Влияние двигательного режима на уровень физического здоровья учащихся 15–16 лет

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Здоровье нации определяется здоровьем детей. Тревожно нараставшие в последнее десятилетие тенденции ухудшения психического и физического развития детей и подростков, учащихся различных общеобразовательных учреждений приобрели угрожающий характер. В настоящее время только 2 % детей рождаются здоровыми. Среди 5–6-летних малышей только 6% вполне здоровы, две трети имеют функциональные отклонения и около 30%-больные. За годы обучения в школе в пять раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в четыре раза – число нарушений психического здоровья. В целом количество больных за годы школьного обучения возрастает: с первого по четвертый с 27% до 45%, с пятого по восьмой – с 45 до 69%. 40% выпускников школ имеют такие серьезные отклонения в здоровье, что не годны к службе в армии.

Сложившаяся тревожная ситуация со здоровьем учащихся требует рационально построения учебного процесса, оптимизации двигательной активности.

Под оптимальной двигательной активностью мы понимаем не только количественный ее уровень, отвечающим потребностям организма, сколько такую ее организацию, которая при относительно небольших временных затратах приводила бы к максимально большому оздоровительному эффекту, что для школьника при дефиците свободного времени, является чрезвычайно актуальным.

Анализируя причины низкой эффективности школьной системы физического воспитания, приходится констатировать тот факт, что главным ее недостатком является дефицит тренирующей двигательной активности. Уроки физической культуры, призванные решать оздоровительные задачи, не выполняют их в следствие недостаточного их количества. Поэтому исследование взаимосвязи двигательного режима с состоянием здоровья является актуальной проблемой.

Целью данной работы явилось изучение оценки уровня физического здоровья учащихся 15–16 лет в зависимости от двигательного режима.

Нами было исследовано 45 школьников 15–16 лет, обучающихся в школах № 67 и № 70 и Октябрьского района г. Ижевска с различными двигательными режимами. В первую группу (20 учеников) вошли спортсмены различных специализаций, тренирующихся 10 часов в неделю. Во вторую группу вошли учащиеся, находящиеся на обычном двигательном режиме, занимающиеся физической культурой 3 часа в неделю.

Для изучения физического здоровья школьников использовалась экспресс оценка уровня физического здоровья по С.В. Хрущеву, по которой рассчитываются 5 индексов, характеризующих функциональное состояние и адаптивные возможности организма. Для получения показателей и вычисления индексов необходимо измерить по общепринятым методикам длину и массу тела, жизненную емкость легких, подсчитать пульс (уд/мин) и измерить артериальное давление, определить время задержки дыхания на обычном вдохе (проба Штанге). После короткого отдыха подсчитать пульс за 15 сек (P1) и выполнить 30 глубоких приседаний, выбрасывая руки вперед, за 45 сек. Затем исследуемый садится и у него подсчитывают пульс в первые 15 сек. (P2) и последние 15 сек. (P3) первой минуты восстановительного периода и затем проводится тест сгибания туловища из положения лежа на спине за 60 сек.

Низкая оценка индекса Кетле свидетельствует о недостаточном питании школьника или слабом развитии мышц, либо, наоборот, об угрозе ожирения или ожирении. Низкая оценка индекса Робинсона свидетельствует о нарушении регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы. При низкой оценке индекса Скибинского можно говорить о недостаточных функциональных возможностях органов дыхания и кровообращения и сниженной устойчивости организма к гипоксии. Низкая оценка индекса мощности В.А. Шаповаловой, кроме слабого развития двигательных качеств – силы, быстроты и выносливости, свидетельствует о недостаточных функциональных возможностях кардио-респираторной системы. Низкие оценки индекса Руфье определенно говорят о недостаточном уровне адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что лимитирует физические возможности организма школьника.

Так нами выявлено, что юноши и девушки 15–16 лет, занимающиеся в спортивных секциях имеют хорошее развитие мышечной системы, высокие функциональные возможности органов дыхания и кровообращения, хорошее развитие двигательных качеств и достаточный уровень адаптационных резервов сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Уровень физического здоровья юношей соответствует выше среднему уровню, девушек – среднему. Юноши превосходят девушек в уровне физического здоровья (Р<0,05).

Юноши и девушки 15–16 лет учащиеся обычного класса имеют хорошее развитие мышечной системы, у них отмечается нарушение регуляции сердечно-сосудистой системы, недостаточный уровень функциональных возможностей кардио-респираторной системы, слабое развитие двигательных качеств и адаптационных резервов органов дыхания и кровообращения. Уровень физического здоровья юношей соответствует среднему уровню здоровья, девушек – ниже среднему. Юноши превосходят девушек в уровне физического здоровья (Р<0,05).

Уровень физического здоровья школьников, занимающихся в спортивных секциях превосходит уровень физического здоровья учащихся обычного классов. Установлено благоприятное влияние расширенного двигательного режима на физическое здоровье учащихся, занимающихся спортом. По-видимому, 3-х часовые занятия физической культурой в неделю не повышают уровень физического здоровья школьников. Недостаточный двигательный режим, на котором находятся большинство современных школьников, по целому ряду показателей приводит к снижению функциональных возможностей организма.

Список литературы

  1. Антонюк Д. Влияние дифференцированных режимов двигательной активности на физическую подготовленность и физическое развитие подростков, обучающихся в школах различного типа: Автореф. дис.. . канд. пед. наук. – М., 2011. – 23 с.
  2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. — М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 275 с.
  3. Барвинко Н.Г. Региональные особенности заболеваемости детей в УР // Тезисы докладов II республиканской научно-практической конференции “Физическое воспитание и здоровье детей Удмуртии”. – Ижевск, 2004. – с. 20-24.
  4. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. – М., 1992.
  5. Лубышева Л.И. Возрастное развитие движений ребенка // т Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1997. – № 4. – С. 56–60 .
  6. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. – М.: Медицина, 1991. – 272с .: ил.