В начальной школе выстроить урок не просто: здесь дети еще живут в своем особенном мире, где проблемы возникают и понимаются иначе, чем в более старшем возрасте. Занимательность, увлечение выступают основой эмоциональности урока, а развитие функции общения обеспечивает взаимопонимание, побуждает к действию. Важно поддержать каждое самостоятельное высказывание, творческую инициативу, хорошее настроение, познавательный интерес. А личностная поддержка учителя состоит в совместном с учеником определении его интересов, целей, возможностей.
Данные аспекты отражены в структуре урока. В вводной части дети знакомятся с такими словами, как парадокс, просвещение, гений. Ученику предоставляется право выбора способа и пути деятельности. Его участие в процессе обучения заключается не в принятии готового образца, а в высказывании предположений, выборе альтернативы, обсуждении наиболее целесообразных способов ответа на вопрос, как решить какую-либо учебную задачу. После выдвижения гипотез, учащиеся обращаются к словарю В.И.Даля для уточнения своих предположений.
В следующей части урока ученики погружаются в атмосферу сказки. Встреча с любимым героем мультфильма “Алиса в стране Чудес” никого не оставит равнодушным. Такой урок требует предварительной подготовки, специального подбора материала, логической увязки каждого упражнения с основной темой.
Чтобы научить младших школьников самостоятельно создавать правильный текст, следует познакомить их с жанрами письменной речи, распространенными в обыденной жизни. На данном уроке эта работа строится на жанрово-ситуативном принципе, начиная с ситуации неофициального межличностного общения. Урок носит практический характер. Ученикам предлагается, опираясь на свой опыт общения со сверстниками, самим увидеть нарушения в тексте, то есть организуется работа на развитие языкового чутья учеников. Также формируется коммуникативная компетентность.
В ходе урока учащиеся не получают количество знаний, а добывают их и учатся пользоваться ими, применять в разнообразной самостоятельной деятельности, в том числе в нестандартных ситуациях. Учатся контролировать свою деятельность, деятельность товарища и давать оценку этой работе, что соответствует новым стандартам образования.
Тип урока: урок формирования навыков работы с деформированным текстом
Задачи урока
Практическая задача урока:
- Обучить учащихся работе с деформированными текстами различных стилей, сформировать навык выделения главных признаков текста.
Воспитательная задача:
- Способствовать формированию навыков коллективной работы.
Образовательная задача:
- Способствовать формированию навыков грамотной речи, сформировать общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.
- Развивать умение отличать текст от набора предложений.
Развивающая задача:
- Способствовать развитию способностей учащихся к догадке по словообразовательным элементам и аналогии с родным языком. Развивать дедуктивное мышление и способность к обобщению.
Оснащение:
- Доска, экран, компьютер, карточки с текстами различных стилей, наглядное пособие.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
1. Релаксация.
2. Введение в тему урока.
II. Основной этап.
1. Актуализация знаний
- Я предлагаю вам отрывок из текста. Знаете ли вы это произведение? Кто его автор?
СЛАЙД 1.
Алиса увидела Кролика. Он достал из жилетного кармана часы и помчался дальше. Алиса удивилась. Ей стало очень любопытно…
Задания.
а) найти словарное слово;
б) найти орфограммы ча-ща, чу-щу, “ь” - показатель мягкости;
в) письменно: подобрать однокоренные слова к слову “удивился” (диво – дивный – удивительный и т.д.)
г) найти синоним к слову “любопытно”;
д) ответить на вопрос: “Что означает многоточие в конце?”
СЛАЙД 2
Чтобы нам отправиться дальше за Алисой, разгадаем цепочку:
слово – предложение – слог – звук - …
СЛАЙД 3
звук – слог – слово – предложение – текст
СЛАЙД 4
Текст. Что это такое?
2. Раскрытие темы урока. Формирование навыка работы с деформированным текстом.
Что называется текстом?
