Цель: уточнить представления учащихся о неопределённой форме глагола как начальной.
Задачи.
- Формировать умения находить неопределённую форму глагола.
- Учить образовывать неопределённую форму с помощью вопроса.
- Учить образовывать от глагола неопределённой формы глаголы настоящего, будущего, прошедшего времени.
- Развивать орфографическую зоркость.
- Обогащать и активизировать словарный запас учащихся.
- Воспитывать интерес к предмету, чувство сопричастности к сохранению уникальности русского языка.
Оборудование: бабочки и цветочки с изображёнными на них буквами, компьютер, мультимедийный проектор, учебник “Русский язык”. 2 часть. Т.Г. Рамзаевой.
Ход урока
I. Организационный момент
На стенах классной комнаты в разных местах располагаются цветочки и бабочки всех цветов радуги, на которых написаны буквы.
Учитель: Наступил первый весенний месяц, скоро появятся первые весенние цветы, природа проснётся от зимнего сна. У нас в классе сегодня распустились цветы и порхают бабочки. Проследите глазками по моим командам, “соберите” буквы – расшифруйте моё пожелание (выполняется стоя).
Красный цветок (У)
Желтая бабочка (Л)
Фиолетовая бабочка (Ы)
Фиолетовый цветок (Б)
Оранжевый цветок (Н)
Синий цветок (И)
Желтый цветок (С)
Голубой цветок (Ь)
Зелёный цветок (!)
- Что получилось?
Дети: Улыбнись!
Учитель: Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи – ведь с маленькой удачи начинается большой успех!
- Откройте тетради, запишите дату, классная работа.
- Тему урока вы определите позднее, а сейчас минутка чистописания.
II. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: Слайд
ЯМА, МЯСО, ОЛЯПКА, ЯГОДА, ЯБЛОКО, СЕГОДНЯ
Учитель: Сегодня на чистописании мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах и может разделить их на две группы. Какая это буква? На какие две группы она может разделить эти слова?
Дети: Буква Я. Она есть во всех словах. В словах МЯСО, ОЛЯПКА, СЕГОДНЯ, она обозначает один звук [а]. В словах ЯМА, ЯГОДА, ЯБЛОКА – два звука: [й,], [а].
III. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.
Учитель: Ребята, нам пришла телеграмма. Странно. На ней нет подписи отправителя. Но есть адрес: Остров Глаголов.
Срочно приезжайте! Хочу сообщить вам о себе много нового и интересного!
- Кто бы это мог нас пригласить туда? Ваши предположения?
- Вы готовы отправиться на Остров Глаголов?
Дети: Готовы!
Учитель: Тогда в путь! Нас ждёт остров Глаголов.
На доске изображён остров Глаголов. На этом острове 4 дома: Н.В., П.В., Б.В., Инфинитив. Ниже домов находятся в хаотичном порядке глаголы.
Учитель: Вот мы и на острове. Но что это? Все дома пусты. Что происходит?
Мне кажется, здесь от нас ждут помощи!
- Чем мы можем помочь жителям острова?
Дети: Вернуть их в дома.
Учитель: Давайте попробуем!
Глаголы: теплеет, прилетят, оденется, плывём, посеяли, подняла, посмотреть, везти.
(По 1 человеку выбегают и определяют глаголы по временам)
Н.В. – теплеет, плывём; П.В. – посеяли, подняла; Б.В. – прилетят, оденется.
Учитель: Все ли глаголы вы смогли заселить в домики?
Дети: Нет.
Учитель: Как доказать, что жильцы попали в свои дома?
Дети: Вспомнить вопросы.
Учитель: Что вы знаете про глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени?
Дети: Изменяются по числам, имеют лицо, время, изменяются по родам только в прошедшем времени.
Учитель: А это что за странный дом? Кто в нём живёт? Давайте вместе прочитаем табличку. ИНФИНИТИВ
- Уж не он ли пригласил нас в гости? Какие странные часы на доме?! Можно ими воспользоваться?
Дети: Нет.
Учитель: О чём нам говорит эта маска?
Дети: Нет лица.
