Цена Победы советского народа в Великой Отечественной войне

Разделы: Классное руководство


Цель: гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения – воспитание любви к Родине, уважения к защитникам Отечества и историческому прошлому своей страны; нравственное воспитание учащихся – воспитание сочувствия и сострадания.

Ход классного часа.

Вступительное слово педагога:

Воскресенье, 22 июня 1941 года – самая драматическая дата в памяти народов нашей страны. На рассвете этого дня фашистская Германия вероломно нарушив договор о ненападении, внезапно, без объявления войны, нанесла по Советскому Союзу удар огромной силы.

На защиту своей страны встал весь народ. Советские воины мужественно воевали на фронте. Рабочие, крестьяне, учёные работали в тылу под лозунгом: “Всё для фронта, всё для Победы!”. Народ отстоял своё Отечество, но цена Победы была очень высокой.

В ВОВ погибли более 8,5 миллионов военнослужащих, более 13,5 миллионов мирных жителей, умерших от голода, погибших во время бомбёжек и карательных акций, расстрелянных и замученных в концентрационных лагерях. [4]

Уничтожение гражданского населения проводилось нацистами самыми изощрёнными способами и средствами. Злодейские правила поведения на оккупированной земле прививались каждому солдату вермахта. В одном из пунктов “Памятки немецкого солдата” было записано: “У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик. Убивай, этим самым ты спасёшь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься навек”. [4]

На оккупированной территории фашисты зверски уничтожали беспомощных женщин, стариков, детей. Послушайте отрывки из книги С. Алексиевич “Последние свидетели. Соло для детского голоса”. Белорусская писательница собрала воспоминания людей, которым в годы войны было от трёх до пятнадцати лет. Эту книгу надо обязательно прочитать, чтобы помнить, какую страшную цену мы заплатили за Победу в Великой Отечественной войне.

Ученик (1): “Тоня Рудакова – 5 лет. Приехали немцы утром, ещё было серенько. Они сначала нас расстреляли, а потом сожгли…Я вернулась с того света... На улице они не стреляли, а заходили в хаты. Заходят они во двор: первый – солдат, второй – офицер. Стали загонять нас в дом. В доме мама села на лавку возле стола. И я запомнила, что она взяла кружечку с молоком, стала нашего маленького прикармливать. А так тихо, что мы все слышим, как он чмокает. Я села в уголочке, впереди себя веник поставила. На столе была длинная скатерть, соседский мальчик под стол спрятался. Под скатерть. Брат под кровать залез. Офицер подошёл к столу, поднял скатерть и выстрелил. Оттуда крик, он ещё раз выстрелил. Смотрит на меня… Как раз в это время выходит из другой комнаты солдат и зовёт офицера, а там на кровати лежат маленькие котята. Они берут их на руки, улыбаются, они стали с ними играть. Котят они вынесли из хаты... Помню, как горели у убитой мамы волосы... А у маленького возле неё – пелёнки… Мы переползли со старшим братом, сначала – во двор, потом в огород. Вечером заползли в кусты. Каким образом мы остались живы? Не помню… Живы остались мы с братом и четыре котёнка. Пришла наша бабушка… Забрала нас всех”. [2]

Ученик (2): “Валя Матюшкова – 5 лет. Помню себя в детприёмнике, он был окружён проволокой. Охраняли нас немецкие солдаты и немецкие овчарки. Там были и такие дети, что не умели ещё ходить, а ползали. Когда они хотели есть, они лизали пол…Они быстро умирали. Кормили плохо, давали какой-то хлеб, от него так распухал язык, что мы не могли даже говорить. Из детприёмника перевезли в детдом, детдом находился напротив мединститута, а там был немецкий госпиталь. Меня очень любила женщина, которая там убирала. Когда приходили к нам брать кровь, она засовывала меня в какой-нибудь угол. “Врачи” уходили, я возвращалась в комнату… Через две-три недели дети менялись. Одних куда-то увозили, они уже все были бледные, слабые, а других привозили. Немецкие врачи считали, что кровь детей до пяти лет помогает скорейшему выздоровлению раненых. Обладает омолаживающим эффектом. Я теперь это знаю…”. [2]

Ученик (3): “Валя Юркевич – 7 лет. Под Смоленском наш вагон с эвакуированными разбомбили полностью. Мы как-то уцелели, нас вытащили из-под обломков. Вернулись с мамой к себе в Витебск. Дом наш был разбит. Приютила нас всех еврейская семья, двое очень больных и очень добрых стариков. Мы всё время боялись за них, потому что в городе везде развешивали объявления о том, что евреи должны явиться в гетто. Однажды нас не было… Когда вернулись, обнаружили записочку, что хозяева ушли в гетто, потому что боятся за нас, нам надо жить, а они старые… Побежали с сестрой к Двине, моста в том месте не было, в гетто людей перевозили на лодках. На наших глазах загружали лодки стариками, детьми, на катере дотаскивали до середины реки и лодку опрокидывали. Видели, как села в лодку семья – муж, жена и двое детей, когда лодку перевернули, взрослые сразу пошли ко дну, а дети всё время всплывали. Фашисты, смеясь, били их вёслами. Я не помню, как пришли мы с сестрой домой, как я её дотащила”. [2]

В каждой семье есть свои герои Великой Отечественной войны. Кто-то погиб за Победу, кто-то прошёл всю войну и вернулся домой, кто-то приближал Победу, работая в тылу.

