Цель: способствовать формированию исторического мышления и мировоззрения на основе знакомства с фактом правления Екатерины Великой (II)
Задачи:
1) Предметные:
- познакомить с историческим фактом правления Екатерины Великой;
- формировать понятийный аппарат темы;
- формировать пространственно-временные представления;
2) Метапредметные:
- способствовать воспитанию юного гражданина, воспитывать чувство патриотизма;
- способствовать эстетическому воспитанию при рассказе об архитектурных сооружениях;
- прививать интерес к истории России.
3) Личностные:
- развивать речь во время ответов на вопросы;
- развивать память при закреплении и изучении нового материала;
- развивать мышление во время ответов на вопросы;
Средства обучения: понятия на доске, лента времени, компьютерная презентация
Ход урока
I. Вводно-мотивационная часть
Слайд 1
Здравствуйте, садитесь. Начинаем урок окружающего мира. Прежде чем перейти к новой теме, вспомним ранее изученные темы. Я буду читать небольшие стихи и задавать к ним вопросы, а вы должны будете на них ответить. Для этого вам надо быть очень внимательными.
II. Актуализация опорных знаний
Слайд 2
О каком городе идёт речь? В каком году он был основан?
Пращур Юрий Долгорукий
Строил древний городок;
Послужил ему порукой
Перекрёсток всех дорог.
Ответ: О Москве. 1147 год.
Слайд 3
О каком событии идёт речь? В каком году оно произошло?
По глухим лесным дорогам,
По лесам и перелогам
Хан Батый к Москве спешит –
Скачут тысячи копыт.
Ответ: Нашествие татаро-монгольского ига на Русь. 1238 год.
Слайд 4
О каком московском князе идёт речь? Что он сделал для Руси?
Чтобы княжествам отдельным
От набегов не пропасть,
Князь Иван князьям удельным
Объявил единой власть.
Тут и стала мать Москва
Всем уделам голова!
Ответ: Иван Калита. Он объединил Русь вокруг Москвы.
Слайд 5
О каком событии идёт речь? В каком году оно произошло? Кто возглавлял русские войска?
Словно сто голов дракона
Растянулись возле Дона,
Разлеглась Мамая рать,
Стала русских поджидать.
Дмитрий-князь об эту пору
По степному по простору
Тоже к Дону подошёл,
Рать могучую привёл.
Ответ: О Куликовской битве. 1380 год. Дмитрий Донской.
Слайд 6
В каком году произошло это событие? Какой князь “сбросил” татаро-монгольское иго?
Летописцы в толстых книгах
Записали в этот год:
“Нет над нами больше ига,
Сбросил иго наш народ!”
Ответ: В 1480 году. Иван III.
Слайд 7
О каком правителе идёт речь?
Сиротою стал он рано,
Был он внуком князь-Ивана,
Сам Иваном назван был
И на деда походил.
(За ребёнка-государя
Русью правили бояре,
А меж ними с давних пор
Были смуты да раздор).
Ответ: Об Иване IV (Грозном)
Слайд 8
О каком событии идёт речь? Кто был первым книгопечатником? При каком царе на Руси было основано книгопечатание?
Царь Иван учёным был,
Книжки царь Иван любил,
И надумал царь суровый
На Руси ввести печать,
Чтоб народ по книжке новой,
По печатной, обучать.
Ответ: О появлении на Руси книгопечатания. Иван Фёдоров. При Иване Грозном.
Слайд 9
Какой храм приказал построить мастерам Иван Грозный?
Грозный царь в воспоминанье
О победе над Казанью
Двум прекрасным мастерам
Приказал построить храм.
Ответ: Храм Василия Блаженного (Покровский собор)
Слайд 10
Подумайте, какому русскому царю могли принадлежать эти слова?
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Ответ: Петру Великому (I)
Слайд 11
О каком городе идёт речь? В каком году он был основан? Кем?
В гранит оделася Нева;
Тёмно-зелёными садами
Её покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва.
Ответ: О Санкт-Петербурге. 1703 год. Петром I.
III. Подготовка к восприятию нового материала
Молодцы.
А сейчас переходим к новой теме. Ребята, мы с вами всё время говорили о русских князьях, царях, даже об императоре говорили. А вот о царицах и императрицах ещё не беседовали. Сегодня мы поговорим о самой знаменитой русской императрице Екатерине II.
Слайд 12
IV. Объяснение нового материала
Слайд 13, лента времени
Екатерина Великая, так же как и Пётр I, правила Россией в XVIII веке. Она родилась в Германии и была немецкой принцессой. В 14 лет она приехала в Россию. Здесь Екатерина вышла замуж за русского императора, а после его смерти стала императрицей. Она царствовала 34 года. При русском дворе Екатерина блистала красотою и умом. Екатерина II очень много времени уделяла самообразованию. Она много читала, изучала русские обычаи, дух русского народа. А русский язык выучила так, что знала все поговорки и писала на нём сочинения. Едва ли в целой России был женщина образованнее её. Она славилась искусством управлять государством.
