Занятие элективного курса по теме "Проценты в нашей жизни". 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


Цель игры:

  • ориентировать учащихся на прикладное применение знаний в профессиональной деятельности;
  • в неформальной обстановке произвести диагностику качества знаний учащихся по данной теме.

Задачи:

  • создать условия, в которых учащиеся могут испытать себя как профессионала, проявить свои деловые качества: умение презентовать себя на рынке труда, умение руководить коллективом, инициативность, выносливость, смелость;
  • способствовать развитию умений применять свои знания в нестандартных ситуациях, развитию творческих коммуникативных способностей учащихся;
  • стимулировать интерес к предмету, развивать чувство солидарности и здорового соперничества.

Форма проведения: урок деловая-игра.

План проведения.

  1. Вступительное слово ведущего. (2 мин.)
  2. Выполнение предложенных заданий. (10 мин.)
  3. Проверка заданий и подготовка презентаций. (10 мин.)
  4. Просмотр презентаций. (20 мин, по 4 мин на команду.)
  5. Подведение итогов. (3 мин.)

Подготовка:

В игре принимают участие 20 человек: 5 групп по человека. Каждая группа заранее выбирает себе тему для процентных вычислений: “Распродажа”, “Тарифы”, “Штрафы”, “Банковские операции”, “Голосование”. Роли всех участников распределяются до игры и объясняются правила.

Готовятся бланки заданий для каждой группы, печатаются названия групп и каждому участнику делается эмблема с его именем и ролью.

1-я группа. “Распродажа”. Менеджер магазина (проверяющий).

  1. Продавец антикварного отдела (решает задачу).
  2. Продавец обувного отдела (решает задачу).
  3. Покупатель (роль второго плана).

2-я группа. “Тарифы”.

  1. Аудитор (проверяющий).
  2. Сотрудник коммунального отдела (решет задачу).
  3. Продавец мобильных телефонов (решает задачу).
  4. Квартиросъемщик (роль второго плана).

3-я группа. “Штрафы”.

  1. Старший кассир (проверяющий).
  2. Кассир 1 (решет задачу).
  3. Кассир 2 (решает задачу).
  4. Водитель машины (роль второго плана).

4-я группа. “Банковские операции”.

  1. Управляющий (проверяющий).
  2. Бухгалтер (решет задачу).
  3. Экономист (решает задачу).
  4. Вкладчик (роль второго плана).

5-я группа. “Голосование”.

  1. Председатель счетной комиссии (проверяющий).
  2. Участник ученического совета (решет задачу).
  3. Член избирательной комиссии (решает задачу).
  4. Избиратель (роль второго плана).

Правила игры.

1. Вступительное слово ведущего.

Ведущий сообщает цели игры, кратко напоминает ее правила. Проверяющий каждой команды получает от ведущего карточки с заданиями для своей команды.

Задачи команды:

  • быстро и качественно решить задачи;
  • качественно осуществить контроль;
  • презентовать свою группу (проявить артистизм).

2. Выполнение предложенных заданий.

По сигналу начинается решение поставленных задач, все игроки команды решают отдельно друг от друга. Но по желанию игрок второй роли может помочь своей команде. Все бланки с решениями подписываются игроками.

Ведущий проходит по классу и делает пометки.

3. Проверка заданий и подготовка презентаций.

Затем проверяющие забирают решения игроков и сравнивают со своим решением, т. е. осуществляют проверку, исправляя ошибки, если они есть. В это время остальные члены команды готовят презентацию своей группы. То есть им нужно оживить своих героев и свои задания. Придумать способ общения между действующими лицами, проговорить условие задачи и ее ответ, примерить на себя роль конкретного человека в жизненной ситуации.

Ведущий проходит по классу и делает пометки.

4. Просмотр презентаций каждой команды.

При просмотре презентации оценивается артистизм каждой команды, как они смогли реализовать себя в данной роли, как проявили свои деловые качества, на каком уровне проходило общение между членами команд.

Ведущий делает пометки.

5. Подведение итогов.

В бланке ведущего фиксируются баллы команд. Ведущий объявляет результаты игры. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Задания для команд.

Бланки 1-й группы “Распродажа”.

Менеджер магазина.

Задача № 1.1. Антикварный магазин приобрел старинный предмет за 30 тыс. руб. и выставил его на продажу, повысив цену на 60%. Но этот предмет был продан лишь через неделю, когда магазин снизил его новую цену на 20%. Какую прибыль получил магазин при продаже антикварного предмета?

Задача № 1.2. На сезонной распродаже магазин снизил цены на обувь сначала на 24%, а потом еще на 10%. Сколько руб. можно сэкономить при покупке кроссовок, если до снижения цены они стоили 593 руб.?

Продавец антикварного отдела.

Задача № 1.1. Антикварный магазин приобрел старинный предмет за 30 тыс. руб. и выставил его на продажу, повысив цену на 60%. Но этот предмет был продан лишь через неделю, когда магазин снизил его новую цену на 20%. Какую прибыль получил магазин при продаже антикварного предмета?

