Одной из главных задач ставится способность к сохранению объектов живой природы, путём закрепления правил поведения в природе. Осведомлённость о существовании экологических проблем, знание о том, какие дикие животные живут в нашем крае, какие находятся на грани исчезновения и нуждаются в нашей защите и охране.
Немаловажным аспектом занятия является бережное отношение к живым существам, к окружающей природе. Пробуждая у детей интерес к своей Земле и родному краю, мы создаём чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме – планете Земля.
У детей появилось желание помочь животным, не только в целях спасения, но и для улучшения жизни животного. Дети стали понимать, что помогать животным это наш долг, который должен выполнять каждый.
Дети научились работать с научной литературой, справочниками, в интернете. Научились выделять главное в большом объёме информации, анализировать, делать выводы. Были оформлены исследовательские работы и рефераты, сделаны кормушки для птиц, вылеплены животные из глины, барельефы из холодного фарфора, сочинены сказки. Данное занятие было хорошим стимулом к дальнейшей работе.
Цель: познакомить детей с редкими и исчезающими видами диких животных Хабаровского края и Красной книгой, в которую они внесены, пробуждая чувство ответственности за жизнь на планете.
Задачи:
- Образовательные: дать представления о том, что появляются новые виды животных, которые находятся на грани исчезновения и нуждаются в нашей защите и охране.
- Развивающие: способствовать развитию умения характеризовать меры по сохранению природы; повторить правила поведения в природе.
- Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к живым существам, к окружающей природе; пробуждать у детей интерес к своей Земле и родному краю, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме; помочь детям усвоить основные правила экологического поведения в природе.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и формы обучения: метод объяснительно-иллюстративный, фронтальная и индивидуальная формы обучения.
Использованные ресурсы:
http://900igr.net/kartinki/okruzhajuschij-mir/ZHivotnye-Krasnoj-knigi/031-1948-
http://images.yandex.ru/yandsearch?text
http://yandex.ru/yandsearch?text
http://docfish.ru/documents/zagadki-dikie-lesnye-zhivotnye-zveri-otvet-deti-riddle-kid-chid
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ecolog/592
http://kid-game.ru/category/riddle/animals-
http://riddle-middle.ru/zagadki/dikie_zhivotnye-
http://ejka.ru/blog/zagadki/1.html
http://www.biodat.ru/db/rbp/index.htm
http://otvet.mail.ru/question/25509323
http://www.topauthor.ru/CHto_takoe_krasnaya_kniga_bfdd.html
https://urok.1sept.ru/articles/594953/
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/podborka-stihotvoreniy-dlya-orgmomentov
http://ru.Wikipedia.org/wiki/
http://otvet.mail.ru/question/2550932
Образовательные ресурсы:
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Красная книга Хабаровского края: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных: официальное издание/ Министерство природных ресурсов Хабаровского края, Институт водных и экологических проблем ДВО РАН. – Хабаровск: «Приамурские ведомости», 2008. – 632 с.: ил.
- Об экологической ситуации в Хабаровском крае и мерах по ее улучшению // ЭГБО. – 2009. – №2. – С.5-10.
- Брайнинг С. и др. Животные. М.: «Астрель», АСТ, 2001
- Учебная презентация PowerPoint 1.
- Учебная презентация PowerPoint 2, используемая в качестве иллюстраций
- Песня «Просьба» музыка А. Пахмутовой, стихи Р. Рождественского. Время звучания песни 3 минуты 39 секунд.
- Выставка детских рефератов: утка-мандаринка, белогрудый медведь, горал и другие реферативные выступления детей из различных групп. (Приложение);
План занятия
1. Организационная часть – 3 мин.
2. Сообщение учебного материала – 10 мин.
3. Основная часть занятия – 10 мин
4. Физминутка 1–2 мин.
5. Самостоятельная деятельность учащихся – 15
мин.
6. Завершение урока — 5 мин.
ХОДЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2. Выставка рефератов и их обзор. Актуализация знаний
Педагог: Дети, посмотрите на нашу выставку. Вы хорошо потрудились и представили самые лучшие рефераты. Вот оказывается, сколько животных, которые нуждаются в защите и охране. Об этом и пойдёт сегодня речь. Тема нашего занятия: «Дикие животные Хабаровского края»
3. Введение в тему
– Отгадайте такую загадку:
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней,
– Что это? (Книга)
– Вы правильно сказали, что это книга (слайд 2). Посмотрите и скажите, какого цвета её обложка? Эта книга не совсем обычная.
Педагог: Кто знает, для чего нужна Красная книга?
Дети: Она нужна для того, чтобы знать какие растения и животные нуждаются в защите и охране.
Педагог: А как вы думаете, почему её назвали именно Красной книгой?
Педагог: (обобщает ответы) «Красная книга – это просто списки всех животных и растений, которые находятся на грани вымирания из-за очень маленького количества». В ней так же находятся сведения об основных причинах вымирания конкретных видов животных, растений и о путях их спасения. Красный цвет книги, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Внимание! Может случиться не поправимое». На нашей планете Земля существовало множество разных видов животных и растений. Люди их использовали для своих нужд, равнодушно и безжалостно уничтожали, думая, что они будут жить всегда. Некоторые виды растений и животных исчезли бесследно. Никто и ничто уже не вернёт их на Землю.
Педагог: А как вы думаете, почему постоянно переиздаётся Красная книга?
Дети: Появляются новые виды животных, которые находятся на грани исчезновения.
Педагог: Послушайте стихотворение, которое прочитает Вам Настя Морозова.
4. Чтение стихотворения. «Берегите природу». Автор: Войтова Полина, девочка 10 лет.
http://nsportal.ru/ap/literaturnoe-tvorchestvo/library/beregi-prirodu-stikhotvorenie
БЕРЕГИ ПРИРОДУ!
Закрой глаза,
Представь себе,
Как будет страшно на Земле,
Когда не станет вдруг деревьев,
Исчезнут звери и леса,
И, выйдя в поле, не увидишь
Ни колоска, ни василька.
Пустая, голая Земля.
Как будет страшно,
Ты представил?
А чтоб такому не бывать,
Давай же будем мы природу
Любить, жалеть и уважать.
Костры в лесу не разжигать,
Зверей и птиц не обижать!
В тенистый лес входи,
Будь другом!
Грибов и ягод набери.
Вдыхая свежий, чистый воздух,
Деревья поблагодари!
Природа – щедрая хозяйка,
Бери, что надо,
Ей не жалко!
И не забудь, что ждет она
От нас такого же добра!
– О чём говорится в стихотворении? Почему природа так взывает к человеку? Что мы должны сделать, чтоб сохранить живую природу?
5. Показ слайд-шоу с музыкальным сопровождением. Песня «Просьба» музыка А. Пахмутовой, стихи Р. Рождественского. Время звучания песни 3 минуты 39 секунд. (Презентация 1. Слайды с 3 по 12).
6. Беседа
Педагог: Рассмотрите эту земную красоту на экране и послушайте песню «Просьба» музыка А. Пахмутовой, стихи Р. Рождественского.
– О чём поётся в песне? Какие выводы
можно сделать после прослушивания этой песни?
– Какие чувства вызывают у вас картины природы?
Где бы вы хотели оказаться иль встретиться с этой
красотой? Почему? Каких животных вы хотели бы
встретить или увидеть?
Педагог: В основном животные
вымирали по вине человека. Некоторых животных
люди совсем истребили, а некоторые находятся под
угрозой вымирания и, если их не охранять, не
помогать им, то они навсегда могут исчезнуть с
лица Земли.
