Класс: 7.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Цели урока:
- Коррекционно-образовательная: Формировать первоначальные представления об истории появления юбки, как элемента одежды и ее месте в русском национальном костюме. Ознакомить учащихся с основными технологическими сведениями о юбке.
- Коррекционно-развивающая: Развивать логическое мышление, память, познавательную деятельность. Расширять кругозор, терминологический словарный запас учащихся.
- Коррекционно-воспитательная: Содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету. Воспитание уважительного отношения к истории и народным традициям. Воспитание положительных качеств личности: активности, усидчивости, внимательности.
Прогнозируемый результат: должен знать: назначение юбки, как элемента одежды и ее основные характеристики.
Методы обучения: словесные: беседа, объяснение, рассказ, наглядные: модели готовых юбок.
Продолжительность урока: 40 мин.
Межпредметные связи: история, география, письмо и развитие речи.
Оборудование урока: компьютер, проекционная система; программное обеспечение урока: программа с мультимедиа MS Power Point.
Методическое обеспечение урока: справочный материал по истории костюма.
Раздаточный материал: карточки-задания.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | ||||||||||
Организационный момент
|
Вводная часть Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает учащихся на занятие. В школе вновь звенит звонок, |
Учащиеся готовят письменные принадлежности, рабочую тетрадь, настраиваются на урок, садятся за парты. |
||||||||||
Введение в тему
Постановка цели и задач урока |
Актуализация опыта и опорных знаний учащихся Беседа с учащимися. Мода – это история, по поводу которой нельзя спорить, которую нельзя отрицать. Слова А. Моравия. Мода в переводе с французского языка означает временное господство вкусов в разных сферах жизни, культуре, одежде. И действительно, мода менялась на протяжении веков, и сегодня мы увидим подобные изменения на примере предмета одежды. У вас уже имеются умения и навыки в изготовлении швейных изделий. Вспомните и скажите, какие изделия вы шили в первом полугодии? (сорочка, пижама, фартук). Какие из выполненных изделий по способу носки относятся к плечевым изделиям? К поясным изделиям? Одежда, о которой будет идти речь сегодня на занятии, относится к поясным изделиям и внешне похожа на колокольчик? (Юбка) Сообщение темы, целей и задач урока Запись даты и темы в тетрадь. Сообщение происходит на фоне классной доски, где на слайде оформлены тема и цели урока. Слайд 2, 3. |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, отгадывают загадку. Учащиеся записывают тему в тетрадь. |
||||||||||
Изучение нового материала
|
Основная часть Объяснение происходит с использованием наглядного материала в виде презентации. Сегодня на уроке мы совершим путешествие в историю и узнаем, как менялась форма юбки в течение веков. Слайд 4.Перед рассказом фиксируется внимание учащихся на том, что в конце урока им будут заданы вопросы. В древнем Египте одежду похожую на юбку носили, как правило, фараоны и представители знати, но не как самостоятельную одежду, а как нижнюю юбку, или двойной фартук. Слайд 5 Начиная с античных времен юбки, были распространены в Древнем Риме, носили их только рабы. Слайд 6 Женщины же долгое время, вплоть до XV века, носили цельнокроеное, прямое, свободное платье-тунику, спадающее мягкими складками. Слайд 7 В XV веке платье стало отрезным, оно разделилось на лиф и юбку. Юбка имела длинный шлейф, который был призван подчеркнуть значимость своей обладательницы. Впервые юбка начала крепиться непосредственно на талии, место «крепления» закрывал опускавшийся ниже лиф. Однако, надо сказать, что многие историки моды не рассматривают в этот период юбку как отдельный элемент женской одежды[5]. Слайд 8 В XVI веке испанские знатные дамы стали носить необъятной ширины юбки. Они были настолько тяжелыми, что женщины не могли их носить. И тогда придумали для юбок каркас из обручей. Обруч по-испански «вердуго», поэтому юбки на каркасе получили название «вердугадо». Обтянутые парчой, украшенные драгоценностями, такие юбки были очень дорогими. Юбку, перед тем как надеть, устанавливали на полу, в нее просто «входили», а потом пристегивали к корсету[6]. Слайд 9 Под влиянием церкви в XVII веке в Испании вводятся гладкие ткани. Узкая в талии, юбка расширенная книзу, облегала конусообразный каркас без единой складки. Юбок обычно было две. Верхняя юбка