Учитель: Давайте посмотрим на глаголы, которые мы не смогли заселить.
- На какие вопросы они отвечают?
Везти (что делать?) Посмотреть (что сделать?)
Учитель: Как вы думаете, куда мы можем поселить эти глаголы?
Дети: Инфинитив.
Учитель: Но если мы не можем определить ни времени, ни лица, то как они будут называться?
Неопределённая форма глагола
Учитель: Итак, попробуйте определить тему нашего урока.
- Что бы вам хотелось узнать на уроке?
IV. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем что-то новое о глаголах, которые называются ИНФИНИТИВ, поговорим о его особенностях, поучимся различать глаголы по вопросам, попробуем образовать от этих глаголов все времена.
V. Работа по теме урока.
1) Обозначение проблемы.
Учитель: Давайте ещё раз вернёмся к хозяину домика.
- Что ещё вы видите? О чём он вам хочет рассказать?
Дети: Оканчиваются на -ТИ, -ТЬ, -ЧЬ.
Учитель: Что же такое -ТИ, -ТЬ, -ЧЬ? Перед нами встала проблема.
- Чем является -ТИ, -ТЬ, -ЧЬ в глаголах неопределённой формы?
- Есть ли у вас какие-то предположения?
- Выдвинем гипотезу (предположение).
- Предположим, что -ТЬ – это окончание.
- Для решения этой проблемы предлагаю разделиться на 2 группы.
1 группа 4 человека (Алёша Ф., Алина Б., Алёна С., Карина К.) будут работать самостоятельно по плану. После чего, сделав вывод, докажут или опровергнут наши предположения
2 группа работает со мной.
Задание первой группе
- Рассмотреть глагол БЕЖАТЬ.
- Выяснить, чем является ТЬ в глаголах неопределённой формы?
- Доказать на примере, разобрать слово по составу.
План действий.
- Подберите к глаголу однокоренные слова.
- Найдите общую часть.
- Выделите её.
- Что вы заметили в корне?
- Чем является ТЬ в глаголе? Сделайте вывод.
2) Работа с доской.
Учитель: Прочитайте слова (на доске) Слайд
СТРИЧЬ, ОБРУЧ, ПЕЧЬ, СТЕРЕЧЬ
- Что общего? (На конце мягкий звук [ч]). Чем различаются?
- На какие группы можно разделить?
Дети: Печь, обруч – существительные. (Вспомнить правило правописания шипящих на конце существительных).
- Стричь, стеречь, печь – это глаголы.
Учитель: Почему на конце этих глаголов после Ч пишется Ь знак?
Дети: У глаголов после шипящих пишется Ь знак, отвечают на вопрос Что делать? В вопросе есть Ь знак.
Учитель: Чем является фонема -ЧЬ в этих словах?
Дети: Она входит в состав корня.
3) Проверка выполненного задания 1 группы.
4) Итог
- Так чем же является ТЬ в глаголах неопределённой формы?
- Подтвердилось ли наше предположение?
5) Чтение определения в учебнике.
Учитель: В древнерусском языке неопределённая форма всех глаголов оканчивалась на –ТИ (писати, ходити, звати). Потом конечное безударное [и] исчезло и осталась лишь мягкость конечного согласного [т,]: писать, ходить, звать. В то же время конечное [и] сохранилось под ударением: нести, везти, плести.
Учёные языковеды не пришли к единому мнению, что же такое -ТЬ, -ТИ в неопределённой форме – суффикс или окончание, поэтому в разных учебниках и учебных пособиях встречаются разные обозначения. Авторы нашего учебника морфемы -ТЬ, -ТИ представляют как суффикс. Откройте учебник на странице 69. Прочитаем правило. Морфемы -ТЬ, -ТИ мы будем обозначать как окончание.
- Неопределённая форма некоторых глаголов в древнерусском языке оканчивалась на –ЧИ: печи, беречи. После исчезновения конечного безударного [и] образовались современные формы печь, беречь. Таких глаголов в русском языке совсем немного. Морфема –ЧЬ входит в состав корня.
VI. Физкультминутка. Слайд
VII. Закрепление.
Учитель: Мы продолжаем путешествие по острову Глаголов.