Слайд 14
В делах брала образец с Петра I. Екатерина даже воздвигла Петру Великому памятник в Петербурге. Он называется “Медный всадник”.
Слайд 15
При Екатерине Великой лучше всего жилось русским дворянам. Ребята, кто знает, кто такие дворяне?
Дворяне – это люди, которые принадлежали к господствующему слою населения. Они могли владеть землями, деревнями, крепостными крестьянами.
Как вы думаете, кого называли крепостными крестьянами?
Крепостные крестьяне – это крестьяне, “прикреплённые” к своим владельцам, то есть господин (дворянин) имел право распоряжаться судьбой такого крестьянина. Он мог продать его, или обменять на что угодно. Например, на породистую собаку или проиграть крестьянина в карты.
Поэтому крестьяне даже организовали восстание. Но восстание крестьян было разгромлено.
Ребята, скажите, а к какому морю получила выход Россия во время правления Петра I? (К Балтийскому морю)
Слайд 16
Верно. Во времена Екатерины Россия вела войну с Турцией и одержала безоговорочную победу над ней. В результате Россия утвердилась на берегах Чёрного и Азовского морей.
Слайд 17
В войне с Турцией блестящие победы одерживали знаменитейшие и талантливейшие люди того времени – полководец Александр Васильевич Суворов и флотоводец Фёдор Фёдорович Ушаков.
Как вы думаете кого называют полководцем, а кого флотоводцем?
Полководец – это человек, который возглавляет войска на суше, а флотоводец – это человек, который возглавляет флот.
Суворов и Ушаков отличались мужественностью, решительностью и бесстрашием. Они с уважением относились к солдатам и морякам.
V. Первичное закрепление
Где родилась Екатерина Великая?
Ответ: В Германии
Кем она была до того как стала русской императрицей?
Ответ: Немецкой принцессой
В каком веке она взошла на престол?
Ответ: В XVIII веке.
Кому в России жилось лучше всего при Екатерине Великой?
Ответ: Дворянам
А кому хуже всего? Почему?
Ответ: Крепостным крестьянам, потому что дворяне могли делать с ними что хотели.
С кем воевала Россия при Екатерине?
Ответ: С Турцией
Назовите самого известного полководца того времени.
Ответ: А.В. Суворов
А теперь самого известного флотоводца.
Ответ: Ф.Ф. Ушаков
VI. Объяснение нового материала (продолжение)
Слайд 18
Екатерина Великая жила в Санкт – Петербурге, потому что Петербург был столицей России в то время, но немало нового появилось при Екатерине в Москве.
Слайд 19
В то время в России вошёл в моду новый стиль. Следуя этому стилю строились здания по всей стране.
Ребята, посмотрите на здания на картинках и скажите, что в них общего?
Ответ: Колонны, белый цвет и т.д.
Слайд 20, 21, 22
Этот стиль пышный или нет?
А как можно охарактеризовать этот стиль одним словом?
Ответы детей
Этот стиль можно назвать строгим.
Стиль, в котором построены все эти здания, называется классицизм. Для него характерны строгие геометрические формы, прямоугольники, колонны, портики.
В стиле классицизм в Москве работали 2 архитектора: Василий Иванович Баженов и Михаил Фёдорович Казаков. Сейчас я расскажу вам о нескольких архитектурных памятниках нашей столицы, возведённых в то время.
Слайд 23
Дом Пашкова (Архитектор В.И. Баженов)
Пашков дом был построен по заказу Петра Егоровича Пашкова, сына офицера, служившего Петру I. За заслуги отца, Екатерина Великая выделила Пашкову самое лучшее место в Москве, с которого открывается прекрасный вид на Кремль. Так как у Пашкова не было детей, то дом долгое время находился в запустении. Сейчас в доме Пашкова расположена Российская библиотека.
Слайд 24, 25
Усадьба Царицыно (Архитектор В.И. Баженов)
Ребята, кто из вас был в Царицыно? Вам там понравилось?
Ответы детей
Екатерина II купила Царицыно и приказала В.И. Баженову построить там царскую резиденцию. Баженов разработал проект строительства. Екатерине II понравился представленный проект, и строительство началось. Баженов осуществлял строительство усадьбы не один год. И вот, однажды, когда Екатерина Великая приехала в Москву, она пожелала посетить Царицыно. После этого строительство усадьбы было остановлено. Екатерине не понравилась усадьба. Баженова отстранили от работы, и он проклял это место. Усадьбой Царицыно очень мало интересовались. Её отреставрировали только в 2007 году. Перед нами не первоначальная задумка Баженова, а вариант, каким могло бы быть Царицыно, если бы Баженову удалось его достроить.
