Особенности воспитательного процесса в школе-интернате для детей больных сколиозом в театральной деятельности

Разделы: Внеклассная работа


Работа воспитателя направлена на создание комфортных условий пребывания младших школьников в интернате с установленным режимом дня. Работая с больными детьми, хочется сделать их школьную жизнь более разнообразной и увлекательной, сделать каждый день ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и воспитатели в качестве актеров и в качестве зрителей. Помочь детям чувствовать себя комфортно вне дома, раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, приобщить детей к литературе и творчеству, развивать интерес к повседневным школьным событиям. Одним из важнейших аспектов такой работы является создание условий для полноценного личностного развития ребенка со сколиозом.

Сколиоз имеет длительный период болезни и накладывает негативный отпечаток на личностные особенности младших школьников: снижается нервно-психическая устойчивость, повышается риск дезадаптации, ребята все больше стремятся быть "в тени", не обращать на себя внимание, становятся более тревожными и неуверенными в своих силах[1].

Психическое состояние ребенка в значительной степени обусловлено и тяжестью двигательного дефекта, в результате чего у него развиваются такие черты, как замкнутость, эмоционально-волевой инфантилизм, эгоцентризм. Следует помнить – это дети с сохранным интеллектом, имеющие возможности социальных контактов и потребности в них, поэтому дети нуждаются в помощи и поддержке взрослых.

Средством раскрепощения детей с последующей социальной адаптацией являются театральные постановки к различным школьным и внутриклассным мероприятиям, кукольный театр, инсценировка школьных праздников – все это направлено на включение младших школьников в социум, активности, сопричастности к театральному искусству, проявлению первичного интереса литературе, сплочению детей, способствует адаптации к новым условиям пребывания в интернате.

Одним из важнейших направлений воспитательной работы в санаторной школе-интернате “Созвездие”, для детей больных сколиозом, является театральная деятельность. Большое значение придается эстетическому, нравственному воспитанию школьников с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Игра – ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста, а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воображения, фантазии, инициативности и т.д. [3]

Значение и специфика театрализованных игр заключаются в сопереживании, познавательности, воздействии художественного образа на личность. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.

В самой природе театрализованной игры (показ спектакля) заложены ее связи с сюжетно-ролевой игрой (игра в театр), что дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому проявить активность, индивидуальность, творчество[2].

В практике нашего интерната используются разнообразные формы детских праздников: театрализованные представления, тематические дни и недели, спектакли, конкурсы, линейки, концерты. Все они составляют неотъемлемую часть духовно-нравственного воспитания младших школьников. В работе активно использются календарные (праздник 1-е сентября, праздник “Дары Осени”, новогодний театрализованный спектакль, праздник 8-е марта, 23-е февраля, Масленица, праздник “Ура, каникулы!”) и тематические праздники (по сюжетам литературных произведений). Театрализованный праздник должен объединять не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции. Следовательно, в содержание любого праздника включаются воспитательные моменты и познавательные задания, таким образом происходит интеграция учебной и внеучебной деятельности.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления, и творческой работы. Важно, что, занимаясь в театральном кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, работать над характерами персонажа[4].

Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, с заболеванием опорно-двигательного аппарата, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности[6]. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость[1].

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность младших школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. Основой любого праздника является музыкальная деятельность, которая состоит из песен и танцев. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью. Значимую роль в процессе подготовки праздника играет изобразительная деятельность, в процессе которой развивается зрительная память, мелкая моторика. Учащиеся изготавливают подарки родителям, элементы театральных костюмов, участвуют в процессе оформления декораций (листья к празднику осени, снежинки, новогодние венки, украшения для ёлки, открытки родителям). Важно, чтобы дети знали, что своим участием они помогают в организации предстоящего театрализованного представления.

За счет переноса ряда задач развития в естественную и привлекательную для детей деятельность происходит снижение учебной нагрузки в организованном обучении, дети заинтересованы в собственном продвижении, проявляют любознательность и активность, и следствие этого эффективность организации воспитательно-образовательного процесса[5].

Работа кружка предполагает тесный контакт с родительским коллективом. Родители выступают как помощники при постановке спектакля: помощь детям при заучивании ролей (особенно в 1, 2 классе), изготовлении костюмов и декораций. Возможно привлечение родителей в качестве участников спектакля.

Любая театральная деятельность предполагает наличие зрителя. На начальном этапе работы кружка зрителями могут выступать ребята из класса и родители. Далее, в качестве зрителя могут выступать ребята из других классов начальной школы.

Таким образом, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа[3]. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.

Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное – помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

Театрализованные праздники изменяют однообразие каждодневного пребывания учащихся в школе-интернате. Атмосфера праздника помогает взглянуть другими глазами на возможности детей, понять и принять каждого ребёнка. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на основе театрализованной деятельности можно реализовать многие задачи воспитания, развития и обучения детей.

В заключение следует отметить, что всестороннее развитие младших школьников, больных сколиозом через театрализованные игры будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Так же важна заинтересованность в занятиях с использованием театрализованных игр самого педагога. Необходимо совершенствовать театральное воспитание школьников, и совершенствовать различными способами и посредством создания новых программ, методик, а так же опираясь на уже существующий материал, использовать на занятиях все виды детской театральной деятельности (Приложение 1).

Используемая литература

  1. Бобровникова З.П. Особенности медико-педагогической работы в специальной школе-интернате для детей больных сколиозом: Автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 1974
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
  3. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. – М. 1992.
  4. Ерофеева Т.И. Зверева О.Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
  5. Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание. – М., 2002.
  6. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002.