Основная задача среднего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи не всегда возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента от пассивного потребителя знаний в активного творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Поэтому самостоятельная работа является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Усиление роли самостоятельной работы означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса по дисциплинам, который должен строиться так, чтобы развивать умения учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.
Самостоятельная работа студентов (СРС):
– представляет собой познавательную деятельность студента, которая переводит
студента в субъект обучения;
– формирует у него механизм самоуправления в профессиональном становлении;
– опосредованно управляется преподавателем;
– направлена на совершенствование профессиональных знаний и умений, а также на
развитие профессиональных качеств личности будущего специалиста.
Цель самостоятельной работы – научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебными материалами, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем повышать свою квалификацию.
Как преподаватель специальных дисциплин различные виды самостоятельной работы
студентов реализую:
– непосредственно в процессе аудиторных занятий – на лекциях, практических и
семинарских занятиях, при выполнении лабораторно-практических работ (аудиторная
форма)
– в контакте с преподавателем вне рамок расписания – на консультациях по
учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей,
при выполнении индивидуальных заданий и т.д. (внеаудиторная форма)
– в библиотеке, дома, в общежитии, в колледже при выполнении студентом
учебных и творческих задач (творческая форма).
Организации самостоятельной работы требует создания определенных условий: мотив к получению знаний; готовность студентов к самостоятельному труду; достаточная обеспеченность учебно-методическим и справочным материалами; консультативная помощь преподавателя; наличие системы регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы.
Решающая роль в организации самостоятельной работы студентов принадлежит преподавателю, необходимо работать не со студентами “вообще”, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача моя как преподавателя – увидеть и развить лучшие качества студента, как будущего специалиста высокой квалификации.
В своей педагогической деятельности использую различные виды самостоятельной работы: практические и лабораторные занятия, практика (учебная, производственная, преддипломная), курсовой проект (работа), контрольно-оценочные материалы, рефераты, самостоятельная разработка технологических карт изделий, контрольные работы, консультации, дипломный проект (работа), выпускная квалификационная работа по ФГОС, учебно- и научно-исследовательские работы.
Исследовательская работа – это один из способов формирования профессиональных компетенций специалиста. Она позволяет актуализировать знания по теме, сформировать умение работать с информацией, расширить способы деятельности, развивать самостоятельность, контроль и самоконтроль. Назначение внеаудиторной исследовательской работы – расширить рамки программного материала по предметам с учетом особенностей профессиональной направленности.
Студент, принимая участие в научно-исследовательской работе, учится видеть проблемы, ставить задачи, воплощать решение в реальности, путем сбора необходимой информации, проведения анализа имеющихся данных, синтеза и оценки; нарабатывает навык публичных выступлений, становится компетентным в тех вопросах, которые изучает, учится управлять своим временем и собой для достижения поставленных целей.
Исследовательская деятельность учащихся – вид интеллектуальной деятельности. Построена она на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать свою точку зрения, опираясь на знание фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
Исследовательская работа организуется в группах студентов технологов общественного питания с целью обеспечения более осознанного и глубокого усвоения учебного материала, приобретения студентами начальных навыков исследовательской работы, общих и профессиональных компетенций.
Различные формы организации исследовательской работы использую при изучении всех преподаваемых мною специальных дисциплин.
Целью этой работы является подготовка технологов общественного питания компетентными специалистами.
Объектом исследования: формы исследовательской работы.
Предметом исследования: влияние исследовательской работы на развитие профессиональных компетенций.
Гипотеза: научно-исследовательская работа является хорошим инструментом формирования будущего специалиста.
Остановимся на задачах исследования:
- создание единого образовательного пространства;
- формирование профессиональных компетенций;
- воспитание ответственности и самостоятельности;
- организация исследований, поиска;
- развитие творческого потенциала будущих специалистов.
Организуя проведение исследовательских работ, в первую очередь ставятся проблема, цель, определяются задачи для достижения поставленной цели, объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза.
При выборе темы учитываю интересы учащихся, обращаюсь к волнующим их проблемам, подбираю посильные задачи, максимально способствующие развитию и становлению личности. Затем вместе формулируем тему исследования.
Работа над исследованием включает в себя насколько этапов: подготовительный, непосредственная работа над исследованием; подведение итогов, оформление результатов; презентация результатов исследования.
