Предмет: Основы религиозных культур и светской этики
Продолжительность: 1 урок.
Класс: 4.
Технологии: Компьютерная презентация Microsoft PowerPoint.
Цели:
- воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину;
- формирование у детей понятия «семья» и «семейные ценности»;
- познакомить учащихся с понятиями «семья», «род», «генеалогическое древо».
Задачи:
- развивать интерес к истории малой родины;
- расширить представления детей о семье, роде;
- развивать интерес к истории своей семьи, формировать позитивный опыт семейных отношений;
- воспитать ценностное, бережное отношение к семье.
Оборудование:
- Компьютер, информационная доска, мультимедийный проектор; презентация «Семья и семейные ценности»;
- Для творческого задания: лист с частями дома, ножницы, клей, лист ватмана, фломастеры.
К уроку по данной теме учащимся предлагается опережающее домашнее задание: подготовить фото, рисунки, рассказы к выставке на тему «Моя семья», семейный герб, генеалогическое древо семьи.
Ход урока
1. Оргмомент Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя. – Встаньте, возьмитесь в группе за руки и поприветствуйте друг друга словами: Доброе утро людям и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! |
|
Слайд 3 | 2. Пробуждение интереса к получению информации. |
Слайд 4 | 3. Работа над понятиями «Родина», «малая родина». – Какое слово пропущено в пословицах? (Родина) (Чтение детьми пословиц) – Мы живём с вами в замечательной стране, имя которой Россия или полностью Российская Федерация. Что объединяет людей, живущих в одной стране? (Общая история. Общие законы. Общий язык.) Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества. |
Слайд 5 |
Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями. Как называется такое место? (Малая Родина) А что для вас является малой родиной? (Путилково) |
Слайд 6 | 4. Работа над понятиями «семья», «семейные ценности» «Любовь к Родине начинается с семьи» – сказал английский философ и историк Френсис Бэкон. И сегодня на уроке мы продолжим наш разговор о семье и семейных ценностях. Семья – главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди живущие вместе. – Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье, кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? (Семья) Конечно же, это наши родные, самые близкие люди, наша защита и опора, наша семья. – Как вы понимаете слово «семья»? Пока учащиеся обдумывают вопрос и высказывают свои мнения, один из учеников ищет определение слова «семья» в словаре С.И.Ожегова: «Это группа живущих вместе близких родственников; Объединение людей, сплочённых общими интересами.» – Вывод: Это те близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестрёнка или братик…, которые всё время находятся с нами, живут в одной квартире, заботятся друг о друге и объединены общими интересами. |
Слайд 7 | – Ребята! Я предлагаю вам послушать одну притчу. Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь определённых принципов. Каких? Выслушиваются высказывания детей. |
Слайд 8 | – Давайте посмотрим, совпадает ли ваше мнение с тем, что написала семья? Всё это мы называем семейными ценностями. – Как вы считаете, прекратятся ли ссоры и раздоры в семье, если её члены будут придерживаться этих ценностей в отношении друг друга? Объясните свой ответ. – Ценности – это простые правила общественного поведения. Они предостерегают нас от таких отношений с людьми, которые могут причинить боль и страдания. Старшие поколения заботятся о младших и передают им свой духовный опыт, полученный ими, в свою очередь, от предыдущих поколений. |
Физкультминутка Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время физкультразминки. Слушайте задание и выполняйте. – Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши. – У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой. – У кого есть сестра и брат подпрыгните несколько раз. – Кто помогает дома близким подпрыгните и хлопните в ладоши. – У кого в семье живут домашние животные, помашите руками. – Хлопните те, кто очень любит свою семью! |
|
