Обобщение и систематизация знаний по теме "Деепричастие". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Продолжительность учебного занятия: 40 минут.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.

Методы обучения: словесные, практические, анализа и синтеза, обобщения.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах при выполнении тестовой работы.

Цель урока: повторение, закрепление и расширение знаний по заданной теме.

Задачи:

  • Образовательная: обобщить и систематизировать материала о деепричастии и деепричастном обороте.
  • Воспитательная: активизировать познавательный интерес учащихся к теме урока и предмету; способствовать развитию кругозора, воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

  • Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.
  • Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.
  • Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.
  • Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках,ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

Планируемые результаты обучения: 

  • Предметные: знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, орфограмму «Не с деепричастием», правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.Уметь находить деепричастия, определять вид, образовывать деепричастия от глаголов, правильно выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами.
  • Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности;
  • Метапредметные: уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД);

Межпредметные связи: русский язык, литература.

Основные понятия урока: деепричастия и деепричастный оборот, пунктограмма.

Оборудование и методические материалы, используемые на уроке:

Рабочее место учителя:

  1. Плакаты: «Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида».
  2. Учебник: М.Т. Баранов,Т.А. Ладыженская и др., Русский язык, 7 класс. М., «Просвещение», 2009.
  3. Методические рекомендации к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 7 класс.» М., «Просвещение», 2009.
  4. Дидактические материалы: раздаточный материал тестового задания.
  5. Средства ТСО: компьютер, проектор, экран.
  6. Программное обеспечение: презентация «Тестовые задания по теме «Деепричастие».

Рабочее место ученика:

  1. Учебник: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др., Русский язык, 7 класс. М., «Просвещение», 2009.
  2. Рабочая тетрадь.
  3. Распечатанные разноуровневые задания (карточки).

Ход урока

Приём урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Перед началом урока

Подготавливает класс и всё необходимое для проведения урока. Пишет на доске тему урока и цель урока.

Учащиеся помогают в подготовке учебного помещения и раздаче материалов.

1. Организационный момент.

Приветствие.

Определение целей и задач урока

2 мин.

Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Объявляет тему урока и сообщает задачи урока.

Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.

2. Повторение изученного материала.

Индивидуальная работа по тестовым заданиям

 

 

Работа в парах.

Проверка и оценка работ.

6 мин.

Выдаёт детям тестовые задания по вариантам. Проводит инструкцию:

  1. Подпишите свою фамилию на листке
  2. Выполните задания,выбрав один правильный ответ

Показывает слайд с ответами и заданиями, называет критерии оценок, просит оценить работу друг друга в каждой паре учащихся.

Собирает работы

Работают по заданиям.

Подписывают свою фамилию на листке и выполняют работу

 

Обмениваются карточками – заданиями, сверяют с ответами на экране, оценивают работу.

3. Работа по теме урока.

Фронтальный опрос

3 мин.

Задаёт вопросы из учебника стр.191-192

Отвечают, слушают, дополняют ответы

Выборочно-распределительный диктант

7 мин.

Диктует деепричастия: идя, оторвавшись, набрав, свалившись, опустив, падая, вернувшись, прочитав, отвязав, улыбаясь, листая, закрыв, напевая, сделав, послав, заплывая, толкая, залаяв, встречая, встретившись.

В виде таблицы распределяют по видам и записывают деепричастия в рабочую тетрадь

физминутка

3 мин.

 

 

Работа с разноуровневыми карточками «Правописание НЕ с деепричастиями и другими частями речи»

7 мин.

Подготавливает разноуровневые задания для каждого ученика.

Собирает выполненные работы.

Самостоятельно выполняют задания по карточкам. Сдают выполненные работы учителю.

Игра «Я редактор». Употребление деепричастных оборотов в речи(Подготовка к ЕГЭ)

7 мин.

Слайд с предложениями.

  1. Прочитав «Песню про купца Калашникова», мне было грустно.
  2. Кирибеевич, увидев Алёну Дмитриевну, и очень её полюбил.
  3. Закрыв книгу, герои надолго остаются в моей памяти

Предлагает отредактировать предложения, записать в тетрадях правильный вариант.

Исправляют грамматические ошибки и записывают правильный вариант каждого предложения в тетрадь. Выделяют деепричастный оборот в предложениях.

4. Итоги урока.

Обобщение информации

2 мин.

Задаёт вопрос: какой информацией вы сегодня расширили свой кругозор?

Отвечают на вопрос, дополняя друг друга

5. Домашнее задание.

 

1 мин.

Объявляет номер д.з. упр.193

Записывают д.з. в дневниках.

6. Рефлексия.

 

2 мин.

Вопросы:

  • Что было трудным?
  • Что вызвало интерес?

Общий ответ: «Мы находили деепричастный оборот в предложениях, исправляли ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастий, показали, что умеем разграничивать причастные и деепричастные обороты.