Подготовительный этап. На этом этапе предполагается формирование и развитие у учащихся навыков осуществления научного исследования.
Исследовательскую работу провожу как индивидуально, так и в группе. В процессе коллективной работы над исследованием формируются такие качества личности, как умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности, чувствовать себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела, т.е. общие компетенции.
Непосредственная работа над исследованием. Первоначально намечается ход исследования, рабочая формулировка темы, собирается информация по проблеме исследования, создается база данных (отрывки текстов по проблеме исследования, цитаты, библиография, иллюстративный материал).
Далее студент под руководством педагога определяет структуру исследовательской работы: обозначает актуальность проблемы; формулирует цель, задачи; определяет объект и предмет исследования; выбирает методы и методики, необходимые для осуществления исследования.
На следующем этапе студент проводит литературный обзор по проблеме исследования и приступает к описанию его этапов, что в дальнейшем составит основную часть исследования. При этом объясняю учащимся, что все предложенные ими мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны.
На заключительном этапе подводятся итоги: формулируются результаты исследования; делаются выводы; анализируются итоги работы. Главная задача меня как руководителя на этом этапе – организовать процесс выявления и устранения недостатков выполненного проекта, оказать помощь в организации его презентации. Кроме того, на данном этапе уточняется и окончательно формулируется тема исследования.
Презентация исследования – это его публичная зашита. Публичная защита предоставляет учащимся возможность продемонстрировать уровень развития исследовательских компетенций.
Затруднительным моментом в исследовательской работе для студентов считаю выдвижение гипотезы. Гипотеза – это предположение, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом догадка. Обычно гипотезы начинаются со слов “предположим”, “допустим”, “возможно”, “если .... то...”. В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается.
С 2004 года студенты нашего колледжа принимали и принимают участие в студенческих научно-практических конференциях различного уровня:
- Краевой политехнический колледж – 20 работ;
- г. Пермь – 16 работ;
- Россия – г. Тверь, г. Волгоград, г. Екатеринбург, г. Омск – 11 работ;
- г. Москва “Портфолио” – 12 работ.
В течение пяти лет участвуем во Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде по кулинарии, проводимой центром дистанционного образования “Эйдос”. В целом олимпиады интересные, познавательные, необычные, требующие оригинальных, нестандартных решений, позволяющие творить и демонстрировать профессиональные способности студентов. Это и есть коллективное творчество. Результат участия в 2013 году – II и VIII места.
Тематика исследовательских работ наших студентов очень разнообразна: “Определение хлеба в котлетной массе”; “Факторы, влияющие на скорость перехода коллагена мяса в глютин”; “Определение содержания молока в молочных блюдах”; “Студенты и здоровое питание”; “Блюда из пророщенного зерна” “Тыква – ценнейший продукт питания”; “Будущее молочной сыворотки”, “Обрядовые блюда Пермского края”, Проект “Яблоко.
Хотелось бы остановиться на тематике работ последних лет:
– “Жизнь без глютена”; г. 1 место диплом, Омск 2010 г.;
– “Ассортимент и качество макаронных изделий Чернушинского потребительского
рынка” – диплом третьей степени и медаль, г. Екатеринбург 2010 г.;
– “Соя: за и против”, сертификат участника, г. Пермь 2010 г.;
– “Использование дрожжей в пищевой промышленности” – диплом I степени, г.
Екатеринбург 2011 г.;
– “Разрыхлители теста, улучшители хлебопекарных свойств” – диплом IIIcтепени, г.
Екатеринбург 2012 г.;
– “Нанотехнологии: еда будущего”– диплом III место, г. Омск, 2013 г.;
– “Использование добавок в производстве хлеба и хлебобулочных изделий” – диплом
3 степени, г. Екатеринбург 2013 г.
Профессиональные компетенции студенты демонстрируют, участвуя в конкурсах профессионального мастерства муниципального (1-е, 2-е место), Краевого (Олимпиада “Индустрия питания” 3-е место, г. Пермь 2013 г.) и Всероссийского уровней (“Технолог – золотые руки” 2-е, 3-е места г. Екатеринбург 2010 г., 5-е место 2012 г.).
Исследование – это творческий процесс познания мира, себя и бытия себя в мире.
Таким образом, научно-исследовательская работа является хорошим инструментом формирования будущего специалиста.
Приложение. Презентация.