“Движение – здоровье,
движение – радость,
движение – развитие”.
В.А.Шишкина
Актуальность предложенной темы.
Движение здоровье, движение-радость, движение развитие, заверяют врачи, психологи, педагоги-все, кто общается с малышами, учит и лечит их, научно обосновывает возрастные, физиологические, психологические особенности. Двигательная активность-необходимое условие разностороннего развития ребенка: окружающий мир он познает через движения, в них находит выход своей неуемной жажде познания, энергии, фантазии. Движения создают условия для развития интеллекта, стимулируют речевую и эмоциональную активность, учат общению; словом, движение-это жизнь ребенка, его стихия! Не случайно Е. А. Аркин назвал младшего дошкольника “существом преимущественно моторным”.
Цель организации двигательной деятельности с детьми раннего возраста:
Сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста через систему физкультурно-оздоровительной работы для совершенствования функциональных резервов детского организма.
Задачи:
-
Продолжать укреплять здоровье детей.
-
Упражнять движения через разнообразные формы двигательной деятельности.
-
Предупреждать утомление детей.
-
Позабавить детей, доставить им удовольствие, вызывать у ребёнка положительные эмоции.
-
Демонстрировать физические достижения.
Формы физкультурно-оздоровительной работы, основанные на двигательной активности детей:
– комплексные занятия;
– самостоятельная двигательная деятельность детей;
– физкультурные досуги.
Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга.
Комплексное занятия обязательно являются тематическими, в них избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности.
Следовательно, в комплексных занятиях предусматривается наличие разных видов деятельности детей, объединения знаний из разных отраслей. Но эти типы занятия существенно отличаются один от другого, хотя оба опираются на межпредметные связи.
Комплексное занятие предусматривает эпизодическое включение в него вопросов и заданий из разных дисциплин, из разных видов деятельности. Это способствует углубленному восприятию и осмыслению конкретного понятия.
Комплексное занятие, составленное с включением двигательной деятельности детей состоит из 3-х блоков:
Первый блок – физкультурно-оздоровительный, направленный на развитие двигательных качеств детей: упражнения в ходьбе, беге, равновесии и т.д.
Второй блок – общеразвивающий. Этот блок направлен на развитие памяти, внимания, мышления, движения
Третий блок – творческий. В этой части занятия дети лепят, рисуют, занимаются аппликацией. Этот блок направлен на развитие чувства цвета, ритма, композиции, умения изображать простейшие предметы.
Физкультурные досуги.
Целью таких досугов является активное участие всего детского коллектива группы, посредством чего выявляются двигательная подготовленность детей, умения проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях.
“Береги здоровье смолоду” – этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения.
Физкультурный досуг нацелен не на оттачивании техники выполнения тех или иных движений и упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание, способствует функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делает его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, то есть создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми..
Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем. Получая положительный эмоциональный заряд, наш организм открывается добру и красоте.
В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения существуют разные формы организации двигательной активности детей раннего возраста.
Физкультурные досуги являются эффективной формой активного отдыха детей, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей.
Именно поэтому, почти как воздух, необходимы детям праздники и развлечения. Для ребенка такой праздник – это целое событие.
Невозможно представить себе жизнь ребенка раннего возраста в детском саду без веселых, интересных, увлекательных и шумных физкультурных досугов. Одни развивают сообразительность, другие – смекалку, третьи – воображение и творчество, но объединяет их общее – воспитание у ребенка потребности в движениях и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем.
По двигательному содержанию физкультурные досуги делятся следующим образом:
1. Комбинированные (сочетание разных видов
упражнений: гимнастики, спортивных и подвижных игр, спортивных упражнений).
2. На основе подвижных игр, аттракционов, забав (не требует
сложного инвентаря).
3. Комплексные (наряду с двигательными заданиями включаются
элементы познавательной, изобразительной деятельности и т.д.).
Методика организации любого праздника досуга – достаточно сложный процесс.
