“Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родителям,
к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу,
к своей школе, постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит к своей
стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему”.
Д.С. Лихачев
Демократия широко распахнула “железный занавес”, закрывавший от нас долгие годы культуру и идеологию других стран. Но вместо высоких образцов культуры с экрана телевизора, с компьютерных дисков, с обложек книг и журналов на нас хлынул мутный поток низкопробной массовой культуры других стран. Этот поток захлестнул наших детей и подрастающее поколение Адыгеи и всей России захлебывается в нем. Нравственность, культура предков, народная мудрость, патриотизм уходят на задний план.
Школа сегодня, может быть, единственное место, где пытаются говорить о духовности, нравственности, патриотизме. Однако, школа не может быть отдельным островом. Школе надо помогать. Это стало понятно всем и рядовым гражданам, и руководству страны.
В.В. Путин говорит, что “утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения”. В столь опасной ситуации происходит постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в обозримом будущем. Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова “патриотизм” призваны образовательные учреждения, т. к. детство, юность – самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине.
Перед учителями государство ставит задачи - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Наша важная воспитательная миссия заключается в том, чтобы человек; которого мы творим, отвечал не только за каждый шаг своего сегодняшнего поведения, но и за будущее, а будущее – это ум, чувства, убеждения живого человека, корни которого закладываются в настоящем. И поэтому к учителю начальных классов предъявляются большие требования.
Воспитать патриота в одночасье нельзя – требуется ежедневная работа, продолжительная и целенаправленная.
Формируя чувство патриотизма у своих учащихся, я, как классный руководитель, опираюсь на любовь детей к семье, селу, природе. Приучаю их учиться чувствовать тех, кто и что их окружает, как это важно для них.
В работе по патриотическому воспитанию я использую следующие формы работы:
- уроки мужества
- родительские собрания
- тематические беседы;
- классные часы;
- экскурсии;
- выпуск стенгазет;
- внеклассные мероприятия;
- проектная деятельность.
Первый год учебы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Первый класс – серьезное испытание, как для ребенка, так и для родителей. Патриотическое воспитание начинается с первого родительского собрания.
На доске высказывание:
“Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной”. (А.С. Макаренко)
Я предлагаю родителям рассказ В. А. Сухомлинского,
“Две матери”
В маленькой больнице на окраине большого города лежали две матери – Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Сыновья родились в один день: у Чернокосой матери – утром, у Белокосой - вечером. Обе матери были счастливы. Они мечтали о будущем своих сыновей.
- Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком, - говорила Белокосая мать. – Музыкантом или пианистом, известным всему миру. Или инженером, построившим космический корабль, который полетит в космос к далекой звезде ... Вот для чего хочется жить...
А я хочу, чтобы мой сын стал добрым человеком, - сказала Чернокосая мать.– Чтобы никогда не забывал матери и родного дома. Чтобы любил родину и ненавидел врагов…
После чтения рассказа родители выбирают пословицу, которая подходит к рассказу.
“Мать, помни ты – главный воспитатель, главный педагог”.
(В.А.Сухомлинский)
Любовь и преданность к Родине начинается с признательности к матери, отцу. В первом классе у нас была проблема: мальчики не хотели служить в армии. После того, как они поработали над проектом “Где служил мой папа”, “Наши земляки – герои”, они заинтересовались родами войск. Теперь мечтают, что каждый, как папа, будет служить в армии.
Традиционными стали ежегодные праздники “Папа, мама, я – спортивная семья”, “Дед Мороз в гостях у первоклассников”, “Осенняя ярмарка”.
С первого класса все учащиеся выписывают республиканские детские журналы “Родничок” и “Жъогъобын”. Они не только выписывают, но и являются авторами многих рассказов. После проведения интересных мероприятий, учащиеся через газету делятся своими впечатлениями.
В нашей школе работает “Хьак1эщ” - “Гостиная”. В Хьак1эщ мы приглашаем почетных гостей нашей школы: членов Совета ветеранов, писателей, знаменитых спортсменов, старейшин аула. Здесь проводятся такие обрядовые мероприятия, как “Лъэтегъэуцу”-праздник первого шага, “К1ащ”- обряд врачевания больного, “Встреча весны”, “Адыгэ джэгу”, уроки этнокультуры.
Мои дети любят не только свой дом, свою семью, школу, но и свой аул - его улицы, такие родные и близкие, наш лес с его красотой и дарами.
Они убирают мусор, помогают старикам, развешивают кормушки и скворечники, а ведь это тоже, пусть маленькая, но ступенька к патриотическому чувству.
Учащиеся принимают активное участие в районных и республиканских природоохранных мероприятиях и завоевывают призовые места.
Доброта начинается от любви ко всему живому. В этом помогают нам экскурсии по родному краю.
Ребята не могут оставаться равнодушными, познавая удивительный мир природы и работая над такими проектами как “Защитим планету вместе”, “Мой аул”, “Курганы”, “День птиц”.
Откровенные беседы с учащимися дают очень хороший результат только в том случае, когда они чувствуют искренность собеседника. Вот тогда они прислушиваются к мнению взрослого, станут подражать его поступкам и это тоже необходимо использовать в работе над воспитанием чувства патриотизма, но если у взрослого это чувство есть.
Ещё хочется сказать, что ответственность за свои поступки ведёт к ответственности за дела коллектива. А ответственность - тоже составляющая патриотического воспитания.
Мои ребята ответственно относятся ко всем мероприятиям – результат: класс является победителем различных школьных, районных и республиканских конкурсов.
Подводя итог, хочется сказать, что при формировании чувства патриотизма необходимо учитывать интересы и ценностные установки детского коллектива, вовремя корректировать формы работы, показывать личный пример, а самое главное - формировать личность ребёнка на основе традиций и духовных ценностей семьи, школы, аула, всего многонационального народа.
У каждого человека Родина начинается с колыбельной песни, которую пела ему мать, потому что тот человек, который знает свои корни, любит свою малую Родину, гордится славой и культурой своих предков, будет уважать, и другие народы и понимать их национальные чувства.
Литература.
1. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.. Мы живем в России. - М., 2010.
2. Вострухина Т. Н. Воспитание толерантности у детей. - М.: Школьная пресса, 2011.
3. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребёнка. - М.: ТЦ “Сфера”, 2008.
4. Шоров И.А. Адыгейская народная педагогика. Монография. - Майкоп, 1989.