Цели урока:
Понимать:
– особенности процесса развития Древнерусского государства;
– причинно-следственные связи основных событий и процессов в истории Древней
Руси.
Знать:
– особенности образа жизни, исторического развития, завоевательной политики
кочевых народов Центральной Азии;
– важнейшие даты исторических событий (1206, 1223, 1237, 1240, 1242);
– политические и военные причины поражения Руси в борьбе с монгольским
нашествием;
– особенности завоевательной политики Батыя на Русь.
Уметь:
– определять историческое значение борьбы Руси с монголо-татарским
нашествием;
– самостоятельно составлять хронологические таблицы;
– описывать ход важнейших битв;
– решать проблемные и познавательные задачи;
– анализировать письменные источники; работать с картой, делать выводы; работать
в группах.
Использовать знания и умения в практической деятельности:
– выражать своё отношение к деятельности русских князей в период монгольского
нашествия.
– проявлять уважение к историческому прошлому нашего народа, сострадание к горю
наших предков, переживших ужас “Батыева разорения”;
– формировать чувство гражданского долга и патриотизма.
Оборудование урока:
– карта-схема “Нашествие иноземных захватчиков на Русь в XIII веке”;
– иллюстрации учебника;
– мультимедийная презентация.
Форма урока: проблемный урок.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель здоровается с классом и отмечает отсутствующих.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель проводит фронтальный опрос учащихся по подготовленным вопросам с целью вывести учащихся на определение проблемы, которую необходимо решить на уроке.
Вопросы:
1. В каком политическом состоянии находилась Русь в начале XII века? (Ответ:
в состоянии политической (феодальной) раздробленности.)
2. Какое главное последствие для Руси имела раздробленность? (Ответ: Ослабление
военной мощи государства, отсутствие центра объединения земель.)
3. С какими внешними врагами приходилось сталкиваться Руси на протяжении всего
существования Древнерусского государства? (Ответ: степняки: хазары, печенеги,
половцы.)
4. Какие земли больше всего подвергались набегам степняков? (Ответ: южные
княжества.)
5. Почему Северные и Северо-Восточные земли меньше подвергались набегам
степняков? (Ответ: лесостепные земли, закрыты южными княжествами.)
6. Какие действия предпринимали русские князья для оказания сопротивления
степнякам? (Ответ: объединяли свои силы, отправляясь в поход против врага.)
7. Назовите наиболее успешные результаты этих противостояний? (Ответ: Святослав
– хазары, Ярослав – печенеги, Владимир Мономах – половцы.)
8. Постановка проблемы: Какая же опасность возникла для государства, откуда она
исходила и каковы ее последствия для Руси? (Ответ: опасность из степи; более
мощные в военном смысле монголы.)
III. Сообщение темы и плана урока:
Учитель: Исходя из вышеназванного, попробуйте сформулировать тему, какую мы сегодня будем с вами изучать. (Ответ: вторжение монголов.) Совершенно верно, мы поговорим с вами о нашествии монголов и последовавшем монгольском иге, явившимся тяжелейшим испытанием для русского народа.
Кто они – монголы? Какой след они оставили в нашей истории? Почему Русь отстояла свои северо-западные земли, а на юге потерпели сокрушительное поражение? Как было установлено иго, и что оно из себя представляло? Об этом и пойдёт у нас с вами сегодня речь. Так какова же тема нашего урока? (Ответ: “Монгольское нашествие”.)
План урока:
- Монгольские племена в XII–XIII вв.
- Первое столкновение монгольских и русских войск. (Калка.)
- Поход Батыя на Русь.
IV. Изучение нового материала:
Учитель: В 1237–1242 гг. разрозненные русские княжества будут разорены военизированным государством монголов под предводительством Батыя. Давайте поближе познакомимся с врагами, с которыми встретился народ Руси в XIII веке.
1. Монгольские племена в XII–XIII вв.
Учитель: на ваших столах лежат материалы, вам предстоит с ними познакомиться, ответить на предлагаемые вопросы, которые помогут вам сформулировать выступление своей группы по различным направлениям.
Материал для первой группы.
Жизнь и нравы монголов.
Монголы жили в степях Забайкалья и в северной части современной Монголии. Они имели широкое лицо с большими скулами, приплюснутый нос, маленькие глаза, редкие бороды. Они невысокого роста и сухи телом, а лицом смуглы и рябы. Они брили волосы от макушки к ушам и спереди на лбу на два пальца, отпускали усы и длинные косы позади.
