Занятие для учащихся старших классов "Толерантность"

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Актуальность проведения такого занятия обусловлена сложившейся ситуацией. Учащиеся старших классов имеют определенное представление о том, «как всё должно быть», представление это, в силу их возраста, нередко, является выражением юношеского максимализма. Вступая в межличностные отношения с такой установкой они, зачастую, инициируют конфликт. Импульсивность и несдержанность способствует обострению этого конфликта, и могут повлечь за собой административную ответственность учащегося.

Существует необходимость в проведении информационной - профилактической работы среди учащихся старших классов.

Цель этого занятия - формирование представления о «толерантной личности», о том, каковы особенности и характеристика толерантного поведения.

Задачи:

  • Информирование учащихся старших классов о преимуществах толерантного поведения и о рисках интолерантного.
  • Диагностическое обследование уровня толерантности в классе с помощью экспресс-опросника "Индекс толерантности" Г.У. Солдатовой.
  • Получение обратной связи.
  • Отработка в игровой форме «азов толерантного поведения».

Форма проведения: интерактивная лекция – диагностика.

Время: одно занятие - 45 минут.

В качестве результата рассматривается:

  • Желание учащегося старших классов пересмотреть свои интолерантные поведенческие установки.
  • Выражение учащимися «добрых чувств» по отношению друг к другу.

Структура занятия:

этап

содержание

время

1

Слайд 1

Предоставление информации о специфике работы ГБОУ ЦПМСС Выборгского района.

Рассказ о форме работы в течение занятия.

4 минут

2

Устный опрос учащихся о том, что они понимают под словом «толерантность». Для чего нужна толерантность? Инициирование дискуссии между учащимися.

5 минут

3

Показ презентации.

 

10 минут

Слайд 2
Слово «толерантность» происходит от латинского tolerantia – терпение. Отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Почему важно не реагировать именно на негативные факторы? Потому что на приятные вещи, которые нам делают окружающие – улыбка, доброе слово – мы отвечаем тем же. Так происходит наше общение. А вот если нам сделали подножку, или сказали гадость не ответить сгоряча, да еще и «кулаком в глаз» бывает очень непросто. Но человек отличается от животного тем, что между стимулом и реакцией у него есть определенный «зазор» - время подумать о том, какие последствия вызовет этот его ответ «кулаком в глаз». Последствия могут быть очень неприятными – вплоть до рассмотрения дела на Комиссии по делам несовершеннолетних. А это приведет к определенным сложностям, как у того, кто дал кулаком в глаз, так и у его родителей и даже у администрации школы. Очевидно, что нам зачастую «не выгодно» непосредственно реагировать на различные неблагоприятные факторы окружающей среды.

На фотографии вы видите два дерева. Всякое дерево имеет свою жизненную цель. И цель у дерева – стремиться к Солнцу. Первое – тополь – настолько хочет добиться своей цели, что не готово даже чуточку наклониться. Но налетает сильный ветер и это несгибаемое дерево ломается. Его спилят – у него больше нет будущего. На другой фотографии более гибкие деревья – их мудрость в том, что они склонились и знают, что пройдет ветер, закончатся неблагоприятные обстоятельства в их жизни, они выпрямятся и будут дальше расти. Вырастут большими и красивыми деревьями, принесут свои плоды.

Слайд 3
Получается, что у «толерантности» есть два основания, на которых она держится. Это устойчивость и гибкость. Устойчивость – это способность реализовать свои личные цели и отстоять свою позицию. А гибкость - способность с уважением относиться к мнению и ценностям других людей. Безусловно, следует отстаивать свою позицию в каких-то принципиальных вещах – не поступаться своими морально-нравственными убеждениями, например, не курить только потому, что все вокруг курят. Но нужно быть гибким – принимать особенности другого человека, может быть даже с понимание относиться к каким-то его слабостям.

Слайд 4
Вспоминая фотографии двух деревьев, мы можем так осмыслить их опыт проживания своей древесной жизни: «Уступая в малом, получишь многое». То есть, не растрачивая свою жизнь на мелочные склоки, есть шанс посвятить ее чему-то стоящему и значимому, не распылиться.

4

Проведение диагностического обследования уровня толерантности с помощью экспресс-опросника "Индекс толерантности" Г.У. Солдатовой.

10 минут

5

Проведение игр. Завершающий этап.

Вариант 1

Вариант 2

Задание: переверните лист, на котором вы отвечали на вопросы диагностики. Закройте глаза, представьте своего соседа. Подумайте, в виде какого живого существа, явления природы или другого образа его можно нарисовать. Откройте глаза и нарисуйте то, что вы представили.

Расскажите своему соседу, что вы нарисовали и почему он у вас ассоциируется с этим изображением. Вторая часть выполняется всем классом – по очереди.

Обсуждение: Ведущий отмечает, (к примеру) что нарисовать, изобразить соседа некоторым было легче, чем рассказать о нем. Получается, что привычка общаться на глубоком, сущностном уровне у нас еще не развита.

Задание1. Я нарисую на полу мелом круг. У вас будет 2 минуты, чтобы разместиться в этом круге. «Наводнение началось!» После того, как все разместились в круге, проводится обсуждение стратегии поведения учащихся, уровень их сплоченности.

Задание 2. Ведущий пересаживает учащихся так, чтобы они оказались за партой с тем, с кем они обычно не сидят, мало общаются. Затем, начиная с первой парты, каждый должен сказать своему новому соседу два слова о нем. Например: «Миша, ты добрый и строгий».

Ведущий подводит итог: (к примеру) нам непросто сказать что-то важное человеку. Мы иногда даже близким друзьям не говорим что-то важное. А вот «неприятные мелочи» мы говорим почти автоматически.

15 минут

6.

Прощание

1 минута

Литература:

  1. Персианов И. А. Толерантность в школе: проблемы и возможности: Методическое пособие. - СПб., 2008.
  2. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. – М.: Генезис, 2002.