необходимости воды для всего живого.
Развивающие:
- Развивать память, внимание, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, систематизировать и делать выводы.
- Формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли.
- Вызывать эмоции учащихся через создание на уроке ситуаций эмоциональных переживаний.
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации.
- Умение слушать и слышать товарищей.
- Воспитывать интерес к предмету и уверенность в том, что при добросовестном отношении, трудолюбии все трудности могут быть преодолены.
- Воспитывать бережное и экономичное отношение к природе.
Оборудование и дополнительные материалы: Интерактивная презентация Power Point, медиафайл с мультфильмом.
Ход внеклассного мероприятия
I. Организационный этап
Приветствие. Создание рабочей обстановки. Сообщение темы. Постановка задач.
II. Этап подготовки к активной деятельности на основном этапе занятия
Так как в лицее проходит «Неделя экологии», решено во всех классах провести мероприятия с экологической направленностью. Тему экологической составляющей «Вода – источник жизни». Первоначально выясним, что мы знаем о воде?
Мини-викторина:
- Почему грязная посуда, белье становятся чистыми, если их моют и стирают в воде? (Вода – растворитель)
- Почему моря не переполняются от впадающих рек и не заливают сушу? (Круговорот воды, испарение с поверхности)
- Почему в крышке чайника делают отверстие? (Для выхода пара)
- Почему во время ледохода лед не тонет, а плывет по поверхности реки? (Лед легче воды)
- Почему молекулу воды называют диполь? (H2O)
- Может ли человек поднять кубометр воды? (Нет, масса 1 куба воды 1000 кг)
- Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (Верблюд)
- Какая река самая полноводная и быстрая в мире? (Амазонка)
- Самое соленое море? (Мертвое, в каждом литре его воды – около 300 г солей)
- Как называется природное явление, когда горячая подземная вода вырывается на поверхность высоким фонтаном? (Гейзер)
- Что такое «жесткая вода»? (Вода с повышенным содержанием солей калия и кальция)
- Назовите греческое название воды? (Гидро)
- На каком материке нет ни одной реки? (Антарктида)
- Где на Земле выпадает больше всего осадков? (Индия)
- Назовите латинское название воды? (Аква)
- В каком органе человека содержится наибольшее количество воды? (Стекловидное тело глаза – 99%).
- Где в организме человека содержится наименьшее количество воды? (Зубная эмаль)
- Сколько литров воды в сутки необходимо человеку для нормальной жизнедеятельности . ( 2,5 л)
- Как называл воду Леонардо да Винчи? (Сок жизни)
- Какая река является самой длинной на Земле? (Нил)
- В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты? (Байкал)
- Может ли вода двигаться вверх? (Да, при очень сильном шторме)
- Почему вода в море солёная? (Обусловлено наличием минеральных веществ)
III. Обобщение и систематизация знаний
Демонстрация презентации.
Работа учителя | Работа учащихся | ||||||||||||||||||
Слайд 2. Высказывание В.И. Вернадского о воде. |
Учащиеся обсуждают, высказывают своё мнение. |
||||||||||||||||||
Слайд 3. Теорема Вода – источник жизни. Дано: Вода. Доказать: Взаимосвязь воды и жизни. Доказательство:
|
Ученики с места предлагают способы доказательства теоремы. Можно опросить до 12 человек. |
||||||||||||||||||
Слайды 4-5. Водная среда – это колыбель всех живых существ на нашей Земле. |
Учащиеся обсуждают, высказывают своё мнение. |
||||||||||||||||||
Слайды 6-10. Сведения о воде Начертить круговую диаграмму соотношения воды и суши. Выяснить: «Во сколько раз воды больше, чем суши»? |
Учащиеся вычисляют и строят диаграмму. Sсуши = 148021000 км2 Sводы = 362033000 км2 Sсуши + Sводы = 510054000 км2 Составим пропорцию:
Площадь водной поверхности больше площади суши почти в 2,5 раза. |
||||||||||||||||||
Начертить диаграмму соотношения пресной и солёной воды. | Учащиеся вычисляют и строят диаграмму. Пресная вода составляет 3% всей воды на Земле. |
||||||||||||||||||
Таблица распределения воды на поверхности Земли. Ответить на вопросы:
Найти медиану, размах, моду ряда. |
Ответы учащихся. Медиана произвольного ряда чисел – это медиана соответственного упорядоченного ряда чисел. Медиана нечётного ряда чисел – это число записанное посередине. Медиана чётного ряда чисел – это среднее арифметическое двух чисел, находящихся посередине. Упорядоченный ряд: 0,0001; 0,001; 0,005; 0,008; 0,009;.0,017; 0,625;.0,625; 2,15; 97,2. Размах ряда чисел – это разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел. 97,2 – 0,0001 = 97,1999- размах ряда Мода ряда чисел – это число, которое встречается в данном ряду чаще других. 0,625 – мода ряда |