имела спереди треугольный разрез или застежку на петли и банты. Слайд 10 Со временем испанская мода ослабла и пришла пора одежды удобной, свободной, доступной. Законодателями моды стали французы. В начале 60-х годов XVII века в женском костюме сохраняются плотный удлиненный лиф и разделенная спереди юбка. Верхняя юбка была обычно короче нижней, свободной и удобной. Количество одновременно надеваемых юбок соответствовало богатству и знатности их владелицы. Все юбки обильно украшались вышивками, кружевами, воланами. Слайд 11 В XVIII веке в Италии и Франции юбки стали несколько легче и приобрели округлые формы с помощью специальной набедренной подушки в виде ватного кренделя. Слайд 12 XIX век был ознаменован появлением турнюра. Это было приспособление в виде небольшого каркаса и подушки, которую дамы подкладывали сзади под подол платья, чтобы придать фигуре пышности. В моде были стройные, высокие силуэты с пышной задней частью, поэтому юбку с турнюром украшали рюшами, складками и драпировками[5]. Слайд 13 К концу XIX века женская одежда была упрощена. В повседневном костюме женщины все больше места занимает ансамбль, состоящий из блузки и юбки. Юбка становится самостоятельным поясным изделием. Слайд 14. Общим для всех видов юбок вплоть до XX века было то, что они полностью закрывали ноги женщины. Слайд 15 Демократизация жизни современного общества раскрепостила моду, сделала юбку свободной, удобной, практичной, отвечающей условиям жизни. Слайд 16 Древние деревенские юбки на Руси назывались понева и появились в XIX середине века. Полы ее, как правило, были не сшиты. Держалась юбка на ремне или шнуре. Их шили из батиста, ситца. Раскраивали из прямого полотнища, густо собирая его на узком пояске. Деревенская мода всегда соответствовала укладу крестьянской жизни. По числу юбок мерился достаток. У донских казачек было по пятнадцать-двадцать юбок, к ним для пары полагалась кофта того же цвета. Слайд 17 Проведение гимнастики для глаз. Слайд 18 Изучение основного материала «Основные сведения о юбках». Слайд 19 Работа в тетради. Запись краткой информации.
Выполнение коррекционного задания «Отгадай ребус».Слайд 22, 23 Учащиеся отвечают на вопрос, применяли ли трикотаж (вязаное полотно) при пошиве юбок в исторические времена, и почему?
|
Учащиеся просматривают слайды, слушают информацию.
Учащиеся слушают рассказ учителя. Рассматривают картинки на слайдах.
Учащиеся выполняют гимнастику для глаз, отгадывают ребусы, записывают ответы в тетрадь, сверяются с правильными ответами. Учащиеся записывают краткую информацию со слайдов в тетрадь. |
||||||||||
Обобщение и систематизация знаний |
Закрепление пройденного материала Слайд 29 Коллекция юбок. Слайд 30 Учащимся предлагается заполнить таблицу, выбрав из коллекции эскизов современных юбок и юбок разных исторических эпох, предоставленных на слайде, номер той, которая соответствует определенному времени.
Работа по карточкам-заданиям. По окончанию работы проводится взаимопроверка и проверка на основе ответов на слайдах. Задание 1. Как делятся юбки по назначению? Слайд 31 Задание 2. Как делятся юбки по покрою? Слайд 32 Задание 3. Как делятся юбки по количеству швов? Слайд 33 |
Учащиеся выполняют задания самостоятельно или при помощи учителя. |
||||||||||
Подведение итогов урока. (Обобщение деятельности учащихся, словесная оценка работы учениками и учителем)
Уборка рабочих мест |
Заключительная часть Учащимся предлагаются вопросы для повторения учебного материала.
Подведение итогов, выставление оценок за ответы учащихся, за выполнение заданий. Рефлексия. Слайд 34 |
Учащиеся отвечают на вопросы (уч-ся 3 т.гр. при подсказке учителя). |
Литература:
- Воронкова, В.В. Программы для 5–9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник 2. [Текст] /В.В. Воронкова, Г.В. Васенков, С.Л.Мирский. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240с.
- Картушина, Г.Б. Швейное дело: учеб. для 7 кл. спец.(коррекц.) образоват.уч.VIII вида [Текст] /Г.Б. Картушина– М:Просвещение, 2006. – 181с.:ил.
- Симоненко, В.Д. Технология: учеб. для 6кл. общеобр.шк.(вариант для девочек) [Текст] /В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупская - М.: Вентана-Граф, 2000. – 240с.:ил.
- Сапцинская, А.И.Большая энциклопедия школьника. Оксфорд /Пер. с англ. [Текст] /А.И. Сапцинская, Т.В.Сафронова и др. – М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010. – 664с.
- www.liveinternet.ru/users/fox-cu b77/post192798697
- blogs.privet.ru/community/ESPANIA/102606922