Урок окружающего мира по теме "Маленькие рыцари". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: сформировать представление об отряде членистоногих.

Образовательная задача урока: познакомить с особенностями строения и образом жизни ракообразных, насекомых и пауков, учить классифицировать животных по группам.

Воспитательные задачи урока:

  1. повышать мотивацию к изучению предмета окружающий мир;
  2. воспитывать любовь к животным, доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Развивающие задачи:

  1. развивать навыки работы в группе, умения слушать других учащихся и высказывать свою точку зрения:
  2. развивать внимание, память, критическое мышление и наблюдательность.

Оборудование: учебник, презентация к уроку “Маленькие рыцари”, большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, компьютер, интерактивная доска, карточки с заданиями, предметные картинки, сигналы.

Ход урока

I. Организационный момент (1 мин).

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку “пять”.

II. Актуализация знаний (1 мин).

– Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с живыми участниками круговорота веществ, узнаем что – то новое и интересное. Возможно, вы сделаете для себя какое – то открытие. Для этого необходимо будет выполнить задания в группах. Начнем урок с загадки. (Презентация. Слайд 1)

Теплым днем, весною, в мае,
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук,
Я жужжу! Я майский… (жук).

2) Беседа по вопросам (Слайд 2).

– Кого вы видите? (рыцаря и жука.)
– В чем сходство? (Одинаково выглядят внешне, тело состоит из отдельных частей.)
– Можно ли жука назвать рыцарем? (Да, можно.)
– Хорошо, значит это рыцарь и это рыцарь. А чем они тогда отличаются? (Размером.)
– Значит, жука, как можно назвать? (Маленьким рыцарем.)

III. Постановка проблемы (1 мин).

– Как вы думаете, как будет звучать тема урока? (Маленькие рыцари.) (Слайд 3)
– Тогда скажите, о каких животных мы будем говорить? (О жуках.)
– Почему их называют маленькими рыцарями? (Т.к. кожа у жука похожа на доспехи рыцаря.)
– Что вы хотите о них узнать? (Где живут, чем питаются, как прячутся от врагов.)
– Сегодня в течение урока мы постараемся ответить на эти вопросы? (Слайд 4)

IV. Открытие новых знаний. (38 мин).

1. Беседа.

– Чтобы ответить на первый вопрос обратимся к следующему слайду. (Слайд 5)
– Кого вы узнали из животных? (Божья коровка, шмель, раки, бабочка, паук, оса.)
– Всю эту огромную группу называют членистоногими!
– Почему они получили такое название? (Тело расчленено на части.)
– Их тела расчленены, как вы это понимаете?
– А вот посмотрите, в самом названии спрятана подсказка?

2. Сообщение ученика об отряде членистоногих (Кулапин Василий).

– Что нового вы узнали о членистоногих? (Дети сообщают услышанную информацию.)
– Какой скелет они имеют? (Наружный.)
Наружный скелет – что это такое? (Покрывает тело сверху, как панцирь.)
– Из чего состоит наружный скелет? (Состоит из неживого вещества – хитина.)
– Скелет растет вместе с хозяином? (Скелет не растет вместе с хозяином.)
– Какой образ жизни ведут членистоногие, когда сбрасывают наружный скелет? (В это время животное беззащитно и ему приходится прятаться.)

Итог: что узнали о членистоногих? (Стихотворение, Слайд 6.)

У всех членистоногих, скажу без промедления,
Конечности имеют членистое строение.
На несколько отделов разделено их тело.
Отделы из сегментов, такое, братцы, дело.
Скелет у них наружный – хитиновый покров.
Он защитить способен от всяческих врагов.

3. Работа в группе.

(Каждой группе раздаю иллюстрации, на которых изображены разные животные.)

Ваша задача распределить животных на группы и дать название каждой группе? (1минуту на выполнение задания.)
– Как вы назвали группы?
– Каких животных вы отнесли в каждую группу? Почему?

Вывод: Так на какие группы делятся членистоногие? (Слайд 7)

– А теперь нам нужно подробно изучить каждую группу животных. Что бы вы хотели о них узнать?
– Ответ на эти вопросы вы будете искать самостоятельно.
– Продолжаем работать в группе. – Каждая группа будет изучать один вид животных.

Инструктаж задания:

– Прочитав текст учебника, вы должны ответить на вопросы, заполнить таблицу, и составить связный рассказ о животных.

(Задание для каждой группы записано на карточке.)

Задание группе 1. (Насекомые.)

Прочитайте текст на стр.91–93. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите отвечающего.

Вопросы:

Рассмотрите иллюстрацию, найдите всех представителей животных.

Опасны ли они для человека?

Представители Где живут? Сколько ног? Чем питаются?

План ответа.

1. Представителями являются………….
2. Они живут………………..
3. У них ……. ног.
4. Питаются они…………….
5. У нас в округе можно встретить таких насекомых как…………….

Задание группе 2. (насекомые.)

Прочитайте текст на стр. 94. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите отвечающего.

Вопросы:

Какие насекомые живут одной семьёй?

Название группы животных. Представители Где живут? Сколько ног?

План ответа.

1. Мы подготовили сообщение о таких представителях насекомых как………………………
2. Они живут………………..
3. У них ……. ног.
4. У нас в округе можно встретить таких насекомых как…………….

Задание группе 3. (Пауки.)

Прочитайте текст на стр. 94. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите отвечающего.

Вопросы:

  1. Зачем нужна паукам паутина?
  2. Хищники ли пауки? Как они охотятся?
  3. Опасны ли они для человека?

