Внеклассное мероприятие по теме "Голос Земли"

Разделы: Внеклассная работа


Это мероприятие приурочено к празднику «День Земли».

Цели:

  • Привлечь ребят к изучению и охране птиц;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе;
  • воспитание умение видеть прекрасное в простом и обыденном;
  • создать условия экологического воспитания через эстетические элементы.

Ход мероприятия

(На фоне звучания «Звуки природы» на экране демонстрируются слайды 1-3, Презентация)

Ведущий 1: Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки. Моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, Это природа! Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.

У писателя К.Г. Паустовского есть такие слова: « И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни чтобы испытать до конца все очарование, всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране».

Ведущий 2: Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу.

А сегодня, дорогие ребята, мы поговорим об удивительных животных – птицах. Птицы – защитники лесов, полей, садов. Они сохраняют урожай, уничтожают в день огромное количество вредных насекомых. Хищные птицы ловят на полях грызунов.

Птицы украшают нашу жизнь. Вслушайтесь в их голоса.

Звучат «Голоса птиц» 

Сегодня мы с вами будем говорить о птицах, ведь птицы – вестники весны, голоса Земли нашей.

Ведущий 1:

Зазвенели ручьи, Прилетели грачи.
В дом свой улей – пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной.)

Ведущий 2: Голубой месяц март. Голубое небо, снега голубые. На снегах тени – как синие молнии. Голубая даль, голубые льды. Голубые на снегу следы. Голубые перелески, голубые канавы. Первые голубые лужи и последние голубые сосульки. А на горизонте синяя полоска далёкого леса. Весь мир голубой! (Демонстрация слайдов 4-6)

В марте горят снега: всё усыпано солнечной сверкающей пылью. Снежное сияние обжигает лицо. На мартовском солнце даже деревья загорают. Тонкие ветви берёз становятся бронзовыми, а заросли ольхи – лиловыми. Днём на солнце капель. Ночью – звонкий мороз. А на рассвете – морозный пар.

Белые берёзы в седой дымке. Как будто это пар от тёплого их дыхания, как будто берёзы дышат.

Март голубой на дворе – пора яркого солнца и полосатых снегов; зиме конец, а весне – начало.

Ученик:

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
Все лица весело глядят.
«Весна!» – читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе.
Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят, кто больше всех
Природы любит обновленье!
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждёт чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!
А.И. Плещеев. Весна

Грачевский. Песня о птицах. (Исполняет ученик 11 класса).

Ученик: Стихотворение.

Прости нас,
Природа-мать, прошу, прости нас
За гром двустволок и костров дым,
За то, что мы тебя, родную не щадим,
Не понимая часто сами, что творим!..
Сколько бед мы посеяли в пути…
Ты прости, ты прости, ты прости!
Простите, лоси и утки-
Меньшие братья и дети,-
Это уже не шутки,
Когда вас не станет на свете!
Простите, лесные тропы,
Птиц перелетных нить-
Легко красоту угробить,
Немыслимо – восстановить!

Ведущий 1:

По весне к нам с юга мчится
Чёрная, как ворон, птица
Для деревьев наших врач
Насекомых ест всех. (грач)

Демонстрация: слайд 7 с изображением грача. В записи звучит голос грача.

Ведущий 1. Из всех птиц, живущих обычно вблизи человеческих жилищ и селений, всем хорошо известны грачи и галки. Грачи-то и открывают весну. Ещё лежит на полях снег, а на зимних дорогах уже бродят первые вестники русской весны. А помните, как кричат грачи? Они спорят и ссорятся, но драк и побоищ у них не бывает. Широкие гнёзда свои грачи прочно вьют из тонких древесных веток. Прилёт грачей, покрытые гнёздами сучья деревьев дополняют весенний русский пейзаж.

А вон летит красавица в чёрно-белом наряде. А ну-ка, угадайте – кто это?

Демонстрация: слайды 8, 9 с изображением сороки. В записи звучит голос сороки.

Ведущий 2. Эта птица многим замечательна. Во-первых, она лучший строитель в лесу. Сорока не любит занимать своё старое гнездо и каждый год строит новое. Гнездо у неё прочное, просторное. Над гнездом – крыша из веток, чтобы не замочил дождь птенцов. Сорочья семья большая – 8-12 малышей, и все просят есть. Сорока-разбойница, сорока-тараторка, сорока очень любопытна. Давайте послушаем: чего это сорока пристала к еноту.

Сценка «Сорока и Енот».

– Енот, Енот, а ты ягоды любишь?
– Люблю!
– А птенцов и яйца любишь?
– Люблю!
– А лягушек и ящериц любишь?
– Люблю!
– А жуков и сороконожек любишь?
– Люблю!
– А червяков и улиток любишь?
– Люблю!
– А чего же ты тогда не любишь?
– Не люблю, когда меня глупыми вопросами от еды отвлекают!