Продавец обувного отдела.

Задача № 1.2. На сезонной распродаже магазин снизил цены на обувь сначала на 24%, а потом еще на 10%. Сколько руб. можно сэкономить при покупке кроссовок, если до снижения цены они стоили 593 руб.?

Покупатель.

Вы любите заниматься спортом и старинные вещи, а также посещать магазин во время распродажи. Вам примерно 40 лет. Зайдя в магазин на распродажу, обратитесь за советом к менеджеру: “Где дешевле приобрести антикварную вещь и кроссовки?” Потом у продавцов поинтересуйтесь: “Сколько же вы получили прибыли от моей покупки?” и “Сколько руб. я сэкономлю на кроссовках?”

Бланки 2-й группы “Тарифы”.

Аудитор.

Задача № 2.1. В начале года тариф на электроэнергию составлял 40 коп. за 1 кВт-ч. В середине года он увеличился на 50%, а в конце года -еще на 50%. Как вы считаете увеличился ли тариф на 100%, менее чем на 100%, более чем на 100%?

Задача № 2.2. Тарифы для мобильных телефонов зависят от системы оплаты. В 2000 г. тарифы оплаты К и М были одинаковы, а в следующие три года последовательно менялся (смотри таблицу). Сравни те тарифы в 2003 году.

тарифы годы
2001 2002 2003
По системе К Увеличен на 10% Уменьшен на 3% Уменьшен на 3%
По системе М Уменьшен на 5% Увеличен на 3% Увеличен на 4%

Сотрудник коммунального отдела.

Задача № 2.1. В начале года тариф на электроэнергию составлял 40 коп. за 1 кВт-ч. В середине года он увеличился на 50%, а в конце года -еще на 50%. Как вы считаете увеличился ли тариф на 100%, менее чем на 100%, более чем на 100%?

Продавец мобильных телефонов.

Задача № 2.2. Тарифы для мобильных телефонов зависят от системы оплаты. В 2000 г. тарифы оплаты К и М были одинаковы, а в следующие три года последовательно менялся(смотри таблицу). Сравни те тарифы в 2003 году.

тарифы годы
2001 2002 2003
По системе К Увеличен на 10% Уменьшен на 3% Уменьшен на 3%
По системе М Уменьшен на 5% Увеличен на 3% Увеличен на 4%

Квартиросъемщик.

Вы следите за изменением цен, и вас интересовало повышение тарифов на электроэнергию, а также вы хотите перейти на новый тариф сотовой связи. Вы молоды. Обратитесь начала к сотруднику коммунального отдела: “Как вы считаете, тариф на электроэнергию увеличился менее0020ем на 100%?” Затем обратитесь к продавцу мобильных телефонов: “”Я был на тарифе К, вот не знаю, остаться на нем или перейти на другой. Посоветуйте”.

Бланки 3-й группы “Штрафы”.

Старший кассир.

Задача № 3.1. Если водитель не прошел техосмотр автомашины, то сотрудник ГИБДД должен оштрафовать его на ½ минимальной оплаты труда. Стоимость прохождения техосмотра составляет примерно 150 руб., а размер минимальной заработной платы 500 руб. На сколько процентов штраф превышает стоимость техосмотра, если при оплате штрафной квитанции в банке с водителя возьмут 3% за услуги банка?

Задача № 3.2. Занятия ребенка в музыкальной школе родители оплачивают в сбербанке, внося ежедневно 250 руб. Оплата должна производиться до 15-го числа каждого месяца, после чего за каждый просроченный день начисляется пеня в размере 4% от суммы оплаты занятий за 1 месяц. Сколько придется заплатить родителям, если они просрочат оплату на неделю?

Кассир 1.

Задача №3.1. Если водитель не прошел техосмотр автомашины, то сотрудник ГИБДД должен оштрафовать его на ½ минимальной оплаты труда. Стоимость прохождения техосмотра составляет примерно 150 руб., а размер минимальной заработной платы 500 руб. На сколько процентов штраф превышает стоимость техосмотра, если при оплате штрафной квитанции в банке с водителя возьмут 3% за услуги банка?

Кассир 2.

Задача № 3.2. Занятия ребенка в музыкальной школе родители оплачивают в сбербанке, внося ежедневно 250 руб. Оплата должна производиться до 15-го числа каждого месяца, после чего за каждый просроченный день начисляется пеня в размере 4% от суммы оплаты занятий за 1 месяц. Сколько придется заплатить родителям, если они просрочат оплату на неделю?

Водитель машины.

Вы хороший водитель, но вы техосмотр не прошли, вместо талона у вас висит календарик , вот вас и оштрафовали. Обратитесь к кассиру 1: “Вы не могли бы посчитать, на сколько процентов, на сколько процентов я заплачу штрафа больше от суммы техосмотра”. Затем вы вспоминаете , что забыли заплатить за занятия ребенка в музыкальной школе. Обратитесь к кассиру 2: “Я просрочил оплату на неделю, сколько же теперь придется заплатить?”

