"Метод координат". 5-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Класс: 5 класс. Программа «Школа 2100» ФГОС.

Тип урока: Урок освоения новых знаний и способов действий.

Цель урока: Способствовать формированию у обучающихся навыков кодирования графической информации с помощью метода координат.

Решаемые учебные задачи:

Образовательные:

  1. Систематизация знаний основных определений и понятий по теме «В мире кодов».
  2. Формирование умения определять форму кодирования информации.
  3. Отработка навыков работы с методом координат.

Развивающие:

  1. Развивать умение выделять главное, существенное, обогащать имеющиеся факты, логически излагать свои мысли.
  2. Развивать навыки работы с методом координат.

Воспитательные:

  1. Воспитывать культуру труда, культуру речи, культуру общения, умение слушать.
  2. Формировать навыки аккуратности, дисциплинированности и усидчивости.

Методы: Репродуктивный, словесный, наглядный.

Методические приемы: Анализ задач, эвристическая беседа

Оборудование: Компьютеры; Мультимедийный проектор и экран.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  3. Актуализация знаний.
  4. Первичное усвоение новых знаний (презентация).
  5. Первичная проверка понимания (презентация).
  6. Контроль усвоения. Работа за компьютером.
  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  8. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Планируемые результаты 

Предметные Метапредметные Личностные
  • Умение кодировать графическую информацию с помощью метода координат
  • Закрепление навыков кодирования и декодирования информации.
  • Планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  • Перерабатывают информацию для получения необходимого результата.
  • Делают выводы на основе обобщения знаний.
  • Развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создают предпосылки для освоения знаний и умений.
  • Развивают мотивы учебной деятельности.
  • Принимают социальную роль обучающегося.
  • Развивают навыки сотрудничества со сверстниками и умения находить решения в спорных ситуациях.

Ход урока

Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Организационный момент (1 мин.)

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Раздача входных билетов на урок. (Приложение 2)

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку

Садятся согласно ряду и месту, указанному на билете.

Эмоционально настраиваются на работу, включаются в деловой ритм урока

Личностные: психологическая готов-ность учащихся к уроку, создание благоприятного микроклимата

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (2 мин.)
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

Слайд 1

– Что такое код?

– Что такое кодирование?

– Какие виды информации вы знаете?

– Какой вид информации мы кодировали на прошлом уроке?

Молодцы! Все эти понятия мы прошли с вами на предыдущих уроках.

В виде чисел на слайде закодирована текстовая информация, связанная с темой нашего сегодняшнего урока.

Четко и быстро отвечают на вопросы и выполняют задание

 

 

Дают определения.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание, взаимокон-троль, коррекция, самооценка качества усвоения материала

Познавательные: формирование представ-ления об основных изучаемых понятиях: кодирование, метод координат, координатная плоскость. Умение соотносить определения и термины

Коммуникативные: постановка вопросов, умение слушать собеседника

3. Актуализация знаний (3 мин.)

Актуализация опорных знаний и способов действий.

 

 

Слайд 2

Что мы с вами сейчас сделали?

– Какой способ кодирование здесь был применен?

– Какой вид информации мы будем кодировать сегодня?

– Так что же будет являться целью нашего урока?

Декодируют словосочетание «Метод координат»

Числовое кодирование

Графический

Кодирование графической информации с помощью метода координат

 
4. Первичное усвоение новых знаний (10 мин.)

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

 

Слайд 3

На уроках математики вы уже сталкивались с простым видом системы координат — числовой осью. Но сегодня мы познакомимся с декартовой системой координат.

Слайд 4

Идет обсуждение сообщения, задаются вопросы.

Обучающиеся смотрят на слайд

Один ребенок читает сообщение о Рене Декарте. Остальные слушают. Общаются, отвечают на вопросы.

Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя

Коммуникативные: умение слышать и слушать

Создание проблемной ситуации. Спрогнозировать предстоящую деятельность

 

 

 

 Слайд 5

Давайте посмотри как же выглядит декартовая (прямоугольная) система координат.

– Что вы видите?

– Что вы можете сказать про ось X? Про ось Y?

– На сколько частей делится плоскость?

Правильно, молодцы, это 4 четверти, мы с вами будем работать с первой частью, где используются положительные числа.

