Цели:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить понятие о механизме образования звука “Ш”;
- продолжать учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука “Ш” с опорой на различные виды анализаторов;
- формировать навыки словообразования и словоизменения.
Коррекционно-развивающие:
- автоматизировать у детей звук Ш в слогах, в словах и предложениях;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать у детей дыхание, голос, мимические мышцы;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать звукобуквенный анализ;
- уточнять и расширять словарь;
- развивать внимание и память.
Коррекционно
-воспитательные:- воспитывать у детей самоконтроль за речью;
- воспитывать у детей наблюдательность.
Оборудование:
Цветные фишки для выкладывания звуковых схем и цветные символы для характеристики звука “Ш”, предметные картинки со звуком “Ш”, схемы предложений.Ход занятия
1. Организационный момент, стоя вокруг педагога.
Задание:
– Как шипит змея? Дети рукой показывают волнистые движения, как ползёт по дорожке змея, и произносят звук “Ш” на одном дыхании.
2. Введение в тему занятия
Задание:
Дети садятся за столы.
Логопед: Как вы думаете, о каком звуке мы будем сейчас говорить? (О звуке “Ш”.)
Логопед напоминает артикуляцию звука “Ш”.
Дети вспоминают характеристику этого звука и выставляют соответствующие цветные символы звука “Ш”. (Звук “Ш” – согласный, всегда твёрдый, глухой.)
3. Речевая зарядка:
Ша-ша-ша – наша Маша хороша.
Шу-шу-шу – шубу новую ношу.
Ши-ши-ши – Миша с Машей малыши.
Логопед следит за артикуляцией произносимого звука.
4. Закрепление звука в слогах и словах.
Задание:
Логопед показывает два цветных символа виде кружков (красного и синего цвета), а дети называют свои слоги со звуком “Ш”.
Логопед напоминает, что красный кружок – это любой гласный звук, а синий кружок – это звук “Ш”.
Дети называют сначала закрытые слоги (АШ, ОШ, УШ, т.д.), а потом открытые (ШУ, ШИ, ША, и т.д.).
Задание:
“Хлопни в ладоши”. Дети хлопают в ладоши, услышав слог со звуком “Ш” (СА-ШО-ЖУ-ШИ-СЫ-ЩА-ЧИ-ЖИ-ЩА и т.д.)
“Топни ногой”. Дети топают ногой, услышав слово со звуком “Ш” (кушетка, самовар, шуба, сковородка, щёки, самолёт, мышеловка и т.д.)
Задание:
Дети должны выбрать и назвать из ряда предметных картинок те, в которых встречается звук “Ш” (шуба, самокат, сумка, шина, лягушка, ваза, щенок, карандаши, жаба)
5. Изменение глаголов по лицам.
Задание:
Логопед предлагает поиграть со словами, изменяя их по лицам.
Давайте поиграем со словами ШАГАТЬ, ДЫШАТЬ. Будем изменять слово: Я – шагаю, ОН – шагает, ОНА – шагает, МЫ – шагаем, ВЫ – шагаете, ОНИ – шагают; Я – дышу, ОН – дышит, ОНА – дышит, Мы – дышим, ВЫ – дышите, ОНИ – дышат.
Физкультминутка речь и движение “Машина”.
Мчатся бешено машины (Держат руль.)
Ши-ши-ши-ши,
По шоссе шуршат их шины (Топают ногами.)
Шу-шу-шу-шу,
В конце дальнего пути (Ладонь у лба.)
Уш-уш-уш-уш,
Слышен шепот (Ладони рупором.)
Шо-шо-шо-шо.
Это шина шепчет шине:
“Я уж больше не спешу-шу-шу-шу”. (На выдохе, с понижением силы голоса.)
6. Игра “Назови ласково слово и передай мяч другому”.
Задание:
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (петух, ухо, шуба, каша, муха, башня, вишня).
7. Звуковой анализ слов.
Задание:
Логопед предлагает провести звукобуквенный анализ слов (МЫШКА, МИШКА).
Дети выкладывают звуковую схему слов с помощью цветных фишек и анализируют схемы.
8. Игровое упражнение “Составь предложение”.
Задание:
Логопед называет слова, а дети составляют устно предложение и выкладывают схему предложения с помощью палочек.
Два, Алёша, год – Алёше два года.
Купить, мишка, Алёша – Алёше купили мишку.
Алёша, мишка, катать, на, машина – Алёша катает мишку на машине.
Логопед подводит итог занятия.