Бланки 4-й группы “Банковские операции”.

Управляющий.

Задача № 4.1. За хранение денег сбербанк начисляет вкладчикам 8% годовых. Вкладчик положил на счет в банке 5000 руб. и решил в течении пяти лет не снимать деньги со счета и не брать процентные начисления. Сколько денег будет на счету вкладчика через год, через 5 лет?

Задача № 4.2. На данной диаграмме изображен рост вклада в сбербанке. С помощью диаграммы определите величину первоначального вклада и процентную ставку. Вычислите, какую сумму получит вкладчик через 12 лет?

Бухгалтер.

Задача № 4.1. За хранение денег сбербанк начисляет вкладчикам 8% годовых. Вкладчик положил на счет в банке 5000 руб. и решил в течении пяти лет не снимать деньги со счета и не брать процентные начисления. Сколько денег будет на счету вкладчика через год, через 5 лет?

Экономист.

Задача № 4.2. На данной диаграмме изображен рост вклада в сбербанке. С помощью диаграммы определите величину первоначального вклада и процентную ставку. Вычислите, какую сумму получит вкладчик через 12 лет?

Вкладчик.

Вы любите делать вклады, покупать ценные бумаги. Вы – “новый русский”. В данном банке у вас два счета. Обратитесь к бухгалтеру с вопросом: “Сколько у меня денег будет через год, через 5 лет, если не брать процентные начисления?”. А к экономисту: “Вы не подскажите, я не помню, какую сумму первоначально положил на счет и сколько будет через 12 лет на счете?”.

Бланки 5-й группы “Голосование”.

Председатель счетной комиссии.

Задача № 5.1. В 2004 году в выборах Президента РФ на избирательном участке №356 приняло участие 56% избирателей от общего числа 2844 человека. За Путина В. В. отдали голоса 1069 пришедших на выборы избирателей, за Ирину Хакамаду проголосовали 78 человек. Выборы считаются состоявшимися. Кто из кандидатов победил на этом участке (победитель должен преодолеть 50% барьер) и на сколько процентов обогнал своего соперника?

Задача № 5.2. Из 550 учащихся школы в референдуме по вопросу о введении ученического совета участвовали 88% учащихся. На вопрос референдума 75% принявших участие в голосовании ответили “да”. Какой процент от числа всех учащихся школы составили те, кто ответил положительно?

Член избирательной комиссии.

Задача № 5.1. В 2004 году в выборах Президента РФ на избирательном участке №356 приняло участие 56% избирателей от общего числа 2844 человека. За Путина В. В. отдали голоса 1069 пришедших на выборы избирателей, за Ирину Хакамаду проголосовали 78 человек. Выборы считаются состоявшимися. Кто из кандидатов победил на этом участке (победитель должен преодолеть 50% барьер) и на сколько процентов обогнал своего соперника?

Участник ученического совета.

Задача № 5.2. Из 550 учащихся школы в референдуме по вопросу о введении ученического совета участвовали 88% учащихся. На вопрос референдума 75% принявших участие в голосовании ответили “да”. Какой процент от числа всех учащихся школы составили те, кто ответил положительно?

Избиратель.

Вы очень любите ходить на всякие митинги, собрания. Вам лет 70. Вот и сейчас после выборов в президенты вас очень интересует вопрос: “Кто из кандидатов победил на вашем избирательном участке и на сколько процентов опередил своего соперника?”. Обратитесь с этим вопросом к члену избирательной комиссии. Но вы также хотите узнать, как прошел школьный референдум вашего внука: “Сколько же процентов учащихся проголосовали за введение ученического совета?”. Обратитесь с этим вопросом к участнику ученического совета.

Бланк ведущего для подсчета баллов команд.

Название команды Быстрота решения Качество решения задачи Качество контроля артистизм итог
1 2 3 4 5 6
Распродажа
Менеджер
Продавец ОО
Продавец АО
Покупатель
Тарифы
Аудитор
Сотрудник КО
Продавец МТ
Квартиросъемщик
Штрафы
Старший кассир
Кассир 1
Кассир 2
Водитель машины
Банковские операции
Управляющий
Бухгалтер
Экономист
Вкладчик
Голосование
Председатель СК
Член ИК
Участник УС
Избиратель

Действия каждого оцениваются:

“+” – 2 балла,

+” – 1 балл,

“–” – 0 баллов.

Ответы:

Распродажа.
№ 1.1.
8400 р.
№ 1.2.
195 р.

Тарифы.
№ 2.1.
более чем на 100%.
№ 2.2.
К увеличился на 1,7%.

Штрафы.
№ 3.1.
на 72%.
№ 3.2.
320 р.

Банковские операции.
№ 4.1.
5400 р., 7346 р. 64 к.
№ 4.2.
89 тыс. р.

Голосование.
№ 5.1.
Путин В. В., на 42%.
№ 5.2.
66%.