При составлении плана сценария необходимо:
– обеспечить постепенное возрастание физической и психической
нагрузок;
– предусмотреть чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и
эмоциональным наклоном и заданий, направленных на снятие напряжения;
– чередовать массовые и индивидуальные задания;
– сочетать знакомые детям задания с включением новых атрибутов, музыки,
персонажей.
Особое внимание нужно уделить музыке и подготовке средств ее трансляции. Следует продумать музыкальное сопровождение для всех моментов.
Физкультурный досуг проводит воспитатель, у которого должно быть несколько помощников. Они помогают расставлять и убирать инвентарь, обеспечивать музыкальное сопровождение, вручать подарки.
Таким образом, хочется подчеркнуть, что вся работа по проведению спортивно-физкультурных мероприятий в детском саду направлена на решение задачи воспитания у детей интереса к физической культуре.
Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня.
Обучение детей основным движениям должно быть неразрывно связано с воспитанием у них двигательной активности и самостоятельности. Это значит, что двигательные умения и навыки, приобретенные на занятиях, должны естественным образом использоваться детьми в различных жизненных обстоятельствах и игровых ситуациях. Способность вовремя принять решение, самостоятельно выбрать способ движения, быстро ориентироваться в пространстве, действовать решительно и результативно – вот основы двигательной самостоятельности.
Основу двигательного режима составляет самостоятельная двигательная деятельность, которая должна занять свое четкое место в общем режиме дня: утренний прием, после завтрака, после сна, на прогулках.
Для организации самостоятельной двигательной деятельности детей в течение дня необходимо создавать условия: предлагать малышам каталки, колечки, находить каждому место для движений, чтобы никто не мешал друг другу.
Организуя самостоятельную двигательную деятельность, воспитатель становится исследователем, чтобы получить максимум информации об индивидуальных особенностях детей.
Для этого нужно:
– обратить внимание на самых подвижных детей (находят
возможности для движений в любых условиях, много бегают, наталкиваясь при этом
на товарищей, мебель, – так и хочется остановить их.);
– обратить внимание на тех, кто смирно сидит в сторонке, не решается взять мяч,
каталку (вот кому нужны особая забота и внимание! “Расшевелите” их, “заразите”
движением, и вы увидите, как радость сменит тоскливое выражение глаз, как
преобразится поведение малыша);
– присмотреться к движениям (если это ходьба, реже бег, приседания и очень редко
прыжки, лазанье, метание, значит, состав движений пока беден – следует подумать,
как обогатить содержание двигательной деятельности: ведь чем разнообразнее
движения, тем выше их влияние на развитие организма, тем меньше дети устают);
– попробовать определить виды деятельности (движение, игра, трудовые действия),
запомнить, кто двигается сам по себе, кто пытается войти в общение, кто умеет
“завоевывать” пространство для своих игр, кто его боится;
– соотнести друг с другом движения и эмоции отдельных детей (вы наверняка
увидите здесь прямую связь и поймете “волшебное” действие движения);
– понаблюдать внимательно (а может быть, стоит иногда и записать для памяти) за
каждым ребенком: с аппетитом ли он ест, каковы сон быстро засыпает, спокойно
спит, просыпается с хорошим настроением или наоборот), активность бодрствования,
эмоциональный тонус (это основные показатели благополучия малыша, а повысить их
поможет движение).
Воспитатель должен помочь “исследователю” найти товарища в лице игрушки, подсказать, чтобы он показал разные движения с разными предметами мишке, кукле, петушку. Если малыш уже не один, а выполняет движения со своей любимой игрушкой, “учит” чему-то свою дочку, значит, есть успеха на первом этапе двигательного развития малыша.
Много хлопот доставляют чрезмерно подвижные дети. Не следует ограничивать их подвижность: все равно ничего из этого не выйдет. Интенсивность их движений настолько высока, что ребенок не успевает понять, что с ним происходит: он не умеет управлять своими движениями. Не ограничивая подвижности, необходимо создайте такие условия, чтобы малыши вынуждены были добиваться точности (но не скорости!) в движениях.
