Внеклассное мероприятие по теме "Вода – источник жизни". 7−9-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Доказательство – это рассуждение, которое убеждает.
Ю.А. Шиханович

Уже несколько лет в нашем лицее ведётся работа по экологии. Мы успешно сотрудничаем с Водоканалом Санкт-Петербурга.

Главное направление в нашей работе – это сохранение физического, психического и умственного здоровья учащихся. В наше время, как никогда раньше, люди стали внимательнее относиться к своему здоровью. Здоровье человека отчасти зависит от воды, которую он употребляет.

Период 2005–2015 г объявлен Международным десятилетием действий «Вода для жизни». Это должно напомнить всем школьникам об огромной важности воды для поддержания жизни на нашей планете.

Целью данного мероприятия является привлечение внимания учащихся к проблеме воды через практическое решение математических задач, связанных с водой.

Наука утверждает, что жизнь на Земле первоначально возникла и развивалась в воде. Площадь водной поверхности почти в 2,5 раза больше площади суши. Человек на 75% состоит из воды. Поэтому вода, которую мы пьем, проникает в каждую клетку нашего тела, ее качество даже важнее, чем качество продуктов питания. Необходимо иметь знания о воде и уметь бережно её использовать!

Тема внеклассного мероприятия по математике «Вода – источник жизни». Слайд 1

Цели внеклассного мероприятия:

Образовательные:

  1. Повторить решение задач на проценты, части, составление пропорции.
  2. Повторить основные понятия теории вероятностей (медиана, размах, мода).
  3. Повторить построение диаграмм.
  4. Доказательство необходимости воды для всего живого.

Развивающие:

  1. Развивать память, внимание, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, систематизировать и делать выводы.
  2. Формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли.
  3. Вызывать эмоции учащихся через создание на уроке ситуаций эмоциональных переживаний.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации.
  2. Умение слушать и слышать товарищей.
  3. Воспитывать интерес к предмету и уверенность в том, что при добросовестном отношении, трудолюбии все трудности могут быть преодолены.
  4. Воспитывать бережное и экономичное отношение к природе.

Оборудование и дополнительные материалы: Интерактивная презентация Power Point, медиафайл с мультфильмом.

Ход внеклассного мероприятия

I. Организационный этап

Приветствие. Создание рабочей обстановки. Сообщение темы. Постановка задач.

II. Этап подготовки к активной деятельности на основном этапе занятия

Так как в лицее проходит «Неделя экологии», решено во всех классах провести мероприятия с экологической направленностью. Тему экологической составляющей «Вода – источник жизни». Первоначально выясним, что мы знаем о воде?

Мини-викторина:

  1. Почему грязная посуда, белье становятся чистыми, если их моют и стирают в воде? (Вода – растворитель)
  2. Почему моря не переполняются от впадающих рек и не заливают сушу? (Круговорот воды, испарение с поверхности)
  3. Почему в крышке чайника делают отверстие? (Для выхода пара)
  4. Почему во время ледохода лед не тонет, а плывет по поверхности реки? (Лед легче воды)
  5. Почему молекулу воды называют диполь? (H2O)
  6. Может ли человек поднять кубометр воды? (Нет, масса 1 куба воды 1000 кг)
  7. Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (Верблюд)
  8. Какая река самая полноводная и быстрая в мире? (Амазонка)
  9. Самое соленое море? (Мертвое, в каждом литре его воды – около 300 г солей)
  10. Как называется природное явление, когда горячая подземная вода вырывается на поверхность высоким фонтаном? (Гейзер)
  11. Что такое «жесткая вода»? (Вода с повышенным содержанием солей калия и кальция)
  12. Назовите греческое название воды? (Гидро)
  13. На каком материке нет ни одной реки? (Антарктида)
  14. Где на Земле выпадает больше всего осадков? (Индия)
  15. Назовите латинское название воды? (Аква)
  16. В каком органе человека содержится наибольшее количество воды? (Стекловидное тело глаза – 99%).
  17. Где в организме человека содержится наименьшее количество воды? (Зубная эмаль)
  18. Сколько литров воды в сутки необходимо человеку для нормальной жизнедеятельности . ( 2,5 л)
  19. Как называл воду Леонардо да Винчи? (Сок жизни)
  20. Какая река является самой длинной на Земле? (Нил)
  21. В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты? (Байкал)
  22. Может ли вода двигаться вверх? (Да, при очень сильном шторме)
  23. Почему вода в море солёная? (Обусловлено наличием минеральных веществ)