Слайд 9 | 5. Творческое задание. Работа в парах. Ребята, прошу вас отгадать загадку. В нём живёт моя родня, Мне без неё не жить ни дня. В него стремлюсь всегда и всюду, К нему дорогу не забуду. Я без него дышу с трудом, Мой кров, родимый, тёплый …(Дом) Игровое задание «Строительство дома». – Предлагаю вам сейчас на уроке построить дом. Части дома и крышу я вам дам, а вы договоритесь и сообща соберите их вместе. Ученики работают в парах. Задание выполняется под песню «Гимн семье» в исполнении группы «Инь-Янь». – Дом построен. А что самое главное в доме? Учитель выслушивает мнения учащихся и зачитывает стихотворение. А дом, заставленный добром, – еще не дом. И даже люстра над столом – еще не дом. И на окне с живым цветком – еще не дом. Когда вечерняя сгустится темнота, Так эта истина понятна и проста – Что от ладоней до окна наполнен дом Твоим теплом. – О каком же тепле идет речь? (Любовь, дружба, понимание и т.д) – Чем являются эти качества для семьи? (Семейными ценностями) – Прочность дома зависит от прочности фундамента, от крепости стен, надёжности крыши. Так и семья зависит от того, какие ценности лежат в основе отношений в семье. Есть образное выражение – «фундамент семьи». Какие семейные ценности лежат в основе вашей семьи, вашего семейного дома? (Понимание, уважение, доброта, помощь, любовь, доверие, забота, дружба) Возьмите фломастеры и подумайте, где бы мы написали их на нашем доме? (На кирпичиках фундамента дома) |
Слайд 10 | – В таком доме, где уважают стариков, слышатся детские голоса, собираются за общим столом, всегда будет царить гармония и любовь. Всё это и есть настоящая дружная семья. А что же такое « род»? (Мнения учащихся) В словаре В.И. Даля читаем: «РОД – это связь членов семьи, произошедших от одного родоначальника. В русском языке РОД – корень самых главных понятий в жизни человека: родители, рождать, родные, родина, природа, родник, урожай, плодородие. А давайте посмотрим, у кого в нашем классе самая многочисленная семья. Поднимите руки, у кого семья состоит из 3 человек? Из 4 человек? И т.д. (8 чел.) Конечно трудно жить в такой многочисленной семье, зато весело и интересно, и как нигде в таких семьях должно быть внимание, понимание, дружба. И жить так, как говорится в народных пословицах и поговорках. |
Слайд 11 | – Но чтобы наш дом не развалился, не сломался, нужно в нём жить по определённым правилам. Как вы думаете: какие это могут быть правила? (Выслушиваются ответы детей) Предлагаю вам посмотреть: совпадают ли ваши предложенные правила с теми, которыми надо руководствоваться, чтобы упрочить семью: – Старайся строить отношения в семье на доверии и взаимопонимании. – Делись с членами семьи своими огорчениями и радостями. – Не причиняй боли родному человеку. – Помогай родителям. – Уважай старость. – Дари радость членам своей семьи. |
Слайд 12 | 6. Работа с пословицами. Я попрошу вас, ребята, закончить данные пословицы. На что и клад, (коли в семье лад.) В гостях хорошо, (а дома лучше.) Вся семья вместе, (так и душа на месте.) Не будет добра, (коли в семье вражда.) Согласную семью (и горе не берёт.) |
Слайд 13 | 7. Работа над понятиями «генеалогия», «геральдика» Человек растет и задумывается над вопросом: «Кто? Откуда? Каковы мои корни?». Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается. А наука, которая занимается родословной, называется генеалогия. Кто знает, что означает это слово? (с греческого – родословная, это наука о родственных связях; это систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве фамилий и родов.) С давних времён принято изображать родственные связи в виде дерева, которое называется генеалогическим древом. Составляя генеалогическое древо, люди попытались увидеть корни своей семьи. Если человек помнит о своих корнях, то можно надеяться, что его семья будет прочной и счастливой, сохраняя семейные традиции и ценности. Мы на прошлом уроке говорили о генеалогии и ваше домашнее задание было составить генеалогическое древо вашей семьи. Вот некоторые работы. |
Слайды 14, 15 | Творческие работы учащихся |
Слайд 16 | Но кроме генеалогического древа каждый знатный род имел свой герб. Поэтому генеалогия связана с геральдикой – вспомогательной исторической дисциплиной, изучающей гербы. Корни геральдики уходят в Средневековье. Что вы знаете о гербах? (Отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизиру-ющие владельца герба (человека, сословие, род, город, страну.) Мы сегодня будем говорить о родовых гербах. На слайде вы видите фамильные гербы рода Пушкиных, Толстых, Лермонтовых. Многие из вас к нашему уроку подготовили свои семейные гербы. Сейчас ребята расскажут о своих гербах. |
Слайд 17 | Творческие работы учащихся. |
Слайд 14 | 8. Итог урока. – О чём мы с вами говорили на уроке? – Как вы считаете, насколько важно было то, о чём мы с вами сегодня говорили? Да, я с вами абсолютно согласна: мы должны знать и помнить, что самое главное в жизни – это наша семья и наша Родина. Мы должны бережно относится к людям нас окружающим и любить свой родной край, свою Родину. |
Слад 15 | 9. Домашнее задание. Подготовить рассказ о своей семье. Работу оформить в виде презентации, альбома, стенгазеты. |