Малоподвижных детей, наоборот, необходимо всячески стимулировать к активным и энергичным движениям – пусть они бегают, прыгают, бросают мяч и бегут за ним, скатывают с горки разные предметы, чтобы затем догонять их. Воспитатель должен побегать и попрыгать с ними, в этом случае успех малышу гарантирован!
Необходимо учить ребенка “замечать” сверстников.
Вот несколько приёмов:
– принести в группу 2–3 маленькие корзиночки с разноцветными
мячами, предложить нескольким детям пойти раздать предметы, кому они хотят;
– дать кому-то из детей яркую длинную ленточку; после того как ребенок вдоволь
наиграется ею, предложить подарить ее другому либо раздает ленточки всем детям,
а потом предложить поменяться ими;
– предложить, двоим скучающим без дела, поиграть вместе.
Объединить двух детей в игру помогут игрушки и физкультурные пособия. Можно предложить детям:
– провести куклу по доске, скамейке, держа ее за ручки;
– вращать скакалку вдвоем, ходить по двум дорожкам, держась за руки;
– прокатывать мяч друг другу, играть в лошадки с одним обручем;
– одному держать обруч, а другому пролезать в него;
– каждому построить свою дорожку, выполнить движения сначала на своей постройке,
а затем поменяться местами.
Когда дети должны самостоятельно двигаться? В любое время, когда они этого захотят! Поэтому должны быть продуманы условия для движений во время утреннего приема, после завтрака, перед занятием, на прогулке, после дневного сна.
Каждому из режимных отрезков соответствуют особые требования к интенсивности движений.
Во время утреннего приема двигательная деятельность спокойная, умеренная.
Воспитатель занят приемом детей не может уделить должного внимания прямому руководству ею и поэтому заранее создает условия для простых, хорошо знакомых детям движений, не требующих страховки: раскладывает на полу плоскостные дорожки, шнуры, дуги, кегли, несколько раз меняет их расположение, что-то быстро убирает, что-то объединяет в единый комплекс.
В первой половине дня пособия даются детям перед занятиями и на прогулке. В этот период дети должны отдохнуть перед сидячими занятиями (в этом случае они лучше усвоят материал занятия), в значительной степени удовлетворить потребность в движении. У воспитателя есть возможность несколько больше, чем утром, уделить внимание организации двигательной деятельности. Движения детей в этот период предусматриваются более сложные, требующие специальной подготовки воспитателя.
Во второй половине дня двигательная деятельность детей организуется непосредственно после сна (в этом случае ее можно сочетать с воздушными ваннами), полдника, занятия, а также на прогулке. В этот период двигательная деятельность может быть подвижной, высокоэмоциональной, творческой. Хорошо предложить детям простые предметы, с которыми они могут много и по-разному двигаться. Многочисленные движения малыши выполняют с мячами, обручами, разными по размерам, выполненными из разных материалов.
В первую неделю каждого месяца можно использовать гимнастическую скамейку, во вторую – переносную легкую лестницу, в третью – лестницу-стремянку, в четвертую – мостик-качалку. Эти пособия применяются ежедневно в течение недели, так как требуют значительного времени для овладения ими.
В последнюю неделю каждого месяца лучше всего предложить сразу несколько пособий, расставляемых каждый раз по-новому. На них дети закрепляют все знакомые движения, имеют возможность проявить творчество.
В конце каждого месяца подводится как бы итог обучению движениям за месяц – малыши на подготовленных воспитателем пособиях упражняются в движениях в новой для них обстановке. Воспитатель оценивает двигательные навыки детей, отмечая их умение действовать с помощью взрослых или самостоятельно. Это очень важно, так как качество выполнения движений в самостоятельной деятельности является главным критерием оценки двигательных умений детей. Пособия могут быть расставленные по типу крайстренинг.