III. Обобщение и систематизация знаний

Демонстрация презентации.

Работа учителя Работа учащихся

Слайд 2. Высказывание В.И. Вернадского о воде.

Учащиеся обсуждают, высказывают своё мнение.

Слайд 3.

Теорема

Вода – источник жизни.

Дано: Вода.

Доказать: Взаимосвязь воды и жизни.

Доказательство:

  1. Жизнь зародилась в воде.
  2. Сведения о воде (вода в цифрах).
  3. Человек на 80% состоит из воды.
  4. Необходимость воды для всего живого.
  5. Нехватка пресной воды. Что можно сделать? Проблема экологии.

Ученики с места предлагают способы доказательства теоремы.

Можно опросить до 12 человек.

Слайды 4-5. Водная среда – это колыбель всех живых существ на нашей Земле.

Учащиеся обсуждают, высказывают своё мнение.

Слайды 6-10. Сведения о воде

Начертить круговую диаграмму соотношения воды и суши. Выяснить: «Во сколько раз воды больше, чем суши»?

Учащиеся вычисляют и строят диаграмму.

Sсуши = 148021000 км2

Sводы = 362033000 км2

Sсуши + Sводы = 510054000 км2

Составим пропорцию:

 

Площадь водной поверхности больше площади суши почти в 2,5 раза.

Начертить диаграмму соотношения пресной и солёной воды.

Учащиеся вычисляют и строят диаграмму.

Пресная вода составляет 3% всей воды на Земле.

Таблица распределения воды на поверхности Земли.

Ответить на вопросы:

  • Что такое медиана ряда?
  • Что такое размах ряда?
  • Что такое мода ряда?

Найти медиану, размах, моду ряда.

Ответы учащихся.

Медиана произвольного ряда чисел – это медиана соответственного упорядоченного ряда чисел.

Медиана нечётного ряда чисел – это число записанное посередине.

Медиана чётного ряда чисел – это среднее арифметическое двух чисел, находящихся посередине.

Упорядоченный ряд: 0,0001; 0,001; 0,005;

0,008; 0,009;.0,017; 0,625;.0,625; 2,15; 97,2.

Размах ряда чисел – это разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел.

97,2 – 0,0001 = 97,1999- размах ряда

Мода ряда чисел – это число, которое встречается в данном ряду чаще других.

0,625 – мода ряда

Слайды 11-16 Вода – основа нашего организма

Задача №1 (устно)

Ежедневно человек должен выпивать 4% от своего веса воды. Сколько в день воды должен выпить человек, весом 65 кг?

 

 

650,04 = 2,6

Задача №2

Организм человека на 75% состоит из воды. Найти вес человека, если в его организме 50,4кг воды?

Составим пропорцию:

Ответ: вес человека 67,2 килограмма

12 кг

Задача №3 (устно)

25% суши Земли занимают пустыни. В Туркмении летчики-испытатели, космонавты участвовали в эксперименте на выживание. За 5 часов перехода один из них потерял 8 кг водного запаса своего организма – это составило 8% от массы его тела. Критическая норма потери воды человеком 12%. Какова эта норма в массовой доле для этого испытателя?

Этот испытатель сказал, что если в тот момент ему бы сказали на коленях ползти к воде, он пренебрёг бы гордостью и самолюбием и пополз бы, лишь бы утолить смертельную жажду. Только там, в пустыне, он понял всю великую роль воды для живого организма. Люди ломались, падали духом, теряли человеческий облик. Даже сейчас он не может вспоминать это без дрожи. Люди берегите воду!

