Класс: 8.
Количество часов: 13.
Пояснительная записка.
Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация. В школах, гимназиях, лицеях появляются профильные классы, в которых ведется профильное изучение тех или иных предметов. В частности в различных профилях существенно отличается и содержание уроков химии. Для классов не химического профиля характерна практическая направленность уроков химии, т.е. связь с повседневной жизнью.
Данный элективный курс рассчитан на учащихся 8 классов, и относится к курсам по выбору направленным на повышение мотивации к предмету химия и позволяет расширить свои знания в химии на уровне, не требующем специальной подготовки по предмету.
Цель: Создание условия для формирования и развития у учащихся:
- интереса к предмету
- навыки самостоятельной работы
- навыки проведения химического эксперимента
- творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения
- социализация учащихся
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
- Наблюдать и изучать физические или химические явления, свойства веществ, тел
- Описывать результаты наблюдений
- Выдвигать гипотезы
- Выполнять измерения, вычисления
- Интерпретировать результаты эксперимента: представлять результаты в виде таблиц, схем графиков
- Делать выводы
- Обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии
- Работать с дополнительной литературой.
Содержание программы
Программа основывается на принципах доступности, системности и последовательности, прочности знаний, научности и наглядности. На занятиях должны быть созданы условия для развития исследовательской, проектной деятельности учащихся. К таким условиям можно отнести: прикладной характер и ситуативность работ, приоритет экспериментальных форм работы.
Таблица.Методы и формы обучения.
- Методы поискового и исследовательского характера: тренинги, лабораторный эксперимент, реферативные и экспериментальные исследования; проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу.
- Интерактивные методы: эвристические методы, учебный диалог, метод проблемных задач, деловые игры.
- Самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации.
Формы организации познавательной деятельности: Индивидуальные, групповые, коллективные.
Формы учебных занятий.
Интерактивные лекции с последующими дискуссиями, семинары, занятия с элементами моделирования ситуаций и деловыми играми, экскурсии, практикумы, нетрадиционные уроки (альманахи, презентации, «круглые столы»), занятия решения ключевых задач, интегрированные занятия, занятия защиты творческих проектов.
Планируемые результаты.
- Приобретения необходимых навыков по поиску, анализу, синтезу и преобразованию полученной информации.
- Развитие познавательной активности учащихся.
- Формирования навыков самостоятельной работы с дополнительной информацией, различными источниками её получения.
- Самоопределений и профориентация.
- Развитие бережного отношения к окружающей природе, своему здоровью, и жилищу.
Формы, методы, инструментарий контроля образовательных достижений учащихся, критерии оценки.
- Итоговая контрольная работа;
- зачет;
- отчет об исследовании;
- зачетный практикум;
- защита творческих проектов.
Список литературы:
Литература для учителя:
- Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1995. – 96 с.
- Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке. – Ярославль: Академия развития: Академия, К°: Академия Холдинг, 2000. – 240 с.
- Емельянова Е.О., Иодко А.Г. Организация познавательной деятельности Учащихся на уроках химии в 8–9 классах. Опорные конспекты с практическими заданиями, тестами: В 2-х частях. Часть I. – М.: Школьная пресса, 2002. – 144 с.
- Емельянова Е.О., Иодко А.Г. Организация познавательной деятельности Учащихся на уроках химии в 8–9 классах. Опорные конспекты с практическими заданиями, тестами: В 2-х частях. Часть II. – М.: Школьная
- Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А. Экспериментальные творческие задания и упражнения по неорганической химии. – М.: АРКТИ, 1999. – 48 с.
- Войтович В.А. Химия в быту. М.: РОСМЭН, 2004. – 204 с.
- Третьяков Ю.Д. Химия и современность. М.: Школьная пресса, 2008. – 144 с.
- Орлова А.Н. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. М.: АРКТИ, 2007. – 148 с.
- Симонов В.М. Калейдоскоп Учебно – деловых игр в старших классах на уроках математики, физики, информатики, химии, географии, экономики. – Волгоград: Учитель, 2003. – 114 с.
- Тарасов А.К. Ботаника, зоология, химия. – Смоленск: Русич, 1999. – 256 с. («Весёлый урок»).
- Фадеева Г.А. Химия и экология. 8–11 классы: Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию. – Волгоград : Учитель, 2004. – 118 с.
Литература для учащихся:
- Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных. – Ярославль, 2000. – 240 с.
- Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999. – 104 с.
- Войтович В.А. Химия в быту. М.: РОСМЭН, 2004. – 204 с.
- Третьяков Ю.Д. Химия и современность. М.: Школьная пресса, 2008. – 144 с.
- Орлова А.Н. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. М.: АРКТИ, 2007. – 148с.