С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России (первые и второй классы) перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования? Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
Какие требования выдвигает новый ФГОС?
Стандарт выдвигает три группы требований:
- Требования к результатам освоения основной образовательной программы;
- Требования к структуре основной образовательной программы;
- Требования к условиям реализации основной образовательной программы.
Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе школы.
Обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы является математическое образование.
Содержание математического образования применительно к основной школе представлено в виде следующих содержательных разделов. Это арифметика; алгебра; функции; вероятность и статистика; геометрия. Наряду с этим в содержание основного общего образования включены два дополнительных методологических раздела: логика и множества; математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные разделы содержания математического образования на данной ступени обучения.
Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
- метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом.
Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений.
На современном этапе развития образования основная форма обучения в школе - урок.
Технологическая карта урока
УМК А.Г. Мордкович. Алгебра – 7 . Часть 1. Учебник, А.Г. Мордкович. Алгебра – 7 . Часть 2. Задачник
Количество часов по теме «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными» 15 часов.
Место урока в данной теме: 12 и 13 уроки.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
- Образовательные: овладение умениями решать систему двух линейных уравнений с двумя переменными графически методом, методом подстановки, методом алгебраического сложения, сравнения, определителей (методом Крамера).
- Развивающие: развивать умение анализировать, обобщать, формулировать выводы, самоконтроля, речи, логического мышления. Развитие познавательного интереса.
- Воспитательные: воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству.
Планируемые результаты:
Предметные умения | УУД |
умениями решать систему двух линейных уравнений с двумя переменными графически методом, методом подстановки, методом алгебраического сложения, сравнения, определителей (методом Крамера). | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме и письменной форме; ориентироваться на разнообразные способы решения задач; осуществлять поиск информации; устанавливать причинно следственные связи Коммуникативные: контролировать действия партнёра; готовность получать необходимую информацию , отстаивать свою точку зрения в диалоге. |
Основные понятия: линейное уравнение с одной переменной, линейное уравнение с двумя переменными, решении е уравнения с одной переменной, решение уравнения с двумя переменными, система линейных уравнений с двумя переменными, методы решения систем линейных уравнений с двумя переменными: подстановкой, сложением, графически, сравнением и методом Крамера, решение задач с помощью системы уравнений; параметр. |
Организации пространства
Межпредметные связи | Формы работы | ресурсы |
Геометрия Информатика физика |
Индивидуальная Парная Групповая Фронтальная Самостоятельная работа |
Учебник А.Г. Мордкович, Ю.Н.Макарычев Рабочая тетрадь Раздаточный материал с объяснением методов Крамера и сравнения Компьютер учителя Проектор Интерактивная доска SMART Board Презентация, разработанная учителем Ноутбуки для учащихся (программа EXCEL) |
Ход урока представлен в Таблице.