Урок математики по теме "Все вокруг – геометрия". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цель: развитие пространственных представлений.

Задачи:

  • Образовательные: систематизировать, расширять знания и умения учащихся о фигурах;
  • Развивающие: развивать пространственное воображение;
  • Воспитательные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие.

Используемые технологии: развивающее обучение, ИКТ.

Оборудование и материалы для урока: компьютер, мультимедийный проектор, доска, экран.

 План урока:

  • Организационный момент;
  • Постановка темы, цели урока;
  • Работа по карточкам;
  • Развитие пространственных представлений;
  • Практическая работа;
  • Подведение итогов урока;
  • Домашние задание.

Ход урока:

I. Организационный момент;

II. Постановка темы, цели урока.

«Все вокруг – геометрия» - сказал французский архитектор Ле Корбюзье.
Как вы можете подтвердить эти слова? Форму каких геометрических тел имеют окружающие вас предметы?
Мир, в котором мы живём, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей.
Геометрия зародилась в глубокой древности. В процессе постройки жилищ и храмов, украшая их орнаментом, измеряя расстояния, человек использовал свои знания полеченные из наблюдений и опытов.
Так чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?

III. Работа по карточкам.

Учащиеся выполняют задания по карточкам:
1. Разделите квадрат двумя прямолинейными разрезами на части, чтобы из них можно было сложить два квадрата.


Рис.1

2. Посчитаете, сколько отрезков отображено на рисунке, запишите их.


3. Посчитайте, сколько треугольников изображено на рисунке.

Рис.2


Рис.3

После самостоятельного решения идет общее обсуждение решений. Правильные ответы оцениваются.

IV. Развитие пространственного представления.

С помощью экрана демонстрируются плоские и пространственные фигуры. Учитель просит назвать знакомые фигуры, название незнакомых фигур записываются на доске.
Проводится беседа о вершинах, ребрах и гранях фигур, показывая их на каркасных макетах.  
Рисунки пространственных фигур могут таить в себе подвох.
На экране демонстрируются рисунки, демонстрирующие зрительные иллюзии и задания к ним:
a) Сколько здесь кубиков? Шесть или семь?


Рис.4

 

b) Закрасьте ту часть кольца, которая расположена спереди?


Рис.5

c) Куб Неккера. Темная грань находиться спереди или сзади?


Рис.6

д) Как расположен этот цилиндр? Справа налево или слева направо?


Рис.7

Задания выполняются и обсуждаются.
А теперь возьмите в руки кубик – как можно изобразить его на плоскости. Если вы затрудняетесь, посмотрите на экран и составьте план изображения куба и изобразите его у себя в тетрадях. Хорошие работы оцениваются.
Посмотрите на экране, как разворачивается куб.
А сейчас рассмотрите развертки, лежащие у вас на парте и скажите, какие из них являются развертками куба. Почему?

V. Практическая работа.

1. Закрасить разным цветом грани, так что бы куб был виден:
a) Слева и снизу;
б)  Сверху и справа.
2. Выделите пунктирными линиями невидимые ребра;
3. Незнайка подбросил кубик  так, что он упал, как показано на рисунке 8. Заполните пустые видимые грани куба, изображенного на рисунке 9.

4. Разгадайте ребус, представленный на экране.

VI. Подведение итогов.

  • Что означают слова: «Все вокруг – геометрия»?
  • Какие виды фигур мы рассматривали? Чем они отличаются?
  • Что вы можете рассказать про куб?

VII. Домашнее задание.
Изобразите развертку куба любого размера на альбомном листе и склейте из неё куб, не забудьте оставить  по краям отступы для склеивания.