Стихотворение. Сорока и блестяшки

К маме на дачу летает сорока,
С этой сорокой сплошная морока:
Стащила у мамы столько вещей
– Любит блестящее, словно Кащей!
Мамино зеркальце сразу пропало,
В тарелке конфет подозрительно мало,
Куда-то исчезли мамины бусы,
Две чайные ложки никак не найдутся.
Ворует сорока и у соседей —
У тёти Маши, у дяди Пети,
И прячет добычу в разных местах -
Одно из хранилищ нашёл я в кустах.
У глупой сороки всё в беспорядке:
Фольга и обёртка от шоколадки,
Две ложки и пробки от лимонада,
Бусы, солонка и даже помада!

Выходит ученик в костюме снегиря. 

Ведущий 1. Ой, что за птица такая? Эй, увалень, как звать-то тебя? Откуда, красногрудый, к нам в лес прилетел? Что же ты молчишь, воды, что ли, в рот набрал?

Снегирь. Нет, не воды, рябины. От удовольствия онемел!

Ведущий 1. Ребята, как зовут эту птичку? Очень красив наряд у снегиря: ярко-красная грудка и брюшко, чёрная шапочка на голове, крылышки и хвостик тоже блестяще-чёрные, а спинка серо-голубая. Перелетая с дерева на дерево, они оживляют своей красотой однообразную белизну и тихо насвистывают грустную мелодичную песенку.

Демонстрация: слайды 10-12 с изображением снегиря. В записи звучит голос снегиря.

Снегири – спокойные, доверчивые птицы, неторопливы, несуетливы, держат себя с достоинством.

Песня «Дождик» (исполняют ученики второго класса).

Ученица Татьяна Бокова. Стихотворение

Что выделывают птицы!
Сотни радостных рулад,
эхо по лесу катится, ели ухом шевелят...
Так и этак, так и этак
голос пробует певец:
«Цици-вити»,— между веток.
«Тьори-фьори»,— под конец.

Демонстрация: слайд 13, 14 с изображением воробья. В записи звучит голос воробья.

Выходит ученик в костюме воробья.

Ведущий 2. Ой, кто это так громко кричит? Ты, воробей, что ли? Чего это раскричался? Все хорошие птицы помалкивают ещё, а тебя прорвало – орёшь и подскакиваешь!

Воробей. Эх, мне-то с моим голосом только и петь, пока другие молчат! На безрыбье и рак рыба, на бесптичье и воробей соловей! Чик-чирик!

Ведущий 1. В шумных городах и в тихих деревнях можно встретить вот такую маленькую шуструю птичку. Но если вы думаете, что все воробьи – одинаковые, то ошибаетесь. В городах живут городские воробьи, а в деревнях – деревенские. Но все воробьи – прожорливые птички. Часто бывает, что они вредят урожаю. Само название воробья говорит об этом: «Вора бей!» – кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы. Так и зовут их с тех пор.

А давайте сходим в гости к другой птичке. Послушайте загадку о ней:

Хоть я не молоток,
По дереву стучу,
В нём каждый уголок
обследовать хочу.

С утра и до позднего вечера слышится в лесу её стук.

Демонстрация: слайды 15-17 с изображением дятла. В записи звучит голос дятла.

Эту птицу называют лесным санитаром. Ну, конечно, это дятел! Вот он идет, давайте послушаем, о чем он говорит с тетеревом.

Сценка «Дятел и Тетерев».

– Здравствуй, Тетерев! Со вчерашнего дня не виделись. Где летал, где спал?
– Летал я «над», спал «под».
– Что это за ребус такой: то «над», то «под»?
– Это не ребус, а снег. Летал над снегом, спал под снегом.
– Ишь, какая у тебя жизнь развесёлая. А я, горемыка, всё «в» да «в». Летаю в лесу, прыгаю в ёлках, ночую в дупле. Скучно!

Ведущий 2: А вот и неправда, скучать-то как раз дятлу и не приходится. Целый день работает дятел, спасая деревья от вредителей. Он лечит и наши сады. Понаблюдайте за этой красивой и неутомимой птицей.

Песня «Скворцы» (Исполняют ученики второго класса)

Ведущий 1: Давайте немного поиграем. Я называю только имена птиц, но если вы услышите, что появились не только имена птиц, а названия других животных или предметов, то дайте мне знать. Можно топать и хлопать.

Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи... Дети топают.

Ведущий: Что неправильно?

Дети: Мухи!

Ведущий: А мухи – это кто?

Дети: Насекомые.

Ведущий: Прилетели птицы: Аисты, вороны, галки, макароны…

Ведущий:

Прилетели птицы:
Голуби, куницы...

Ведущий:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди и утки и спасибо, шутки!

Демонстрация: слайды 18-19 с изображением совы. В записи звучит голос совы.

Учитель. Неужели к нам летит сама сова, а кто это с ней рядом, никак, волк, а давайте послушаем, о чём они говорят.

Сценка «Волк и Сова».