Жили они в круглых юртах, сплетённых из хвороста и покрытых войлоком. Такие юрты легко разбирались, когда нужно. У монголов было множество скота: верблюды, быки, овцы, козы и лошади.
Ели не всякое мясо, не знали хлеба. Ели всё нечистыми руками, обтирая их об сапог или о траву, не мыли ни голов, ни одежды, умывались кумысом (молоком кобылы).
Мужчины ничего не делают, как только стреляют из лука да немного присматривают за стадами. Все они отличные стрелки; и дети 2–3-х лет уже ездят верхом и стреляют в цель. Девушки и женщины также ездят верхом и хорошо владеют луком. Они занимаются хозяйством и очень трудолюбивы: стряпают, шьют платье, сапоги, чинят телеги, встречают верблюдов. Вообще, женщины были в уважении; и жена садилась на трон рядом со своим мужем.
Верили монголы в одного Бога… Держались разных суеверий: считали за грех дотронуться ножом до огня, ловить и убивать молодых птиц, пролить на землю молоко или другой напиток; но убивать людей у них нипочём. Монголы редко бранились между собой и никогда не дрались; воров у них вовсе не было, и юрты и кибитки их никогда не запирались. Они охотно помогали друг другу и терпеливо переносили невзгоду: день-два не поесть – ничего им не значило; поют и играют, как будто сытно пообедали. Но зато как были они ласковы и обходительны между собой, так жестоки к другим народам. Жадные, свирепые и коварные, они жили грабежом и убийством.
(Из рассказа католического монаха Карпини, ездившего в Монголию.)
Вопросы и задания для первой группы:
– Где проживали монголы в XII веке?
– Какова их внешность?
– Опишите их быт по плану:
- жилища,
- пища,
- распределение труда между мужчинами и женщинами,
- суеверия,
- отношения между собой,
- отношение к другим народам.
Материал для второй группы.
Хозяйство монголов.
Главным занятием монголов было скотоводство, дополнявшееся охотой. Разводили в основном лошадей и овец, ведя кочевой образ жизни. Земледелием не занимались.
В XII веке у монголов шёл процесс разложения родоплеменного строя и становление раннефеодальных отношений. Выделялась родоплеменная связь – нойоны и багатуры. Их окружали дружинники – нукеры. Знать постепенно захватывала в свои руки скот и пастбища. Это было главным богатством у кочевников, в отличие от землевладельцев, для которых наивысшей ценностью являлась земля.
Таким образом складывается особый тип кочевого феодализма, для которого характерна феодальная собственность не на землю, а на стада и пастбища. Рядовые монголы работали на знатных: пасли скот, стригли овец, делали кумыс из кобыльего молока. Стремясь завести как можно больше скота, нойоны вынуждены были осваивать всё новые и новые пастбища – старые истощались. Традиционные территории кочевий оказались тесны для разросшихся стад и табунов, начинались межплеменные кровавые междоусобицы. Эти войны сопровождались истреблением целых родов и обращением пленников в рабство.
Вопросы и задания для второй группы:
– Назовите и охарактеризуйте основное занятие монголов.
– Когда начинается и как происходит разложение родоплеменного строя?
– Какой тип феодализма складывается у монголов? Каковы последствия этого
процесса?
Материал для третьей группы.
Объединение монголов в единое государство.
Многочисленные кочевые племена монгольских степей, до этого постоянно враждовавшие между собой, объединились в единое Монгольское государство. Это положительным образом сказалось на дальнейшем развитии государственности у монголов. Однако монгольская знать, стоявшая у власти, направила все силы своего нового государства не на мирное развитие хозяйства и культуры, а на захватнические войны и ограбление соседних народов.
Причина особой агрессивности монгольских феодалов и их стремление к завоевательным походам коренились в особенностях хозяйства Монголии. Эксплуатация собственных подданных не могла дать им много: кочевое скотоводство, основное занятие монгольского народа, было малопродуктивным. Путь к быстрому и лёгкому обогащению монгольские феодалы видели в ограблении других стран, накопивших за свою многовековую историю большие богатства, создавших трудом своих народов высокую для того времени материальную и духовную культуру.
Так вскоре после образования Монгольского государства начались грабительские походы монголов, продолжавшиеся больше столетия.
Вопросы и задания для третьей группы:
– Почему образование единого государства историки считают явлением
прогрессивным?
– Реализовали ли эти возможности монголы?