Педагог: Ребята, расскажите о своих родственниках, которые воевали или работали в тылу. (Ученики заранее готовят сообщения.)

Учащиеся рассказывают о своих родственниках, участниках войны 1941–1945 гг.

Педагог: Мы всегда будем помнить подвиг ветеранов Великой Отечественной войны.

Послушайте стихотворение поэтессы Юлии Друниной “Поклон ветеранам Великой Отечественной войны”. [3]

Ученик (4):

Сердце словно опалило –
Седина в висках.
Прощлое рекой уплыло,
Но душа в слезах.
В бой за Родину солдаты
Шли за шагом шаг.
Верили в победу свято –
Не сломил их враг.
Стон стоял по всей России:
Голод, пытки, страх.
Смерть косой людей косила
В сёлах, городах.
Отступали в сорок первом
С ужасом в груди:
– Автоматы, танки, где вы?
С чем же в бой идти?
Погибали в мясорубке
Фрицы шли стеной…
Но не знали немцы русских,
Ждал их страшный бой.
За берёзы и пригорки,
За родимый дом.
За Кавказ, Кубань и Волгу
За великий Дон.
Всем солдатам воевавшим
Низкий наш поклон….
По солдатам, в битве павшим
Колокольный звон…

Ребята, давайте вспомним о подвигах лишь некоторых героев, отдавших свою жизнь за Победу.

Ученик (5): Лётчик капитан Николай Гастелло совершил наземный таран, направив свой горящий самолёт на боевую технику фашистов. Подвиг Н. Гастелло повторили более 600 лётчиков. [8]

Ученик (6): Разведчицы Вера Волошина и Зоя Космодемьянская были подругами и погибли в один день, выполняя задание в немецком тылу. Они должны были поджигать дома, в которых жили фашисты, но были схвачены и 29 ноября 1941 года девушки были казнены – Вера в деревне Головково, Зоя – в деревне Петрищево. [6]

Ученик (7): Василий Клочков был политруком стрелковой дивизии генерал-майора И. В. Панфилова. В ноябре 1941 года немцы приближались к Москве. У разъезда Дубосеково атаки фашистов отбивали 28 бойцов дивизии И.В. Панфилова во главе с В. Клочковым. 28 бойцам противостояли 50 танков фашистов. Герои сражались до последнего патрона. Ценой собственной жизни панфиловцы не пропустили немцев к Москве. После войны у разъезда Дубосеково поставили памятник героям-панфиловцам. [7]

Педагог: Все слышали о подвиге ленинградцев, переживших блокаду.

Ученик (8): 900 дней противостоял Ленинград вражеской блокаде и каждый из этих дней был отмечен боевой и трудовой доблестью ленинградцев. Голод – самая страшная страница ленинградской блокады. В ноябре 1941 года ленинградцы получали кусочек хлеба весом 125 грамм в день. Страшно мучаясь от голода, люди вынуждены были есть столярный клей, кожаные ремни, сумки, перчатки. Лепёшки из лебеды были доступны только летом. Число умерших в блокадном Ленинграде составляет около миллиона человек. Немало душ и сердец во всём мире потряс дневник Тани Савичевой: “Бабушка умерла 25 янв…”, “Дядя Алёша 10 мая ...”, “Мама 13 мая в 7.30 утра…”, “Умерли все. Осталась одна Таня”. Таню вывезли из Ленинграда, но она умерла в 1944 году, не пережив последствий голода.

В таких ужасных условиях люди продолжали работать. Вот что вспоминает К.П. Дубровина, пережившая блокаду, работавшая зимой 1941-1942 гг. токарем на заводе: “Нам выдали талончики. На них дадут немножко жидкой-жидкой каши, а мы ещё разбавляем кипятком, чтобы её было побольше, вроде впечатление, что больше поел..На заводе было страшно конечно. Голодные у станков работали, всюду были выбиты окна, руки примерзали к металлу”. [1]

Педагог: Подвиги солдат и мирных жителей в Великой Отечественной войне останутся в нашей памяти навсегда. Мы всегда будем помнить о тех, кто не вернулся с войны, кто, работая в тылу, помогал приближению Победы, о погибших детях, женщинах, стариках, о замученных в концентрационных лагерях, об умерших от голода в блокадном Ленинграде.

Ученик (9) читает отрывок из стихотворения Р. Рождественского “Реквием (Вечная слава героям…)”. [5]

Люди!
Покуда сердца
стучатся, –
помните!
Какою ценой
завоёвано счастье, –
пожалуйста,
помните!
Детям своим
расскажите о них,
чтоб запомнили!
Детям
детей
расскажите о них
чтобы тоже
запомнили!

Литература

  1. Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. Ленинград, Лениздат, 1984.
  2. Алексиевич С. Последние свидетели. Соло для детского голоса. М. Время, 2008.
  3. Друнина Ю. Поклон ветеранам ВОВ. http://fpvestnik.ru/poety-o-rossii/poklon-veteranam-vov/
  4. Кривошеев Г.Ф., Андронников, В.М. , Буриков П.Д., Гуркин В.В. Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь. М. Вече, 2009.
  5. Рождественский Р. Реквием (Вечная слава героям..) http://ruspoeti.ru/aut/rrozhdestvenskij/11269/
  6. http://pobeda-mo.ru/kosmodemyanskaya/
  7. http://www.pomnivoinu.ru/home/reports/1495/
  8. http://army.lv/ru/Gastello-Nikolay-Frantsevich/400/3116