Урок математики по теме "Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня". 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Базовый уровень предъявления содержания образования.

Деятелъностная цель:

  • формирование у учащихся способностей к рефлексии ошибок самостоятельной работы,
  • фиксирование собственных затруднений при вынесении множителя из-под знака корня и внесении множителя под знак корня.

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция умения вынесения множителя из-под знака корня и внесения множителя под знак корня.

Место урока в изучаемой теме: 4 из 4.

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Базовая технология: технология деятельностного подхода.

Учебно-дидактическое обеспечение урока и средства обучения: учебное пособие “Алгебра. 8 класс” Ю.Н. Макарычева и др.

Оборудование урока:

- экран, ПК, проектор;

- фильм “Супер физкультминутка”;

- карточки с самостоятельной работой № 1 на 2 варианта и эталон к ним;

- карточки с дифференцированной самостоятельной работой № 2 на 2 варианта и эталон к ним.

“Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Китайская мудрость

Ход урока

1. Этап мотивации к учебной деятельности (орг. момент).

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.

На данном этапе я организую положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке. Данный этап длится 3 минуты и включает в себя прием высказывания добрых пожеланий детям.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Основной целью является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности

Для этого организуется мотивирование (“хочу” - “надо” - “могу”) через выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на применение способов действий, необходимых для вынесения множителя из-под знака корня и внесение множителя под знак корня; и самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок)

В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

3. Этап локализации индивидуальных затруднений.

Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

Для этого учащиеся проговаривают свои ошибки и уточняют алгоритм вынесения множителя из-под знака корня и внесение множителя под знак корня. Далее учащиеся, которые допустили ошибки анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднение; выявляют и фиксируют способы действий - причину затруднений.

В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение - нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе - выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет - получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки.

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.

Основной целью этапа целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Для этого ученики формулируют индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий; выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).

5. Этап реализации построенного проекта.

Основной целью этого этапа является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, с помощью предложенного эталона для самопроверки продолжает совершенствовать те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки. Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

Основная цель — закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

Для этого учащиеся еще раз проговаривают свои ошибки и уточняют алгоритм вынесения множителя из-под знака корня и внесение множителя под знак корня.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Основной целью этого этапа является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

Для реализации этой цели учащиеся, выполняют дифференцированную работу с тремя уровнями сложности выполненную по типу рабочей тетради. Затем проводят самопроверку своих работ по эталону для самопроверки и фиксируют знаково результаты (подчеркивают ошибки в своей работе). Фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения.

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

9. Этап рефлексии деятельности на уроке.

Основной целью этого этапа является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности.

Приложение (деятельность на уроке)