Слайд 26, 27
Петровский путевой дворец (Архитектор М.Ф. Казаков)
“Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой”.
(А.С. Пушкин)
Этот дворец возвели в честь победы над Турцией по приказу Екатерины Великой. Петровский путевой дворец располагается на месте последней остановки русских царей по пути из Петербурга в Москву. По легенде, когда сама Екатерина впервые остановилась в этом дворце, она отослала караул, сказав, что будет ночевать под охраной своего народа. И будто бы всю ночь огромные толпы простых людей бродили под темными окнами, оберегая сон своей императрицы от малейшего шороха: “Не шумите, не нарушайте покоя нашей матушки”. Остановка в Петровском дворце стала традицией и не прекращалась даже тогда, когда появилась железная дорога, связавшая русские столицы.
Слайд 28
Дом генерал-губернатора (Архитектор М.Ф. Казаков)
Дом генерал-губернатора расположен в Москве на Тверской улице, на главной улице нашей столице. Это здание всегда предназначалось для главного человека в городе. В старину – для генерал-губернатора, а сейчас – для мэра. И сейчас это здание является мэрией Москвы.
Слайд 29, 30
Иверская часовня (Архитектор М.Ф. Казаков)
Ребята, кто из вас был на Красной площади? А вы видели при входе на площадь Иверскую часовню?
Ответы детей
Иверская часовня находится перед входом на Красную площадь. В ней находится чудотворная икона Иверской Божьей Матери. Эта икона обладает чудодейственной силой, она исполняет желания и является заступницей Москвы.
Слайд 31, 32
Лобное место (Архитектор М.Ф. Казаков)
Где находится Лобное место? Почему оно так называется?
Ответы детей
От какого слова происходит это название?
Ответы детей
Вы все знаете, где у вас лоб. Лоб или взлобье – это самое высокое место холма. Мы все знаем, что Кремль расположен на холме. Значит, Лобное место называется так, потому что – это самое высокое место на площади.
Вопреки легенде там никого не казнили! На лобном месте зачитывали царские приказы, новости, любой человек мог там выступить.
VII. Закрепление
Слайд 34, 35
Итак, ребята, а теперь давайте ответим на несколько вопросов, чтобы вспомнить то, о чём мы с вами сегодня говорили.
1. Ребята, скажите, кто такие дворяне?
Ответы детей
2. А крепостные крестьяне?
Ответы детей
3. Кого называли полководцем?
Ответы детей
4. Как звали самого известного полководца в эпоху Екатерины Великой?
Ответы детей
5. Кого называли флотоводцем?
Ответы детей
6. Как звали самого известного флотоводца в эпоху Екатерины Великой?
Ответы детей
7.Какой стиль вошёл в моду при Екатерине II?
Ответы детей
8. Какие черты для него характерны?
Ответы детей
VIII. Практическая работа
Слайд 36 – 44
1. Где родилась Екатерина Великая?
Ответ: Б) в Германии
2. В каком веке правила Екатерина Великая?
Ответ: В) в XVIII
3. Соедините событие и личность:
Ответ: - Пётр I: основание Санкт-Петербурга и создание русского флота
- Екатерина II: победа над Турцией и выход к Чёрному, Азовскому морям
4. Какие здания представляют стиль “классицизм”?
Ответ: картинки (1, 3, 4)
5. Назовите архитектурные сооружения:
Ответ: - Петровский путевой дворец
- Дом генерал-губернатора (мэрия)
- Дом Пашкова
6. Определите, к какому зданию относятся стихи М. Цветаевой:
“А вон за тою дверцей,
Куда народ валит –
Там Иверское сердце,
Червонное горит”.
Ответ: Иверская часовня
7. Определите какие здания построены В.И. Баженовым, а какие М.Ф. Казаковым. Назовите их.
Казаков - Петровский путевой дворец, Лобное место
Баженов - Усадьба Царицыно, Дом Пашкова
IX. Итоги урока
- Что нового вы узнали?
- Что понравилось и запомнилось больше всего?
Рефлексия: перед вами лесенки “Знаю”. Подпишите наверху, аккуратно свою фамилию. Поставьте себя на ступеньку, соответствующую вашим знаниям.
Вы сегодня очень хорошо работали, молодцы! Спасибо за урок. До свидания.
Литература
- Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”: 4 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 400с.
- Кончаловская Н.П. Наша древняя столица. – М.: “Детская литература”, 1972.
- Немов Р.С. Психология: Учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – 639 с.
- Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Мир вокруг нас: учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2. – 5-е изд. – М. : Просвещение, ОАО “Московские учебники”, 2007. – 127 с. – (Зелёный дом).
- Подласый И.П. Педагогика. – М.: Владос, 2007. – 527 с.