||||||||||||||||||
Слайды 11-16 Вода – основа нашего организма Задача №1 (устно) Ежедневно человек должен выпивать 4% от своего веса воды. Сколько в день воды должен выпить человек, весом 65 кг? |
650,04 = 2,6 |
||||||||||||||||||
Задача №2 Организм человека на 75% состоит из воды. Найти вес человека, если в его организме 50,4кг воды? |
Составим пропорцию: Ответ: вес человека 67,2 килограмма 12 кг |
||||||||||||||||||
Задача №3 (устно) 25% суши Земли занимают пустыни. В Туркмении летчики-испытатели, космонавты участвовали в эксперименте на выживание. За 5 часов перехода один из них потерял 8 кг водного запаса своего организма – это составило 8% от массы его тела. Критическая норма потери воды человеком 12%. Какова эта норма в массовой доле для этого испытателя? Этот испытатель сказал, что если в тот момент ему бы сказали на коленях ползти к воде, он пренебрёг бы гордостью и самолюбием и пополз бы, лишь бы утолить смертельную жажду. Только там, в пустыне, он понял всю великую роль воды для живого организма. Люди ломались, падали духом, теряли человеческий облик. Даже сейчас он не может вспоминать это без дрожи. Люди берегите воду! |
|
||||||||||||||||||
Предлагаю каждому из вас вычислить свою критическую норму потери воды в массовой доле? | Критическая норма потери воды человеком 12% | ||||||||||||||||||
Слайды 17-28 «Жила была река» (экологическая сказка А.А. Рыжкова) Ответить на вопрос: Что надо сделать, чтобы спасти воду? |
Учащиеся обсуждают, высказывают своё мнение. |
||||||||||||||||||
Слайды 29-31 Решение занимательных задач. Задача №1 Бочка воды Один мужчина выпивает бочку воды за 14 дней, а вместе с женой выпивает такую же бочку воды за 10 дней. Нужно узнать, за сколько дней жена одна выпивает бочку воды. |
Решение: За 140 дней мужчина выпьет 10 бочек воды. За 140 дней вместе с женой выпьют 14 бочек воды. За 140 дней жена выпьет 4 бочки воды. 140 : 4 = 35 дней Ответ: за 35 дней жена одна выпьет бочку воды. |
||||||||||||||||||
Задача №2 Два сосуда Можно ли имея два сосуда емкостью 3 и 5 л, набрать из водопроводного крана 4 л воды? |
Решение:
|
||||||||||||||||||
Задача №3 Два ведра У очень маленького мальчика есть два ведра. В одно входит 9 литров, а в другое – 5 литров. Мальчику понадобилось получить три литра воды. Как с помощью двух ведер, переливая воду, получить 3 литра воды? |
Решение:
|
||||||||||||||||||
Задача №4 Вода Как разделить поровну между двумя семьями 12 л воды , которая находится в 12-ти литровом сосуде, для этого у вас есть 2 сосуда 8-ми литровый и 3-ех литровый. |
Решение:
|
IV. Подведение итогов
Анализируется работа учащихся в целом, отдельных учащихся, отмечаются положительные моменты в работе, указывается на недочёты.
V. Рефлексия
Вода бывает мягкой и жесткой,
Может дать жизнь и отнять,
Может, вращая турбины,
Полночную тьму разгонять.
Может согреть мегаполис
И льдами сковать полюса,
Может людей напоить
И солью пролиться в глаза…
Знакома от пара до снега,
Как солнце и воздух нужна
Природе, Земле, Человеку –
Вода, Вода, Вода.
Написать синквейн.
Синквейн – это стихотворение, написанное по следующим правилам:
- 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
- 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
- 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
- 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
- 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Например:
Вода!
Живая, чистая.
Питает, очищает, работает.
Без воды нельзя жить.
Жизнь!
Заканчивается мероприятие просмотром мультипликационного фильма «Над нами не каплет».
Литература:
- Алгебра: сб. заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 кл./ [Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.].– М.: Просвещение, 2011. – 192с.: ил. – (Итоговая аттестация). – ISBN 5-09-014738-8
- Винокурова Н.К.5000игр и головоломок для школьников – М.: Астрель: АСТ, 2006, 414 c.
- Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка – М.: Просвещение, 1988.
- Новиков Ю. Внимание вода / Ю. Новиков. – М.: Молодая Гвардия, 1983, 207 с.
- Перельман Я.И. Занимательная геометрия – М.: ГИФМЛ, 1959.
- Синюков В.В. Вода известная и неизвестная. – М.: Знание, 1987.