– Мы, Сова, с тобой во всём одинаковые: ты серая, и я серый, у тебя когти, и я хищник. Почему же встречают нас люди по-разному? Тебя хвалят-расхваливают, меня клянут-проклинают.
– А ты, Волк, что ешь-то?
– Да всё больше жирных барашков, да козлят, да телят...
– Ну, вот видишь! А я всё мышей вредных. Похожи мы с тобой по одёжке, да разные по делам!

Ведущий 2: Что, правда, то, правда. Благодаря своему отличному зрению в самую тёмную ночь с высоты она видит на земле притаившуюся мышку. Днём сова тоже видит, но охотится только ночью. У неё ещё и замечательный слух. Она слышит, как по дереву ползёт жук или как под снегом бегают мыши.

Ученик:

Мудрейшая птица на свете – сова.
Всё слышит,
Но очень скупа на слова
Чем больше услышит,
Тем меньше болтает.
Ах, этого многим из нас не хватает!

Песня. Ночная птица К. Никольский. (Исполняет ученик 10 класса).

Ведущий 1: Давайте отгадаем несколько загадок про птиц.

  1. Глазищи круглы,
    когтищи остры,
    Носище кривой –
    разбойник ночной. (Филин.)

  2. Эту птицу всякий знает.
    На шесте её дворец:
    Червяков птенцам таскает,
    Да трещит весь день... (скворец).

  3. Под крышей живёт.
    В небе летает,
    А как солнышко взойдёт,
    Он кружится и поёт. (Голубок.)

  4. В лужах – отраженье тучи,
    Дни по летнему теплы,
    На репейнике колючем
    Ищут семечки... (щеглы).

  5. Листья медленно с крон облетают,
    И мороз приударил в ночи.
    Собираются в шумные стаи
    Перед дальней дорогой... (грачи).

  6. Сероспинный, красногрудый,
    В зимних рощах обитает;
    Не боится он простуды,
    С первым снегом прилетает. (Снегирь.)

Стихотворение Татьяны Боковой. Птичий пир

Листья с веток опадают.
Лить дожди не устают.
Улетают птичьи стаи,
направляются на юг.
Но остался сизый голубь
зимовать на ветках голых.
По деревьям вверх и вниз
скачет стайка птиц-синиц.
Птица клёст в гнезде ютится,
а ворона — у окна.
Помогите встретить птицам день,
когда придёт весна.
Прогуляйтесь по опушкам,
подарите им кормушки.
Даже с севера снегирь
прилетит на этот пир.

Песня. Перелетная птица. (Исполняет ученик 10 класса).

Ведущий 2. Слышите? Слышите? Опять сорока к кому-то пристаёт со своими вопросами. Демонстрация: слайд 20-21 с изображением оляпки и сороки. В записи звучит голос совы.

Сценка «Сорока и Оляпка».

– Ой-ой, Оляпка, никак купаться в полынье вздумал?
– И плавать и нырять!
– А не замёрзнешь?
– У меня перо тёплое!
– А намокнешь?
– У меня перо водоотталкивающее!
– А утонешь?
– Я плавать умею!
– А проголодаешься после купания?
– А я для того и ныряю, чтоб водяным жучком закусить!

Ведущий 1: Вот такую интересную птичку можно встретить в наших северных лесах. Живёт она на чистых, незагрязнённых ручьях и речках. Это небольшая, очень подвижная птичка с белой грудкой и длинными тонкими ножками, острыми крепкими коготками. Она шустро перебегает по мелким береговым камешкам и, взмахнув короткими крыльями, над самой водой перелетает с камня на камень. На ваших глазах она вдруг исчезает под быстро текущей водою. Хорошо видно, как, загребая крылышками, оляпка бежит по каменистому дну прозрачного ручья. Пробежав некоторое расстояние, она вылетает из воды и, усевшись на камень, вновь начинает петь свою весёлую песенку.

Ведущий 2: Ребята, а теперь я хочу услышать названия птиц от вас. Для этого мы проведём аукцион. Тот из вас, кто последним назовёт птицу, которая занесена в Красную книгу, тот и окажется самым знающим. (Дети отвечают.)

Демонстрация: слайд 23-26 с изображением поползня, чайки, лебедей.

Ведущий 1: Можно ещё много перечислять и птиц, и животных, и рыб, и насекомых, которые нуждаются в нашей защите, так давайте же просто беречь всё, что нас окружает, не спешить раздавить паука или выстрелить из рогатки в птицу, наступить на лягушку или поймать хомячка, природа у нас одна на всех.

Демонстрация: слайд 27, 24, 28 с изображением виды природы. В записи звучат голоса птиц

Ученик:

У каждой птицы музыка своя, Свой голос
И свои для пенья сроки...
И не мешает пенью соловья
Смешное бормотание сороки.
У этой птицы мал для пенья срок,
Зато вот эта Может петь часами,
И потому, как будто туесок,
Лес доверху наполнен голосами.
В прекрасном мире веток и теней
Всё то, что живо, музыкою дышит...
Здесь всё поёт, здесь даже
Муравей ползёт, поёт
И сам себя не слышит.
В. Шульжик