Урок литературного чтения в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Развивать представления о способах изображения персонажа средствами литературы, изобразительного искусства, музыки.
  2. Формировать систему читательских умений.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Сказка Г.-Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Перевод с датского А.Ганзен. Пересказ Т. Габбе и А. Любарской.

Учитель: Понравилась ли вам сказка?

1) Олово – химический элемент таблицы Менделеева. При нормальных температурных условиях олово – пластичный, блестящий металл. Олово — это мягкий белый металл, который можно сплавлять с медью, чтобы получить бронзу. Олово — один из первых освоенных человеком металлов.

Известно, что его начали добывать раньше, чем железо. Оловянные шахты работали в Месопотамии (нынешний Ирак) и в Европе еще 4 000 лет назад.

В древности оловом по всему европейскому побережью Средиземного моря и до самой Англии торговали финикийские купцы, менявшие этот металл на ткани и драгоценные камни. Сегодня крупнейшие оловянные шахты находятся в Боливии, Юго-Восточной Азии и западной Африке.

Олово достаточно редкий, но очень полезный металл. Он не ржавеет, поэтому из него можно делать тару для упаковки. Слой олова, нанесенный на другие металлы, делает их поверхность гладкой и блестящей.

При низких температурах олово трескается и превращается в порошок. А при температуре выше 161 °С становится хрупким и ломким.

2) Учащиеся: Трудно сейчас представить, как действительно выглядел стойкий оловянный солдатик, герой сказки Андерсена, и какова история его появления. Но, однозначно – эта история уходит в древние века. В гробницах китайских императоров и египетских фараонов находили фигурки воинов. На шахматной доске и столе военачальника можно было также увидеть фигурку воина.

В средние века, обучая юношей воинскому делу, использовались фигуры рыцарей с точным воспроизведением вооружения. С XIV века такие фигурки начали коллекционировать. Этим увлекалось большинство европейских монархов.

В XVII веке стали выпускать фигурки двух типов, как игрушку и как наглядное пособие, использующееся при обучении принцев. Знаменитые королевские коллекции изготавливались чаще всего из серебра. Так, Мария Медичи подарила своему сыну, ставшему в скором времени Людовиком XIII, 300 серебряных солдатиков. Наполеон подарил сыну 120 фигурок корсиканских добровольцев, которые прославились в 1800 году в одной из битв.

Для массового производства стали делать фигурки из олова. Одним из родоначальников оловянной военной миниатюры считается Эрнст Готфрид Хильперт, который в 70-х годах XVІІІ века наладил массовое производство оловянных фигурок. Фигурки имели реалистичные позы, детали были тщательно отработаны. Так и у простых людей появилось новое хобби.

3) Легенды о троллях зародились в Скандинавии. Согласно легендам они пугали местных жителей своими размерами и колдовством. По другим поверьям тролли жили в замках и подземных дворцах. На севере Британии есть несколько больших скал, о которых существуют легенды — будто бы это и есть тролли, застигнутые солнечным светом. В мифологии тролли бывают не только огромными гигантами, но и маленькими, похожими на гномов существами, обыкновенно живущими в пещерах (таких троллей обычно называли лесными). Детали образа троллей в фольклоре сильно зависят от страны. Чаще всего тролли — уродливые существа, от трёх до восьми метров ростом (иногда могут менять свой размер), почти всегда атрибутом внешности тролля на изображениях является очень большой нос.

По норвежским преданиям, увидеть тролля можно в глухом лесу или высоко в горах. Тролль с виду похож на гору или гигантский валун, поросший мхом и вереском, а иногда и деревьями. У норвежского тролля может быть одна, три, пять, шесть, семь, девять или больше голов.

Вырезанные из дерева фигурки троллей — излюбленный объект народного промысла. Троллей часто связывают с нефтяными месторождениями в Северном море, одно из них так и называется — «Тролль». Но чаще с троллями связывают, конечно же, образование гор и скал, про которые люди говорят, что это тролли, обращенные в камень, например: Тролльтинды, Тролльхольм, Тролльхейм, Йотунхейм и многие другие. В Норвегии есть и другие географические названия, связанные с троллями: Тролльвей («дорога троллей»), Тролльботн («ущелье троллей»), Тролльванн («озеро троллей»).

Существуют рассказы о том, что тролли иногда появляются среди людей в человеческом обличье. Обычно человек не сразу может догадаться, с кем имеет дело. Однако рекомендуется, что, если он заподозрит неладное, ни в коем случае не должен жать незнакомцу руку.

Рассказывают, что не всегда тролль вредит человеку, бывает он и добродушным и выступает как радушный хозяин. Случается, что тролль помогает человеку, а человек — троллю. Сейчас, когда мир так изменился, троллям в нём нет места.

В шведских мифах встречаются тролли обоих полов. Их рост составляет 5-8 м, а иногда и выше. Шведские тролли обязательно приносят вред.

Исландские тролли также являются «существами из камня», а многие детали ландшафта названы в честь троллей.

 
тролль превращается в гору

 
дорожный знак «Осторожно, камнепад!» с изображением тролля 

2. Выборочное чтение и анализ текста.

Учитель: Какие чувства у вас вызвала эта сказка? (грусть, жалость, боль, вызванная гибелью главных героев и радость, связанная с теми чудесами, которые происходят в сказке)

Вы сравните два варианта перевода, и постарались найти отличающиеся выражения.

– Изменился ли смысл сказки спустя 100 лет?

Я предлагаю разделиться на 3 группы, выбрать каждой группе блок вопросов и начать работать.

(Дети делятся на группы и начинают работать по учебнику).