Например: красивого амурского тигра, который
живет на Дальнем востоке, осталось примерно
около 200!!! Почти полностью были истреблены
такие животные, как амурский лесной кот, амурский
степной хорь, красный волк, амурские леопарды
и многие другие виды животных.
7. Реферативные выступления детей с опорой на наглядность
Элемент театрализованного представления: заранее подготовленные дети рассказывают информацию о диких животных (утка-мандаринка, белогрудый медведь). Иллюстрации крепятся на доске. (Ссылки на сайты см. Приложения)
Физминутка (слайд 13)
Мы шагаем, мы шагаем
Руки выше поднимаем
Голову не опускаем.
Дышим ровно, глубоко.
Впереди, из-за куста,
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.
И по кочкам и по кочкам,
Скачем смело на носочках.
Каждый день – всегда, везде,
Мы участвуем в игре.
На защиту встанем смело,
А затем опять за дело...
8. Педагог: Итак, продолжаем наше занятие (слайды с 14 по 17). Редкими стали такие животные как: орел, беркут, журавль, лебедь, и многие другие. Как вы думаете, какую роль они играют в природе?
Дети: Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться.
Педагог: А как вы думаете, для чего людям нужны животные?
Дети: Мы их употребляем в пищу, у некоторых ценные меха, они помогают нам одеваться. Они нам помогают выжить. Человек не только одевается, но и питается за счёт животных.
Педагог: Как вы думаете, каким образом Государство охраняет животных нашего края?
Дети: В нашей стране принят Закон об охране и использовании животного мира. Созданы заповедники, заказники, зоопарки.
Педагог: (данные факты вывешиваются на доске в виде плаката).
В 1948 году учёные мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её «Красная книга фактов. 17 октября 2011 года Красная книга Хабаровского края является официальным документом … объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Хабаровского края. 21 октября 2012 года в Красную книгу Хабаровского края внесены 167 видов растений и грибов, 127 видов животных». (Данные факты вывешиваются на доске в виде плаката). Смотреть приложение.
Педагог: А как вы думаете, зависит ли жизнь животных от растений?
Дети: Животные и растения
связаны между собой цепью питания. Например:
сберегая лягушек, вы сохраните жизнь цапле,
которая ими питается и т.д.
Педагог: Нам нужны все животные ещё и потому, что все животные очень красивы и интересны. Мы можем ими любоваться. Человек, к сожалению, приносит очень много вреда природе. Ведя хозяйственную деятельность, вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных. А для животных леса, реки и озера – это дом. Поэтому надо беречь и дом животных.
Педагог: Давайте ещё послушаем сообщения ваших товарищей о животных, которые очень красивы, находятся на грани исчезновения и нуждаются в охране.
9. Реферативные выступления детей. (Горал, жизнь харзы уссурийской).
Элемент театрализованного представления: заранее подготовленные дети рассказывают информацию о диких животных (иллюстрация крепится на доске).
Педагог: Что должны знать люди, чтоб не причинить вреда животным?
Дети: Правила поведения в природе.
На каждого ребёнка выдаётся цветное изображение картин природы с правилами поведения в природе. Дети высказывают своё мнение. (Презентация 2)
Педагог: Давайте познакомимся с данными правилами.
Чего в природе делать «нельзя»:
1. Вырывать грибы и кустарники с
корнем.
2. Разорять птичьи гнезда;
3. Давить насекомых, разорять муравейники.
4. Забирать из леса домой животных.
5. Обижать или давить лесных насекомых.
6. Не рвать полевые цветы, собирать большие
букеты.
7. Рвать и бросать редкие цветы.
8. Ловить бабочек и стрекоз.
9. Шуметь в лесу.
10. Разжигать костёр в лесу без взрослых.
11. Оставлять мусор в лесу.
12. Бить стекло.
13. Вырезать надписи на деревьях.
14. Вырывать кустарники с корнем.
15. Сбивать мухоморы и прочие поганки.
16. Убивать лягушек и обижать змей.
