Цели урока
Образовательные:
- Ввести понятие неравенства второй степени с одной переменной, дать определение.
- Познакомить с алгоритмом решения неравенств на основе свойств квадратичной функции.
- Сформировать умения решать неравенства данного вида.
Развивающие:
- Выработать умения анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать.
- Формировать графическую и функциональную культуру учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать прилежание, трудолюбие, аккуратность, точность.
Оборудование:
- Медиа-проектор
- Экран
- Презентация к уроку
- Учебник Алгебра 9 класс Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова
План урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного материала.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов.
Ход урока
I. Организационный момент (1')
Учитель: сегодня на уроке нам предстоит знакомство с неравенствами второй степени с одной переменной. А находить решения неравенств мы будем, опираясь на уже известные нам понятия и свойства из темы “Квадратичная функция”.
II. Актуализация знаний. Работа по готовым рисункам (7') (слайд 2-4)
(Ответы появляются по щелчку мыши на вопросы)
слайд 2
- Что называется квадратным трехчленом?
- Что надо сделать, чтобы найти корни квадратного трехчлена?
- Как называется функция вида у=ах2+bх+с?
- Что является графиком квадратичной функции?
- От чего зависит направление ветвей параболы?
слайд 3 (Ответы появляются по щелчку мыши на кнопки с соответствующим заданием)
Что можно сказать о количестве корней уравнения и знаке коэффициента а, если график квадратичной функции расположен следующим образом ...
слайд 4 (Ответы появляются по щелчку мыши на кнопки с соответствующим заданием)
Назовите промежутки знакопостоянства функции, если её график расположен указанным способом ...
III. Новый материал (15') (слайд 5 – 10)
Учитель:
Аналогично, используя промежутки знакопостоянства функции, мы с вами будем решать неравенства второй степени с одной переменной. Сначала давайте дадим определение (Учащиеся предлагают различные варианты, учитель корректирует и структурирует предложенное и показывает слайд 5).
Итак, выполним в тетрадях следующее задание:
Слайд 6. Решить неравенство:
№1. х2 – 5х –50 < 0
Решение.
1. (устно)
– Какая квадратичная функция соответствует данному неравенству?
– Что является её графиком?
– Выясним, как расположена парабола относительно оси х.
– Как она может быть расположена? (пересекать ось х, находиться выше оси х, ниже оси х, касаться оси х)
– Как это определить? (найти нули функции, решив квадратное уравнение)
2. (один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях)
Нули функции: у = 0, х2 –5х –50 = 0, (решим квадратное уравнение)
D = 25 + 200 = 225,
или по теореме Виета
3. Покажем схематически, как расположена парабола относительно оси х (демонстрация слайдом, учащиеся работают в тетрадях).
4. y < 0 при x I (–5;10)
Учитель: Что изменится, если знак неравенства поменять (рассмотреть все возможные случаи. Слайд 6(2) - 8)
№2.
y 0 при x I [–5;10] (сопровождается демонстрацией слайда 7)
Слайд 7.
№3.
y > 0 при x I (сопровождается демонстрацией слайда 8)
№4.
y 0 при x I (сопровождается демонстрацией слайда 8)
Слайд 8.
№5.
y > 0 при x I
№6.
Ответ:
Слайд 9. Сформулируем алгоритм решения неравенств второй степени с одной переменной.
Чтобы решить квадратное неравенство достаточно посмотреть на график функции y=ax2+bx+c. Какие знания о квадратичной функции нам понадобятся для составления алгоритма решения неравенств? (учащиеся предлагают различные варианты, учитель корректирует и структурирует предложенное. Затем шаги алгоритма появляются на слайде презентации).
Слайд 10. Продемонстрируем алгоритм решения неравенств второй степени с одной переменной (каждый шаг алгоритма сопровождается показом презентации и записывается учащимися в тетрадь как образец решения).
1. Привести неравенство к виду
ax2+bx+c>0 (ax2+bx+c<0)
2. Решая уравнение ax2+bx+c=0 найти корни, (т.е. абсциссы точек пересечения параболы с осью х, если они есть.)
3. Изобразить схематически параболу в координатной плоскости.
4. Выбрать нужные промежутки.
5. Записать ответ.
IV. Первичное осмысление и применение изученного материала (17')
№ 114(а, б)
Слайд 11-13. Используя схему графика функции f(x), заполните таблицу (фронтальная работа с классом)
Слайд 14-15. Решите неравенства. Перенесите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам (учащиеся решают неравенства в тетрадях по вариантам, а затем один из учащихся выполняет вторую часть задания у доски)
Ответ: ПАВЛОВ. На слайде 15 портрет ученого и его высказывание.
Слайд 16. Учащиеся выполняют самостоятельную работу с последующей проверкой.
V. Постановка домашнего задания (2')
п.8, № 116 (а, б, в), 130 (а, б)
7. Подведение итогов (3')
Какова была цель нашего урока?
– Сформулируйте определение неравенств второй степени с одной переменной.
– Как решать такие неравенства?
– Алгоритм решения.