Обсуждение 1-го блока вопросов:

– Найдите эпизод, в котором говорится о занятиях игрушек после того, как все люди легли спать? О чём говорит характер и сама последовательность этих занятий?

А почему игрушки не помогли солдатикам выбраться из коробки, не пригласили их играть?

Что можно сказать о детях, семье, атмосфере этого дома?

Обсуждение 2-го блока вопросов.

– Откуда вдруг появился чертёнок, за что он мстит нашему герою?

Как танцовщица относится к солдатику?

Какие испытания выпали на долю оловянного солдатика, как он выдерживает эти испытания?

Обсуждение 3-го блока вопросов.

– Найдите эпизод, когда солдатик снова оказался в комнате того же мальчика.

Как можно расценить это долгожданное чудо?

Почему мальчик из доброй и весёлой семьи так жестоко поступает, бросая солдатика в печку?

Защита выполненных заданий.

Обобщение учителя:

1) Действительно, игрушки играют так, как и дети в этом доме. Сначала в гости, потом в войну, заканчивают балом. Это говорит о воспитанности, дружбе, согласии в доме, любви к поэзии, где даже канарейка "заговорила стихами". А про солдатиков просто забыли, ведь они появились в доме недавно.

Обобщение ответов:

2) Главный смысл и цель существования солдатика – быть готовым охранять, защищать красоту – хрупкую и беззащитную. Между ним и красавицей установилась как бы невидимая связь, чудо зарождения любви уже произошло.

Чертёнок хочет помешать этим чувствам.

(можно посмотреть фрагмент видеофильма)

Обобщение:

3) Возвращение солдатика в комнату того же мальчика, – это заслуженная награда за стойкость. Надо пройти через искушение, победить зло, пройти испытания, чтобы познать счастье понимания, слияния родственных душ. Видимо в каждом человеке есть свой "злой чертёнок", который вызывает низкие чувства, желания, мысли и ему необходимо противостоять. Возможно, мальчик увидел пока недоступную ему самому красоту и высокое чувство любви в других, и мгновенно почувствовал желание разрушить, погубить, уничтожить. Может из зависти, ревности.

А гибель прекрасной танцовщицы? Этот мотив непобедимой, самоотверженной любви, который часто повторяется в сказках Андерсена.

Учитель: Почему история любви часто заканчивается грустно?

Любовь очень сильное чувство, но не всегда взаимная.

Если чувства взаимны, им очень часто мешают обстоятельства, чтобы быть вместе. Какие могут быть обстоятельства?

Учитель: А в этой сказке есть обстоятельства, которые препятствуют солдатику и танцовщице? (Злой тролль, маленький ребенок, ветер).

Учитель: Солдатик и танцовщица не обмолвились ни одним словом. Как же они поняли друг друга? Что говорило об их чувствах? (Глаза, выражение лица).

Учитель: Вот если бы танцовщица танцевала, она посредством танца могла бы поведать солдатику о своих чувствах.

Вика не первый год занимается в балетной студии. Эту сказку она прочитали раньше и решили показать вам нашу героиню в танце. (Исполняется танец)

Учитель: Во время испытаний причинил ли кому-нибудь солдатик боль, навредил ли кому?

Учащиеся: Нет. Солдатик боится, страдает, но никому не причиняет вреда. Он упорно терпит.

Учитель: Вот ещё один нравственный урок. Надо уметь прощать других людей, а самые высокие требования предъявлять прежде всего к себе.

– Как вы понимаете слово «быть часовым»? (Быть часовым, охранять, защищать красоту – хрупкую и беззащитную «прелестную танцовщицу»).

Учитель: Почему погибают главные герои?

Первое. В своей смерти виноват сам солдатик, так как за все надо платить; это возмездие ему за те низкие чувства, которые проявились в его первом внутреннем монологе. Обычно Андерсен в своих сказках строго судит героев за пошлые и эгоистические чувства, за измену долгу и высокому идеалу.

Второе. Такое возмездие было бы слишком жестоким, ведь солдатик изменился, внутренне преобразился, искупил свою вину; герои сказки погибают из-за проявления зла в других людях – в уличных мальчишках, которые, не думая о последствиях, пустили в опасное плавание оловянного солдатика, в мальчике, бросившем солдатика в огонь.

– Как изменился смысл сказки спустя 100 лет?

Ученики: В первом переводе оловянный солдатик предстаёт как игрушка в руках злой судьбы. А во втором переводе он оказывает сопротивление жестоким обстоятельствам жизни, здесь больше подчеркиваются его человеческие качества.

Учитель: Почему Андерсен написал не просто о кусочке олова, в который превратился раскалённый солдатик, а что в печке нашли "комочек олова, похожий на сердечко?"

Ученики: Комочек олова лежал возле обгорелой брошки, как будто солдатик и танцовщица остались вместе.

Комочек олова похож на сердце, ведь это сердце солдатика. Он всё время любил балерину. Его сердце не сгорело.

Комочек похож на сердце – это любовь солдатика к балерине. Сердце – это символ любви и верности.

3. Обобщение.

– Как вы думаете, что Андерсен хотел сказать нам своей сказкой? (Своей сказкой автор ещё раз хочет нам как бы напомнить, предостеречь: в окружающем мире соотношение добра и зла, света и мрака, радости и боли зависят от каждого человека).

4. Домашнее задание.

По желанию:

Составить кроссворд.

Подготовить кукольный спектакль.

(на уроке ИЗО изготовить декорации, на уроке труда сделать кукольные игрушки)

Узнайте, есть ли фильмы, мультфильмы по сказке Г.-Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

Посетить в музей игрушек.