Жизнь – непрерывный поток проблем и задач! Решая их, мы предпринимаем определённые действия. Действие – это «клеточка», которая вобрала в себя всю человеческую психику.
Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся «умения учиться», т.е. формирование общеучебных навыков, позволяющих решать различные учебные задачи.
Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ребёнку самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать, оценивать учебную задачу и её результаты. УУД создают условия для развития личности и её самореализации.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
- Личностные;
- Регулятивные, включая саморегуляцию;
- Познавательные, включая логические и знаково-символические;
- Коммуникативные.
Посредством УУД реализуются цели урока и планируемые результаты. Учащиеся научатся применять художественные умения для выполнения учебных и художественно – практических задач.
Цель: Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе украшения варежки.
Задачи: (Планируемые результаты) Украсить варежки так, чтобы они составляли пару, подобрать орнамент и выполнить работу в цвете;
Познавательные учебные действия
- Выполнять универсальные логические действия:
- выполнять анализ (выделение признаков);
- производить синтез;
- выбирать основания для сравнения, сериации, классификации;
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
- выстраивать логическую цепь рассуждений.
- Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
Регулятивные учебные действия
- Составлять план выполнения творческой задачи;
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
- Учиться определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку работе.
Коммуникативные действия
- Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;
- При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать аргументы фактами;
- Учиться критично относиться к собственному мнению;
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить своё мнение;
- Учиться организовывать учебное взаимодействие в группе: распределять роли, договариваться, согласовывать свои интересы и взгляды с другими;
- Предвидеть последствия коллективных решений.
Ход урока
Орг. момент
Сообщение темы, цели урока.
– Ребята, я загадаю загадку, а вы попробуете определить тему сегодняшнего урока:
А ну-ка, ребята,
Кто угадает:
На десятерых братьев
Пары шуб хватает.
(Варежки)
– Подберите слово, близкое по значению (Рукавички)
– Как вы понимаете значение этих слов?
– Обратимся к словарю и проверим наши предположения.
– Цель нашего урока непростая: сегодня вы будете работать парами. Но на столе лежит всего один шаблон варежки. Вам надо обвести шаблоны и украсить варежки так, чтобы они составили пару. Чтобы варежки получились одинаковыми и красивыми, работать надо дружно, уметь договариваться, искать общее решение, контролировать друг друга и помогать!
Анализ информации, необходимой для решения задачи.
– Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Русские мастерицы, наблюдая за природой и окружающим миром, создавали удивительные орнаменты. Орнаментом украшали одежду, платки, пояса, посуду и другие предметы быта.
– А для чего нужен орнамент в одежде?
(Орнамент оживляет вещи, делает их более яркими и красивыми. Кроме того, орнамент служил оберегом – защитой от злых сил).
– Что такое орнамент? Обратимся к словарю:
Орнамент (от лат. — украшение) – узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов (мотивов); предназначается для украшения различных предметов (утварь, оружие, текстильные изделия, мебель, книги), архитектурных сооружений, интерьера , произведений искусств и т.д.
По мотивам, используемым в орнаменте, его делят на:
- растительный
- геометрический
- животный
– На ваших столах лежат полоски с изображением орнаментов. Разделите их на три группы по мотивам.
– Проверим, правильно ли вы выполнили задание, сделаем вывод: (в соответствии со слайдами презентации)
Растительные мотивы – это стилизованные листья, цветы, плоды …
Геометрические мотивы состоят из абстрактных форм: точек, прямых, ломаных линий, кругов, ромбов, многогранников, звёзд, крестов, спиралей…
Животные мотивы – это стилизованные фигуры или части фигур реальных или фантастических животных
Рассмотрите образцы и постарайтесь выбрать орнамент для украшения варежки. Часто в орнаментах используют сочетание растительных, геометрических и животных мотивов.
Физминутка.
Мы надели варежки.
Варежки, варежки.
Мы надели валенки.
Валенки, валенки.
Побежали на каток.
Покатались там часок.
Не замерзли ножки
В валенках, валенках.
Не замерзли ручки
В варежках, варежках.
Творческая практическая работа.
- Организация рабочего места:
- Правильно расположить предметы на столе;
- Краски и кисти не брать в рот;
- Не оставлять кисти в воде;
- Вытирать кисти о салфетку;
- После работы убрать свое рабочее место и вымыть руки.
- Составление плана работы:
- Обвести шаблоны так, чтобы варежки составляли пару;
- Выбрать орнамент;
- Подобрать цвета и раскрасить варежки красками;
- На каждом этапе контролировать работу в паре.
- Выполнение учебной задачи.
(Индивидуальная помощь учителя)
Итог урока. Организация выставки. Рефлексия.
Критерии оценивания: продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на варежках.
Уровни оценивания:
- Низкий: в узорах преобладают явные различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.
- Средний: сходство частичное – отдельные признаки совпадают, но имеют и заметные различия.
- Высокий: варежки украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети работают с удовольствием, активно обсуждают варианты, сравнивают способы действия и координируют их. Строят совместное действие и следят за реализацией принятого замысла.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Готовность к саморазвитию;
- Формирование мотивации к учению и познанию.
Метапредметные:
- УУД – основа умения учиться.
Предметные:
- Учебная деятельность по получению новых знаний;
- Преобразование и применение новых знаний.