– В чём причина их особой агрессивности?
Материал для четвёртой группы.
Чингисхан.
В ходе междоусобных войн конца XII века победу одержал выходец из знатного, но обедневшего нойонского рода Темучин. Судьба устроила этому человеку суровую проверку на прочность.
Он родился в 1155г. В девять лет потерял отца, отравленного татарами (так называлось одно из тюркских племён). Несколько лет он даже провёл в рабстве. Освободившись, он стал собирать вокруг себя старых отцовских соратников. Уже в то время Темучин отличался беспощадностью и коварством в борьбе с врагами, умением вести политическое лавирование, отступать, когда этого требовали обстоятельства.
Энергичный и целеустремлённый, Темучин сумел объединить большие силы и беспощадно расправиться со своими врагами. Племя, убившее его отца, было вырезано чуть ли не поголовно. К тридцати годам он сумел занять Хамаг монгол улуса, т.е. трон всех монголов.
Подчинив себе большую часть монголов, Темучин провёл ряд реформ:
- ввёл десятичную систему организации общества и армии – всё взрослое население делилось на тьмы (10 тысяч), тысячи, сотни и десятки (составляли близкие родственники). Во главе этих отрядов, которые действовали и в мирное, и в военное время, стояли командиры, строго подчинявшиеся друг другу по служебной лестнице;
- создал личную гвардию, которую разделили на “ночную” и “дневную”, окружил себя прочной охраной;
- ввёл управление своим личным имуществом;
- дал большие преимущества своим нойонам и нукерам, освободив их от всяких налогов;
- ввёл единый для всех монголов сборник законов Яса, который необходимо было незамедлительно и беспрекословно соблюдать.
Одновременно Темучин продолжал подчинять себе монгольские племена, не вошедшие в его государство. В эти годы он показал себя исключительно отважным воином, смелым до безрассудства. Съезд кочевой знати – курултай – провозгласил его в 1206 году великим каганом всех монголов и присвоил ему новое имя-титул – Чингисхан (“великий как океан”).
Вопросы и задания для четвёртой группы:
– В каком году Темучин приходит к власти?
– Охарактеризуйте Темучина как человека и политического деятеля.
– Оцените деятельность Темучина по созданию единого государства у монголов.
Материал для пятой группы.
Первые завоевания монголов.
Дата | События |
1207–1212 гг. | Завоевание соседних народов. Монголы покорили киргизов, живших в верховьях Енисея, бурят, якутов, эйгуров. Разгромили крупное государство, располагавшееся на юго-западе Монголии, – Тангутское царство, полностью уничтожив культуру этого государства. В результате монголы стали обладателями железоделательных промыслов. |
1211–1215 гг. | Покорение Китая, у которых переняли осадную технику (таран и камнеметательные машины). |
1219–1221 гг. | Завоевание Средней Азии, государства которой находились в условиях феодальной раздробленности и не смогли организовать серьёзное сопротивление. В результате города лежали в развалинах, сады и виноградники вытоптаны, оросительные системы разрушены. |
Вопросы и задания для пятой группы:
– Назовите и охарактеризуйте первые победы монголов.
– Каково их значение для развития монгольского государства?
Материал для шестой группы.
Причины военных успехов монгольского войска.
Учёные выделяют следующие причины военных успехов монголов.
- Успех монголов объясняется не столько собственной силой, сколько слабостью тех стран, на которые они нападали. И Китай, и Средняя Азия находились в условиях феодальной раздробленности.
- Монгольское войско – предмет постоянной заботы и внимания правящей феодальной верхушки Монголии – было многочисленным и по тем временам хорошо вооружённым: его отличала чёткая единообразная организация: конные массы делились на десятки, сотни, тысячи и “тумены” (десятки тысяч), во главе которых стояли десятники, сотники, тысячники и темники). Основное вооружение – луки и стрелы. Стрелы пролетали 700 метров и на расстоянии 450 метров пробивали доспехи (русские лучники стреляли лишь на 200 метров). Защищались щитами и топорами.
- Тактика монголо-татарской конницы имела ярко выраженный наступательный характер: нанести внезапный удар, внести разобщённость в ряды противника. Они избегали больших сражений и разбивали противника по частям.
- Вторжению обычно предшествовала разведка и дипломатическая подготовка, направленная на изоляцию противника от возможных союзников и на раздувание внутренних усобиц.