– Если я поставлю точку на плоскости, то как я смогу ее закодировать?

 

Учащиеся отвечают на вопросы, идет обсуждение

Пересечение двух прямых.

Х – горизонтальная, Y – вертикальная.

На 4 части.

 

Дети выдвигают свои версии, идет обсуждение.

Личностные: Способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания;

Познавательные: самостоятельное решение проблем творческого и поискового характер

Коммуникативные: умение слышать и слушать

Изучение нового материала

 

 

 

Слайд 6

Для кодирования точки есть определенное правило. В скобках записывается через запятую два числа, первое по оси X, второе по оси Y. Запомнить это правило мне помогла такая схема. Представьте, что вы возвращаетесь из школы домой. Вы живете во втором подъезде на втором этаже.

– Вдоль какой оси вы вначале пойдете?

– На второй этаж вдоль какой оси будете подниматься?

Обучающиеся слушают и отвечают на вопросы.

 

 

Вдоль оси X

Вдоль оси Y

 

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя

Коммуникативные: умение слышать и слушать

5. Первичная проверка понимания. (10 мин.)

Умение выделять главное, существенное, логически излагать свои мысли

 

 

 

 

 

 

Слайд 7-8

Давайте теперь потренируемся определять координаты.

Слайд 9

А теперь, наоборот, по заданным координатам построим изображение.

Слайд 10-11

В рабочих тетрадках выполните задание № 99 на странице 69.

Сравните получены результат с изображением на слайде. Те, кто быстро делает работу получают дополнительно задание.

Слайд 12

Физкультминутка

Обучающиеся определяют координаты геометрических фигур

 

В тетрадях рисуют систему координат и строят изображение

 

Выполняют задание.

 

обучающиеся выполняют физкультминутку

Личностные: Способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания;

Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя

Познавательные осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

6. Контроль усвоения. Работа за компьютером (10 мин.)

Тренировать навыки работы с «Координатной плоскостью»

 

 

 

 

 

 

Совместно с учащимися рассматриваем интерфейс новой программы, знакомимся с ее возможностями.

Раздаю карточки с заданием. Тот, кто быстро работает, получает карточку с дополнительным заданием или помогает отстающим.

(Приложение 3)

Слайд 13-15

Проверяем полученные результаты.

Слайд 16

Пересаживаемся за парты. Проводится игра.

На координатной плоскости расположены разноцветные точки, определите их координаты.

Проверяем полученные результаты.                     

Пересаживаются за компьютеры, запускают программу «Координатная плоскость»

Выполняют задание

 

 

 

 

 

Определяют координаты точек

Личностные: готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств ИКТ (компьютера);

Коммуникативные: умение слушать, вести диалог;

Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; достижения цели при помощи фиксированного набора средств

Познавательные: Выполнение задания в программе «Координатная плоскость»

7. Подведение итогов. (5 мин.) Домашнее задание

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учеников

 

Слайд 17-18

Сегодня вы заходили в кабинет по билетам. Как вы думаете, какой способ кодирования при этом использовался?

Слайд 19-20

Приведите примеры, где еще в быту используется метод координат?

Слайд 21 Домашнее задание

Придумать и нарисовать рисунок в тетради, и написать к нему программу.

Закрепить, повторить полученные знания по темам «Кодирование информации». «Метод координат»

 

 

 

обучающиеся записывают домашнее задание

Личностные: самоорганизация

Регулятивные: Оценка и осознание уровня и качества усвоения; контроль

Коммуникативные умение выражать мысли, слушать, вести диалог

8. Рефлексия (5 мин.)

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Как вы считаете, все ли вам удалось выполнить, сделать за сегодняшний урок? Если нет то, какие трудности возникли при выполнении заданий?

Проверка УУД

Продолжите фразы:

  • я хорошо умею…
  • мне надо еще поработать …

обучающиеся отвечают, выражая собственное мнение

 

 

обучающиеся дописывают на листочках фразы

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

Список литературы:

  1. Информатика: учебник для 5 класс/ Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 184 с.: ил.
  2. Методическое пособие. 5 класс. Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/mp-5kl-fgos.pdf
  3. Физкульминутка videouroki.net/
  4. Программа «Координатная плоскость» txt.ensayoes.com/docs/index-4128.html