Программа элективного курса "Химия в нашей жизни"

Разделы: Химия


Класс: 8.

Количество часов: 13.

Пояснительная записка.

Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация. В школах, гимназиях, лицеях появляются профильные классы, в которых ведется профильное изучение тех или иных предметов. В частности в различных профилях существенно отличается и содержание уроков химии. Для классов не химического профиля характерна практическая направленность уроков химии, т.е. связь с повседневной жизнью.

Данный элективный курс рассчитан на учащихся 8 классов, и относится к курсам по выбору направленным на повышение мотивации к предмету химия и позволяет расширить свои знания в химии на уровне, не требующем специальной подготовки по предмету.

Цель: Создание условия для формирования и развития у учащихся:

  • интереса к предмету
  • навыки самостоятельной работы
  • навыки проведения химического эксперимента
  • творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения
  • социализация учащихся

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

  • Наблюдать и изучать физические или химические явления, свойства веществ, тел
  • Описывать результаты наблюдений
  • Выдвигать гипотезы
  • Выполнять измерения, вычисления
  • Интерпретировать результаты эксперимента: представлять результаты в виде таблиц, схем графиков
  • Делать выводы
  • Обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии
  • Работать с дополнительной литературой.

Содержание программы

Программа основывается на принципах доступности, системности и последовательности, прочности знаний, научности и наглядности. На занятиях должны быть созданы условия для развития исследовательской, проектной деятельности учащихся. К таким условиям можно отнести: прикладной характер и ситуативность работ, приоритет экспериментальных форм работы.

Таблица.

Методы и формы обучения.

  • Методы поискового и исследовательского характера: тренинги, лабораторный эксперимент, реферативные и экспериментальные исследования; проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу.
  • Интерактивные методы: эвристические методы, учебный диалог, метод проблемных задач, деловые игры.
  • Самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации.

Формы организации познавательной деятельности: Индивидуальные, групповые, коллективные.

Формы учебных занятий.

Интерактивные лекции с последующими дискуссиями, семинары, занятия с элементами моделирования ситуаций и деловыми играми, экскурсии, практикумы, нетрадиционные уроки (альманахи, презентации, «круглые столы»), занятия решения ключевых задач, интегрированные занятия, занятия защиты творческих проектов.

Планируемые результаты.

  1. Приобретения необходимых навыков по поиску, анализу, синтезу и преобразованию полученной информации.
  2. Развитие познавательной активности учащихся.
  3. Формирования навыков самостоятельной работы с дополнительной информацией, различными источниками её получения.
  4. Самоопределений и профориентация.
  5. Развитие бережного отношения к окружающей природе, своему здоровью, и жилищу.

Формы, методы, инструментарий контроля образовательных достижений учащихся, критерии оценки.

  • Итоговая контрольная работа;
  • зачет;
  • отчет об исследовании;
  • зачетный практикум;
  • защита творческих проектов.

Список литературы:

Литература для учителя:

  1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1995. – 96 с.
  2. Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке. – Ярославль: Академия развития: Академия, К°: Академия Холдинг, 2000. – 240 с.
  3. Емельянова Е.О., Иодко А.Г. Организация познавательной деятельности Учащихся на уроках химии в 8–9 классах. Опорные конспекты с практическими заданиями, тестами: В 2-х частях. Часть I. – М.: Школьная пресса, 2002. – 144 с.
  4. Емельянова Е.О., Иодко А.Г. Организация познавательной деятельности Учащихся на уроках химии в 8–9 классах. Опорные конспекты с практическими заданиями, тестами: В 2-х частях. Часть II. – М.: Школьная
  5. Оржековский П. А., Давыдов В. Н., Титов Н. А. Экспериментальные творческие задания и упражнения по неорганической химии. – М.: АРКТИ, 1999. – 48 с.
  6. Войтович В.А. Химия в быту. М.: РОСМЭН, 2004. – 204 с.
  7. Третьяков Ю.Д. Химия и современность. М.: Школьная пресса, 2008. – 144 с.
  8. Орлова А.Н. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. М.: АРКТИ, 2007. – 148 с.
  9. Симонов В.М. Калейдоскоп Учебно – деловых игр в старших классах на уроках математики, физики, информатики, химии, географии, экономики. – Волгоград: Учитель, 2003. – 114 с.
  10. Тарасов А.К. Ботаника, зоология, химия. – Смоленск: Русич, 1999. – 256 с. («Весёлый урок»).
  11. Фадеева Г.А. Химия и экология. 8–11 классы: Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию. – Волгоград : Учитель, 2004. – 118 с.

Литература для учащихся:

  1. Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных. – Ярославль, 2000. – 240 с.
  2. Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999. – 104 с.
  3. Войтович В.А. Химия в быту. М.: РОСМЭН, 2004. – 204 с.
  4. Третьяков Ю.Д. Химия и современность. М.: Школьная пресса, 2008. – 144 с.
  5. Орлова А.Н. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. М.: АРКТИ, 2007. – 148с.