СЛАЙД 5
Мультфильм
Можно ли назвать это послание текстом?
СЛАЙД 6
Варкалось. Хливкие шорьки
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки
Как мюмзики в мове.
Что здесь написано? Можно ли назвать это текстом? Обоснуйте свой ответ. О чем этот текст? Как мы можем перевести этот текст со сказочного языка?
Смеркалось. Юркие хорьки
Бежали по траве,
И засверкали светлячки
Как звездочки во тьме.
3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
4. Работа со схемой-рисунком "Яркие признаки текста".
На доске цветок с разноцветными лепестками.
- Назовите яркие признаки текста. (Заголовок, начало, основная часть, концовка, ключевые (опорные) слова, абзац, тема, основная мысль.)
Учитель раскрывает разноцветные лепестки и получается схема-рисунок.
- Объясните каждый признак. (Тема - это то, о чем или о ком говорится в тексте). Основная мысль - самое важное, главное, о чем говорит нам текст. Заголовок - заглавие, название. Начало, основная часть, концовка - структура текста. Красная строка. С красной строки пишут не любую часть текста, а ту, в которой содержится новая мысль. Ключевые (опорные) слова - слова, по которым можно понять основную мысль текста.)
Понять основную мысль текста - это как бы найти волшебный ключик к тексту, и текст откроется нам, поделится с нами своими мыслями, чувствами. Какой признак должен быть обязательно в тексте? (Тема. Основная мысль.)
5. Работа в малых группах.
Каждая группа из четырех человек получает карточку с заданием по работе с деформированными текстами различных стилей (см. Приложение 1).
Группа 1.
Задание. Расположить предложения так, чтобы получился текст. Придумать и написать заголовок и концовку текста.
- Обезьяна несла две полные горсти гороха.
- Выскочила одна горошина.
- Обезьяна хотела поднять ее и просыпала двадцать горошин.
- Она бросилась поднимать и просыпала все.
Группа 2.
Задание. Расставить знаки препинания. Дать название тексту.
Есть у Никиты деревянный тигр есть крокодил резиновый и слон спрятал Никита тигра под кровать а слона с крокодилом под стол сейчас он на них охотиться будет.
Группа 3.
Задание. Восстановить текст. Кто автор сказки? Как называется сказка?
- Они жили в ветхой землянке
- Старик ловил неводом рыбу
- Жил старик со своею старухой
- Старуха пряла свою пряжу
- У самого синего моря
- Ровно тридцать лет и три года.
Группа 4.
Задание. Составить текст из предложений. Продолжить.
Миша прочитал три сказки. А в маленькой книге на семь сказок меньше. В большой книге 12 сказок.
Группа 5.
Задание. Составить текст, написать заголовок.
Там стоит ночь.
Солнце является центром Солнечной системы.
Когда Солнце освещает одну половину Земли, другая находится в ее собственной тени.
Солнце освещает Землю, которая, как и другие планеты, обращается вокруг него.
Солнце – это звезда, иначе говоря, раскаленный шар.
6 группа.
Задание. Составить текст из предложений и продолжить его. Что это за текст?
Ваш сын дядя Федор. У меня все есть. Дорогие родители! Я живу в деревне хорошо. До свидания. Как вы поживаете?
6. Контроль. Проверка усвоения темы. Тест “Верные и неверные высказывания”.
Учащиеся находят неверные высказывания, обосновывают свой выбор.
- Текст состоит из предложений.
- К тексту нельзя придумать заглавие.
- Все предложения в тексте имеют границы.
- Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.
- в тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.
- Текст можно разделить на части.
- Каждая часть текста записывается с красной строки.
III. Заключительный этап.
1. Рефлексия.
- Какие открытия вы сделали на уроке? Что нового вы узнали? Вам было интересно?
2. Устное оценивание и выставление отметок.
3. Домашнее задание. Придумать и записать свой текст на любую тему.