В последние годы опыт педагогической практики студентов выявил ряд недочётов, которые вытекали из самого содержания образования: слабая психологическая подготовка, знания студентов ограничивались представлениями о том, что воспитание – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на учащегося, а обучение – это процесс вооружения учащихся научными знаниями, умениями и навыками. Проблемы и задачи, с которыми в последнее время приходилось сталкиваться учителям и студентам, являлись все более творческими и не имели шаблонного и однозначного пути решения.
В современных социально-экономических условиях для любого учебного заведения способность педагогического коллектива к осуществлению деятельности рефлексивного характера стала одним из важнейших критериев его выживания, продуктивности и успешности.
В связи с этим наиболее конструктивным путем оказывается рефлексивное переосмысление и преобразование педагогами и студентами своего опыта, своей деятельности.
Опыт проведения такой практики у студентов показал, что это новое направление, которое стремится помочь будущему учителю управлять собственной профессиональной деятельностью в условиях неопределенности с помощью рефлексивных способностей, которые включают в себя следующие основные интеллектуальные умения:
- умение увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач;
- умение при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активно развивающегося субъекта учебно-познавательной деятельности, имеющего собственные мотивы и цели;
- умение сделать предметом анализа каждый свой педагогический шаг;
- умение конкретизировать и структурировать проблему;
- умение раздвинуть горизонты практики и увидеть новые проблемы, вытекающие из предшествующего опыта;
- умение найти способы решения задачи, которые приносят быструю отдачу;
- умение тактически мыслить, т.е. конкретизировать педагогические задачи в поэтапные и оперативные, принимать оптимальное решение в условиях неопределенности, гибко перестраиваться по мере изменения ситуации;
- умение мыслить предположениями, гипотезами, версиями;
- умение в ситуации дефицита времени принимать достойное решение выхода из трудных педагогических ситуаций;
- умение анализировать педагогическую ситуацию в динамике ее развития, видеть близкие и отдаленные результаты;
- умение комбинировать элементы теории и практики, чтобы получить целое, обладающее новизной знание;
- умение объективно и непредвзято оценивать педагогические факты и явления;
- умение доказательно, аргументировано, ясно и доходчиво излагать свою точку зрения.
Взятые вместе, эти ключевые умения составляют "материальную базу", своеобразную рефлексивную технологию, при помощи которой и формируется профессиональный опыт студента или учителя.