- Сильной стороной монгольского войска было непрерывное руководство боем. Монгольские ханы, темники и тысячники не сражались, а с высокого холма следили (руководили) за всеми передвижениями и с помощью световых, дымовых сигналов, подъёма флага, звуками труб и барабанов передавали приказы. Чтобы легче было управлять боем, отряды были в одежде определённого цвета, а лошади в отряд подбирали одной масти.
- Перед своими войсками они посылали отряды пленных, чтобы дрогнула рука противника, не решавшегося стрелять в своих соотечественников.
- В монгольском войске была жестокая дисциплина: “Если из 10 человек бежит один, или двое, или трое, или даже больше, то все они умерщвляются, и если бегут все десять, а не бегут другие сто, то все умерщвляются; и, говоря кратко, если они отступают все сообща, то все бегущие умерщвляются. Точно так же если один, или двое, или больше смело вступают в бой, а 10 других не следуют, то их также умерщвляют, а если из 10 попадают в плен один или больше, другие же товарищи не освобождают их, то они также умерщвляются” (из законов Ясы).
- В Китае и Персии взяли в плен много военных специалистов, поэтому вся передовая военная техника того времени была у них на вооружении.
Вопросы и задания для шестой группы:
– В чём секрет военных успехов монголов?
– Оцените приёмы и тактику монголов.
Материал для седьмой группы.
2. Первое столкновение монгольских и русских войск (Калка).
Монголы и русские: первое столкновение.
В 1223 году монголы вторглись в Половецкую степь. Половецкий хан обратился к русским князьям за помощью. Откликнулись князья киевский, черниговский, смоленский, галицкий, волынский и некоторые другие.
31 мая 1223 года на берегу Калки, маленькой речки, впадающей в Азовское море неподалёку от устья Дона, началось кровопролитное сражение. Но не было согласованности в действиях русских князей: они не имели общего командования, постоянно спорили между собой, некоторые князья вообще не приняли участия в битве. Тем не менее, русские воины дрались храбро и решительно. Но половцы дрогнули и неожиданно бросились бежать, смяв русские полки. Монголы перешли в наступление и разбили русские рати. Шесть князей были убиты, князья галицкий и волынский спаслись бегством. После этого монголы окружили лагерь князей, не участвовавших в битве. Три дня длилась осада лагеря, и князья согласились сдаться лишь после того, как монголы обещали сохранить жизнь дружинникам. Вероломно нарушив обещание, монголы перебили всех русских воинов. Князья были подвергнуты мучительной казни: их связали, бросили на землю, сверху положили доски. На этом кровавом помосте монгольская знать устроила пир, слушая стоны умирающих.
Одержав победу, монголы не рискнули идти вглубь русских земель – они пришли пока с целью разведки – и повернули на северо-восток, в Волжскую Булгарию. Но ослабленные после битвы на Калке, они потерпели на Волге ряд поражений и вернулись обратно в Монголию.
Вопросы и задания для седьмой группы:
– Когда состоялось первое столкновение монголов и русских?
– Опишите битву на реке Калке.
– Почему русские потерпели поражение, несмотря на численное превосходство?
Учитель: Итак, вы поработали своими группами и готовы нас познакомить со своими выводами.
Представители от каждой группы выступают, раскрывая свой вопрос, а учитель сопровождает их рассказы мультимедийной презентацией.
3. Поход Батыя на Русь.
Учитель: В 1227 году умирает Чингисхан, но завещает “завоевать весь мир и дойти до “моря франков”, т. е. завоевать все земли, лежащие к западу от их родных степей.
В 1235 году на курултае будет принято решение начать поход на Запад. Возглавит этот поход внук Чингисхана хан Батый.
Об этом вторжении нам расскажет Савинов Константин, получивший опережающее задание.
Ученик рассказывает о разорении Рязани, Владимиро-Суздальской земли, Киева, Галицко-Волынского княжества.
Учитель: О том, каковы последствия вторжения Батыя на Русь и соседние земли вы прочитаете на стр. 144–145 учебника и назовёте их.
Ученики читают пункт 3 § 13 учебника и отвечают на данный вопрос.
Учитель: Замечательно, а сейчас мы решим с вами тест на закрепление материала.
Учитель раздаёт тесты, затем собирает их, озвучивает оценки за работу на уроке (за устные ответы) и даёт домашнее задание.
Домашнее задание: § 13, пересказ, учить термины, даты, отвечать на вопросы в конце параграфа, разобрать дополнительный материал к параграфу и ответить на предлагаемые вопросы.