Представители Где живут? Сколько ног?

План ответа.

1. Представителями являются………….
2. Они живут………………..
3. У них ……. ног.
4. Пауки ……. (рассказать, как охотятся)……………………

Задание группе 4. (Ракообразные.)

Прочитайте текст на стр.95. Ответьте на вопросы, перечисленные ниже, и заполните таблицу. Ответ приготовьте по плану, выберите отвечающего.

Вопросы:

  1. Рассмотрите иллюстрацию найдите всех представителей животных.
  2. Чем известны дафния и циклоп?
  3. Какие формы ног у ракообразных?

Представители Где живут? Сколько ног? Чем дышат? С помощью чего дышат?

План ответа.

1. Представителями являются………….
2. Они живут………………..
3. У них ……. ног.
4. Дышат ракообразные ………. с помощью…………

– В помощь я вам приготовила план ответа.
– 1-я и 2-я группа изучают насекомых, 3-я – пауков, 4-я группа изучают ракообразных.
– Приступаем к работе. Готовность группы показать сигналом.

4. Выступления групп.

Выступает 1-я группа. (насекомые.)лайд 8)

– Что нового вы узнали? Чем интересна эта группа животных?
– Ребята, как вы поступаете, когда видите ползущую по траве или по листу дерева гусеницу?
– Всегда ли надо так поступать? А почему?
– Давайте посмотрим следующий слайд. (Слайд 9,10) (Кутепова Вероника читает стихотворение.)

Этот странный дом без окон
У людей зовется кокон.
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нем.
Спит без просыпу всю зиму,
А зима промчится мимо.
Март, апрель, капель, весна…
Просыпайся, Сонюшка!
Под весенним ярким солнцем
Гусенице не до сна –
Стала бабочкой она!

Выступает вторая группа. (Общественные насекомые.)

– Как называют группу насекомых, которые живут одной семьей? (Общественные насекомые.) (Слайд 11)
– Что интересного вы узнали? С кем из насекомых в жизни сравнивают трудолюбивого человека? (С пчелой, с муравьем.)

Выступает третья группа (сообщение о пауках). (Слайд 12)

– Что интересного вы узнали?
– В чем особенность этой группы? (Ткут паутину.) (Кулапин Глеб подготовил информацию о паутине.)

Выступает четвертая группа (сообщение о ракообразных). (Слайд 13)

5. Физкультминутка.

Немного отдохнем и заодно проверим, как вы усвоили материал.

– Когда я буду называть животных, которые относятся к ракообразным – вы должны плыть, когда называю животных, относящихся к группе насекомых – вы полетаете, а когда же я назову пауков – вы шагаете.

(Муравей, креветка, паук каракурт, бабочка, стрекоза, краб, оса, паук черная вдова, муха, рак.)

6. Беседа.

– Какая самая многочисленная группа? Почему?
– Следующий вопрос, на который мы должны ответить на уроке: В чем причина многообразия насекомых? (Слайд 14)
– Если я вам дам задание – спрятать ключ или книгу в своей одежде. Что для вас будет удобнее спрятать?
– Какой вывод мы можем сделать? (Маленький размер насекомых позволяет удачно прятаться в природе.)
– Молодцы! А вот теперь вам такой вопрос.
– Без чего насекомые не могут прожить? Что является кормом для насекомых, таких как шмель, оса, бабочки? (Цветковые растения.)
– Что делают с растением насекомые (опыляют)?
– Значит, как можно назвать таких насекомых? (Насекомые опылители.)
– Вот мы и выявили вторую причину многообразия насекомых. (Слайд 14)
– Есть ещё одна причина многообразия насекомых.

7. Систематизация знаний. Работа по учебнику.

3-ю причину мы узнаем, прочитав последний абзац на стр. 93.

– Так какая же эта причина?
– От кого они защищаются? – Как они это делают?
– Как же ещё маскируются насекомые?
– О чем хотят сказать эти насекомые своим врагам? (просмотр Слайдов 15 – 26)

Вывод: (Слайд 27)

Насекомые защищаются своим внешним видом:

1) Одни пытаются спрятаться.
2) Другие пытаются замаскироваться.
3) Третьи – напугать!

– Так какая же группа членистоногих самая разнообразная? Назовите причины, которые мы с вами выявили. (Насекомые – самая многообразная группа членистоногих, причины многообразия насекомых: маленький размер, являются опылителями, хорошо маскируются от врагов.)

V. Итог урока. Рефлексия (3 мин).

– Вспомним, на какие вопросы отвечали на уроке? (Слайд 28)
– Удалось нам получить ответ на поставленные вопросы? (Да, удалось.)
– Как много животных мы сегодня вспомнили с вами, как вы думаете, нужно ли нам охранять окружающих нас животных?
– Что вам особенно понравилось на уроке?
– Оцените работу своей группы на уроке.

VI. Домашнее задание. (Слайд 29) (1 мин.)

1) Прочитать текст в учебнике на с. 90–95.

2) Выполнить задание в тетради на с. 46.

3) Творческое задание: придумать (написать или сделать серию рисунков ) на тему: “Если бы я был…” (пауком, насекомым или раком) по плану:

  • 1) Кто я, какой я.
  • 2) Дом, в котором я живу.
  • 3) Мои друзья.
  • 4) Мой образ жизни.
  • 5) Как я умею маскироваться.
  • 6) Мои приключения.

– Спасибо всем за урок! (Слайд 30)