17. Ломать ветки деревьев и кустов.
10. Обобщение выступлений
– Что нужно сделать, чтобы быть
настоящим другом природе?
– Что мы с вами можем сделать, чтобы
предотвратить исчезновение редких животных?
– Каким животным помогут люди, если будут
охранять в лесу деревья?
– Какой вред можно причинить животным, если ты не
знаешь правила поведения в лесу?
– Объясни, почему нужно беречь не только самих
животных, но и те места, в которых они живут?
– Объясни, почему в заповедниках у животных
благоприятные условия для жизни?
Вывод: По тому, как ты будешь относиться к природе, можно понять, какой ты человек: добрый или злой, заботливый или равнодушный.
11. Кроссворд (слайды с 18 по 56)
Педагог: А сейчас, для закрепления знаний о животных нашего края, я вам предлагаю отгадать загадки и заполнить кроссворд. Когда вы их отгадаете, откроются два основных слова. Это крик о помощи, наказ, воззвание к людям, к нам с вами. Мы прочитаем их в конце занятия. Это будет соревнование. Победителей ждёт приз.
(18-20 слайд).
Живёт в дупле, живёт – в гнезде,
Лесной орех, грибы таскает.
И на немалой высоте
Пушистый хвост, как луч, мелькает. (Белка)
(21-23 слайды)
Это животное имеет темно-бурую окраску, белый галстук на груди. Его изображение имеется на гербе Хабаровского края. (Медведь)
(24-26 слайды)
Из кошачьих, зверь зубатый,
Как в тельняшке, полосатый.
С этим юнгой не до игр!
Это крупный хищник… (тигр)
(27-29 слайды)
Лежать он может целый день,
Ему лежать совсем не лень. (Тюлень)
(30-32 слайды)
Напоминает он козу,
Живёт в лесу и роще,
Боится волка, ест траву,
Найти его там проще. (Горал)
(33-35 слайды)
Враг полёвок, птиц и белок,
Не упустит всех, кто мелок.
Цвет каштановый, лоснится.
Это шустрая… (Куница)
(36-38 слайды)
Этот зверь серьёзный очень,
А охотится он ночью.
И на дереве обычно
Прячет он свою добычу.
У него на шкуре пятна.
Незаметней так. Понятно?
Увидал добычу, старт!
На охоте… (Леопард)
(39-41 слайды)
Из семейства полорогих,
Подсемейство же быков,
Он один из тех немногих,
Что пришёл к нам из веков. (Зубр)
(42-44 слайды)
Родственник домашней хрюшке,
Хоть стоячие есть ушки.
С пятачком. Большой. Всеядный!
А ещё он дикий, стадный. (Дикий кабан)
(45-47 слайды) Это животное питается только лишайниками. Ещё его характеризуют, как выделяющий мускус. По внешнему виду он напоминает оленя, но в отличие от него не имеет рогов. Иногда его зовут водяным оленем. (Кабарга)
(48-50 слайды)
Он других не обижает.
Ест траву, в лесу гуляет,
Но ветвистыми рогами
Может справиться с волками! (Олень)
(51-53 слайды)
Красно-бурый, серо-бурый,
Полосы вдоль спинки.
Любит хлебные культуры,
Тишь лесной глубинки. (Бурундук)
(54-56 слайд)
Мех густой и бархатистый,
Бурый, брюхом – серебристый.
Хвост чешуйчатый и с килем,
Ищет корм в глубинном иле. (Выхухоль)
Педагог: Посмотрите на выделенный текст. Что получилось? Я надеюсь, что наше занятие не пройдёт для вас бесследно. Каждый из вас возьмёт для себя только хорошее. Не будет среди вас злых и равнодушных.
12. Рефлексия
–Что нового узнали?
– Над чем вы задумались на уроке?
– Что вас удивило?
– Осталось ли что-нибудь непонятным?
– Для чего вам могут пригодиться эти знания?