- Я предлагаю вам прочитать стихотворение С.Я.Маршака “В путь”. Слайд
Счастливый час и добрый путь
Шагающим колоннам, -
Набраться сил и отдохнуть
В лесу, в бору зелёном.
Увидеть дятла на суку,
Как будто заводного,
И слышать мерное “ку-ку”
Из сумрака лесного.
То бороздить речную гладь,
То в синем море плавать.
И в свежих чащах собирать
Грибы, цветы и травы.
И видеть край перед собой,
Родной, но незнакомый,
И заходить под кров любой,
И быть везде, как дома.
1) Работа в парах.
- Найдите глаголы неопределённой формы.
- Выпишите эти глаголы в 2 столбика.
Что делать? | Что сделать? | |
Слышать | Набраться | |
Бороздить | Отдохнуть | |
Плавать | Увидеть | |
Собирать | ||
Видеть | ||
Заходить | ||
Быть |
2) Проверка выполненной работы.
- Зачитайте глаголы каждого столбика. Молодцы!
3) Наблюдение за изменением глагола.
- Попробуем образовать время глаголов от глагола неопределённой формы:
Собирать – собираю – буду собирать – собирал
- Что вы заметили? Какой вывод сделаем?
Вывод: от глаголов неопределённой формы можно образовать времена глагола.
- Какой глагол был вначале? (Глагол неопределённой формы)
Какое название будет иметь глагол неопределённой формы? (Начальная форма)
Вывод: Итак, у ИНФИНИТИВА (как у секретного агента) есть несколько названий: глагол неопределённой формы. Он же является начальной формой.
4) Упр. 414 с.70 (взаимопроверка) Слайд
5) Самостоятельная работа по карточкам (дифференцированная)
Учитель: Далее я предлагаю такую работу:
1) класс будет выполнять упражнение 414.
2) Алина Б., Ира В., Вова К. будут работать на карточках. Я предлагаю вам задания повышенной и средней сложности. Какую карточку вы выбираете? (Раздаю карточки)
VIII. Словарно-орфографическая работа.
- Продолжит наш урок орфографическая минутка. Слайд
1) - Отгадайте загадки:
Ходит город-великан
На работу в океан. (Корабль)
По волнам дворец плывет,
На себе людей везет. (Корабль)
Дети: Корабль.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом КОРАБЛЬ.
- Что оно обозначает?
- Найдите в слове ошибкоопасное место.
- Составьте с этим словом предложение.
- Запишите слово в свои словарики и запомните его правильное написание.
2) - Поиграем в игру “Назови слово” (На доске записано лексическое значение слова, учащиеся должны назвать это слово).
1) Есть ужин. (Ужинать)
2) Ярко блестеть, сияя переливчатым светом. (Сверкать)
3) Находиться в действии, в работе. (Работать)
4) Поддаваться действию огня. (Гореть)
5) Испытывать желание, хотеть. (Желать)
- Что объединяет эти слова? (Это глаголы в неопределённой форме. Это словарные слова)
IX. Итог работы.
- Нам пора возвращаться в класс. Слайд
- Что же нового вы узнали на острове Глаголов?
- На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?
- Какую особенность имеет Инфинитив?
Не имеет
Времени
Числа
Лица
- Почему у глагола неопределённой формы такое странное название? Попробуйте узнать в словаре, что оно обозначает?
X. Домашнее задание. (Дифференцированное)
1. Упр. 416, выучить правило.
2. Запишите 5 полезных советов для своего друга, используя глагол неопределённой формы. (Алёна С., Карина К., Жанна Г.)
3. Выпишите из словаря фразеологизмов 6 фразеологических оборотов, в которых встречается глагол неопределённой формы (Алина Б., Ира В.)
4. Узнай в словаре, что обозначает слово ИНФИНИТИВ. (Вова К.)
XI. Рефлексия
- Что понравилось вам больше всего на уроке?
- Что показалось для вас самым трудным?
- Оцените свою работу на уроке, поставьте на полях тетрадочки себе оценку.
- Определите своё настроение. Слайд
- Спасибо за работу! Урок закончен.