 

 

 

Предлагаю каждому из вас вычислить свою критическую норму потери воды в массовой доле? Критическая норма потери воды человеком 12%

Слайды 17-28

«Жила была река» (экологическая сказка А.А. Рыжкова)

Ответить на вопрос:

Что надо сделать, чтобы спасти воду?

Учащиеся обсуждают, высказывают своё мнение.

Слайды 29-31

Решение занимательных задач.

Задача №1

Бочка воды

Один мужчина выпивает бочку воды за 14 дней, а вместе с женой выпивает такую же бочку воды за 10 дней. Нужно узнать, за сколько дней жена одна выпивает бочку воды.

Решение:

За 140 дней мужчина выпьет 10 бочек воды.

За 140 дней вместе с женой выпьют 14 бочек воды.

За 140 дней жена выпьет 4 бочки воды.

140 : 4 = 35 дней

Ответ: за 35 дней жена одна выпьет бочку воды.

Задача №2

Два сосуда

Можно ли имея два сосуда емкостью 3 и 5 л, набрать из водопроводного крана 4 л воды?

Решение: 

3 л сосуд 0 л 3 л 0 л 2 л  2 л 3 л
5 л сосуд 5 л 2 л 2 л 0 л  5 л 4 л

Задача №3

Два ведра

У очень маленького мальчика есть два ведра. В одно входит 9 литров, а в другое – 5 литров. Мальчику понадобилось получить три литра воды. Как с помощью двух ведер, переливая воду, получить 3 литра воды?

Решение:

9 л сосуд 5 л сосуд
 9 л  0 л
 4 л  5 л
 4 л  0 л
 0 л  4 л
 9 л  4 л
 8 л  5 л
 8 л  0 л
 3 л  5 л

Задача №4

Вода

Как разделить поровну между двумя семьями 12 л воды , которая находится в 12-ти литровом сосуде, для этого у вас есть 2 сосуда 8-ми литровый и 3-ех литровый.

Решение: 

12 л ёмкость 12 л 9 л 9 л 6 л 6 л
8 л ёмкость 0 л 0 л 3 л 3 л 6 л
3 л ёмкость 0 л 3 л 0 л 3 л 0 л

IV. Подведение итогов

Анализируется работа учащихся в целом, отдельных учащихся, отмечаются положительные моменты в работе, указывается на недочёты.

V. Рефлексия

Вода бывает мягкой и жесткой,
Может дать жизнь и отнять,
Может, вращая турбины,
Полночную тьму разгонять.
Может согреть мегаполис
И льдами сковать полюса,
Может людей напоить
И солью пролиться в глаза…
Знакома от пара до снега,
Как солнце и воздух нужна
Природе, Земле, Человеку –
Вода, Вода, Вода.

Написать синквейн.

Синквейн – это стихотворение, написанное по следующим правилам:

  • 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
  • 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
  • 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
  • 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
  • 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Например:

Вода!
Живая, чистая.
Питает, очищает, работает.
Без воды нельзя жить.
Жизнь!

Заканчивается мероприятие просмотром мультипликационного фильма «Над нами не каплет».

Литература:

  1. Алгебра: сб. заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 кл./ [Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.].– М.: Просвещение, 2011. – 192с.: ил. – (Итоговая аттестация). – ISBN 5-09-014738-8
  2. Винокурова Н.К.5000игр и головоломок для школьников – М.: Астрель: АСТ, 2006, 414 c.
  3. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка – М.: Просвещение, 1988.
  4. Новиков Ю. Внимание вода / Ю. Новиков. – М.: Молодая Гвардия, 1983, 207 с.
  5. Перельман Я.И. Занимательная геометрия – М.: ГИФМЛ, 1959.
  6. Синюков В.В. Вода известная и неизвестная. – М.: Знание, 1987.