Урок русского языка по теме "Правописание суффиксов -чик-щик-". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

Образовательные:

  • обеспечить усвоение правил написания и употребления букв Ч и Щ в суффиксах существительных -чик- – -щик-;
  • формировать умения правильно писать суффиксы -чик- – -щик-, используя порядок определения суффиксов и учитывая семантику существительного, и употреблять их в речи;
  • формировать умения работать во времени на всех этапах урока и контролировать ход своей деятельности при выполнении заданий.

Развивающие:

  • развивать внимание, орфографическую зоркость;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать вывод на основе собственных наблюдений при выполнении заданий;
  • развивать навыки само– и взаимоконтроля.

Воспитательные:

  • формирование сознательной дисциплины;
  • формирование целеустремлённости, трудолюбия, аккуратности.

Оборудование к уроку:

на партах:

  • учебник “Русский язык”/ под ред. Разумовской М.М. (§77);
  • карточки для определения настроения и рефлексии;
  • “Путеводная звезда”;
  • раздаточный материал для устного ответа и миниконтроля.

на доске:

  • слова для сравнительного анализа;
  • ответы на упражнение для самопроверки;
  • критерии оценивания практических заданий.

Ход урока

Содержание урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Мобилизующее начало.

1 м.

Организационный момент (проверка подготовки к уроку, оформление тетрадей без записи темы урока).

Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья.

– Здравствуйте, ребята. Какое настроение у вас сегодня? У меня – замечательное. Покажите, какое у вас настроение, используя карточки, которые лежат на партах. Надеюсь, что таким же отличным оно будет и в конце урока. А у тех, у кого не очень хорошее настроение, надеюсь, оно улучшится.

Проверяет подготовку к уроку и характер настроения учащихся. Оформляют тетради; используя карточки, определяют свое настроение в начале урока.
2. Актуализация опорных знаний, подготовка к усвоению новых знаний.

10 м.

– Сегодня мы познакомимся с новым правилом и орфограммой. Но вначале давайте вспомним, что вы уже знаете об имени существительном, проверим, насколько вы внимательны и готовы к уроку.

1. Игра “Да-нетка” с самооценкой.

Задание: если согласны с утверждением – да, если не согласны нет.

1) Имя существительное – это самостоятельный член предложения. Нет.
2) Именем существительным является почти каждое 2-ое слово в нашей речи. Да.
3) Имя существительное обозначает признак предмета. Нет.
4) Имя существительное отвечает на вопрос кто? или что? Да.
5) Имя существительное может обозначать свойства, качества, действия или
состояния и иметь значение предметности. Да.
6) Грамматические признаки существительного – род, спряжение, число, падеж. Нет.
7) Имя существительное изменяется только по падежам. Нет.
8) Склонение – это изменение по лицам и числам. Нет.
9) Имя существительное может быть любым членом предложения. Да.
10) Имена существительные образуются только суффиксальным способом. Нет.

(Самооценка: нет ош – “5”, 1–3 ош – “4”, 4–5 ош – “3”, >5 ош – “2”)

2. Устные связные ответы по карточкам (подготовка ответов во время выполнения “Да-нетки”).

Карточка № 1.

Рассказать об имени существительном по плану:

  1. Имя существительное – это…
  2. Отвечает на вопросы…
  3. Обозначает…
  4. Изменяется….
  5. В предложении является…

Карточка № 2.

Рассказать о способах образования имени существительного по плану:

  1. Имена существительные образуются…
  2. Приведите примеры.

Итак, мы повторили признаки имени существительного как части речи, особенности его значения и способы образования.

Читает утверждения.

Проверяет ответы на доске, по необходимости задает вопросы, корректирует ответы, подводит итог.

2 ученика выполняют на доске, остальные пишут в тетради.

Проверяют по ответам на доске и оценивают.

2 ученика готовятся к ответу по карточке.

Оценивают ответы выступающих.

3. Формулирование темы, цели и учебных задач урока учащимися.

1 м.

– Тема сегодняшнего урока “Употребление суффиксов существительных -чик– – -щик-”. Запишите её в тетрадь.

– Давайте попытаемся определить ваши задачи на сегодняшний урок: что нужно узнать, чему можно научиться.

Направляет вопросами на формулирование учебных задач. Формулируют тему и записывают в тетрадь, пытаются сформулировать учебные задачи.
4. Изучение нового материала.

10 м.

1. Беседа и наблюдение над словами.

– На доске записаны слова.


– Прочитайте слова из каждого столбика. Определите часть речи и значение слов.
– Можно ли по произношению определить, какую букву, Ч или Щ, нужно писать в суффиксе? Почему? Какие звуки произносятся на стыке морфем?
– От чего же зависит выбор букв Ч и ли Щ в этих суффиксах? Кто догадался?
– Если есть трудности, обратимся к нашему помощнику – учебнику.

2. Работа с учебником (“Возьмите на заметку!” на стр.258)

– Прочитайте выразительно материал учебника.
– Написание какого суффикса -чик– или -щик– вызывает трудности?
– Что нужно сделать, чтобы не допустить ошибок в написании суффиксов -чик– или -щик-?
– Каким способом образуются эти существительные?
– После каких букв употребляется суффикс -чик-?

3. Знакомство с мнемоническими приемами для заучивания правила

Ребята, чтобы легче запомнить правило, я дарю вам “Путеводную звезду”. Она будет освещать ваш путь в стране “Орфография”, в которой так много правил, что можно легко заблудиться.

– А ещё есть предложение, в котором так же присутствуют эти буквы: “Я тоже здесь”. Его тоже можно использовать как “запоминалку”.

Задает вопросы.

Задает вопросы, корректируя ответы.

Знакомит с приемами заучивания правила, раздаёт “Путеводные звезды” каждому ученику.

Отвечают на вопросы и делают выводы из наблюдений.

Читают материал учебника, отвечают на вопросы.

Изучают приемы заучивания правила, хором повторяют правило.

5. Физкультминутка.

1 м.

1. Разминка для глаз (каждое упражнение выполняется по 10 раз)

  • вправо-влево
  • вверх – вниз
  • 8
  • зажмуриться – открыть глаза

2. Упражнение.

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

6. Закрепление знаний.

17 м.

– А теперь проверим, как вы усвоили изученное правило. Выполним упражнения.

1. Упр. 662 (“по цепочке” 1 ряд).
Самопроверка и оценивание (получилось – не получилось, что трудно, что непонятно)

2. Упр. 664 (2 человека со 2 ряда на доске, остальные в тетрадях).
Самопроверка и взаимооценивание (получилось – не получилось, что трудно, что непонятно).

Дополнительно: 1 вариант – составить глагольное словосочетание,
2 вариант – составить именное словосочетание с одним из слов из упражнений 662 и 664 (устная проверка).

3. Упр. 663.
– Замените одним словом с суффиксами -чик– или -щик– того, кто выполняет следующие действия. Обозначьте орфограмму. Проверьте записанные слова с теми, что даны на доске.
Самопроверка и оценивание (получилось – не получилось, что трудно, что непонятно)

Объясняет задание и контролирует выполнение.

Комментирует выполнение упражнения.

Комментирует выполнение упражнения, пишет ответы на доске.

Выполняют письменно (ученики с 1 ряда пишут на доске поочередно).

2 человека со 2 ряда на доске, остальные – в тетрадях.

Выполняют письменно с последующей самопроверкой.

7. Миниконтроль.

3 м.

Работа по карточкам (1 и 2 вариант).

1-й вариант.
Вставьте согласные Ч и Щ. Выделите суффиксы, обозначьте орфограмму.
Извоз…ик, сигналь…ик, автомат...ик, стеколь…ик, перевод…ик, рассказ…ик, автопогруз…ик, оцен…ик, аппарат…ик, куриль…ик.

2-й вариант.
Исправьте ошибки, графически объясните правописание букв Ч и Щ в суффиксах.
Перевозщик, пильщик, грузчик, переносщик, заказщик, барабанщик, приказчик, подписщик, каменчик, ракетщик.

Само- или взаимооценивание (нет ош – “5”, 1-2ош – “4”, 3 ош – “3”, 4 и >ош – “2”).

Комментирует выполнение задания, раздает карточки-ответы для самопроверки. Выполняют задание в карточках по вариантам с последующей само- или взаимопроверкой по контрольным карточкам.
8. Домашнее задание.

1 м.

1. п. 77 (выучить правило);

2. на выбор: составить карточку по изученному правилу из 20 слов либо сочинить лингвистическую сказку с главными героями суффиксами -ЧИК– и -ЩИК-

Записывает д/з на доске. Записывают д/з в дневниках.
9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

1 м.

Чтобы знания были впрок,
Кратко повторим урок.

– Достигнуты ли задачи, поставленные вами в начале урока? Как справились с поставленными задачами?

Рефлексия. Давайте пошушукаемся.

Я понял…
Мне понравилось…
Я узнал…
Очень хотелось, чтобы…
Мне нужно…
Выставляем оценки.

– Какое настроение у вас в конце урока?

Задает вопросы. Анализируют свою деятельность, опираясь на речевые клише, рефлексия.

Определяют свое настроение в конце урока (карточка).