“Я очень люблю музыку”.
Это признание, сделанное Горьким в одном из писем к Ромену Роллану – французскому писателю, общественному деятелю, ученому, музыковеду, подтверждается как творчеством, так и общественной деятельностью Алексея Максимовича, его окружением, в котором далеко не последнее место занимали музыканты-композиторы, певцы, пианисты… Перед ними всегда гостеприимно были раскрыты двери дома радушного хозяина!
Я побывала в музее-квартире Горького. Находясь здесь, как будто окунаешься в то время, в ту атмосферу прошлого века. Так как семья Горького была очень творческой, в этом доме всегда звучала музыка.
Самая музыкальная комната в квартире – это Большая столовая. Здесь Горький читал свои произведения, тут проходили собрания, устраивались импровизированные концерты, пел Ф.И. Шаляпин, играл московский пианист и композитор А.Б. Гольденвейзер, создавший одну из крупнейших советских пианистических школ, ставший с 1906 года профессором Московской консерватории, получивший в 1947 году государственную премию.
Горький был отзывчивым и открытым человеком, и поэтому в его квартире 2-3 комнаты выделялось для гостей. Первая комната из них была комнатой Шаляпина – близкого друга Горького.
Шаляпин – российский певец (бас), народный артист. Большинство партий впервые исполнил на сцене Московской частной оперы, пел в Большом и Мариинском театрах. Представитель русского реалистического исполнительского искусства. Создал галерею разнохарактерных образов, раскрывая сложный внутренний мир героя. Он был камерным певцом (исполнял русские народные песни, романсы), режиссером, художником.
В комнате вещи Шаляпина, переданные музею старшей дочерью певца Ириной Федоровной, письменный стол, чернильница “Булька”, с которой он никогда не расставался, подсвечники, машинка для заточки карандашей, настольная лампа, альбом с видами Народного дома – подарок Ф.И. Шаляпину от А.М. Горького и архитектора П.П.Малиновского. На стене часы, подаренные Шаляпину “Обществом вспомоществования учащимся женщинам в Москве в 1903 году”. На стене, справа, фото Ф.И. Шаляпина с его женой Иолой Игнатьевной. Рядом фото Шаляпина с дарственной надписью Е.А. Пешковой, 1901 г. Слева от окна картина А.А. Рябушкина “Русь уходящая” - подарок автора Ф.И. Шаляпину.
…Горький познакомился с Шаляпиным в августе 1900 года, когда Федор Иванович приезжал с концертной программой на знаменитую Нижегородскую ярмарку.
В день знакомства Шаляпин исполнял в опере М.Глинки партию Сусанина. После окончания спектакля в артистическую вошел высокий, худой, чуть сгорбленный человек и коротко представился: Алексей Пешков, здешний житель, писатель – и почему-то сразу расположил к себе известного уже тогда артиста.
- Вы хорошо изобразили мужика, - сказал Алексей Максимович.
- Стараюсь правдиво его изобразить, - столь же лаконично ответил ему Федор Иванович.
А потом разговорились. Выяснилось: оба коренные волжане, стало быть, земляки. У обоих удивительно схожи биографии – трудное детство, нелегкая юность, и что самое примечательное – шли рядом, хоть никогда и не соприкасались, их жизненные пути.
Оба они в одно и то же время жили в Казани: Шаляпин мытарился “в учениках” у хозяина сапожной мастерской, а Пешков неподалеку, на параллельной улице работал в пекарне. Мало того: как известно, Горький был принят в хор Казанского оперного театра, Шаляпину же, у которого в этот период ломался, как у подростка, голос, было в работе хора оперного театра отказано. Позднее – пробираясь из Астрахани в Нижний Новгород, молодой Шаляпин, чтобы как-то в дороге прокормиться, “паузил” на остановках парохода. А Пешков почти одновременно работал грузчиком в Самарском порту.
Могли бы дважды встретиться в Тифлисе, да так и не повстречались, хоть в первый раз работали одновременно в Управлении Закавказской железной дороги, - правда, в разных “ролях”. Шаляпин – писцом в бухгалтерии, а Пешков тогда же – смазчиком-слесарем в мастерских. В то время Горький томился в тюрьме – в Метехском замке, который по прихоти что ли судьбы находился почти напротив театра.
После окончания гастролей Шаляпин должен был уехать в Москву. Но уезжать не хотелось. Жаль было расставаться с Горьким, остались неоконченные разговоры, не состоялись некоторые интересные знакомства, небезынтересно было послушать непривычные разговоры о всевозможных начинаниях, организуемых писателем, а главное – можно было петь, петь с великой радостью и наслаждением для него всюду, где они находились вдвоем. В свою очередь Горький был также всецело поглощен “простецким, душевным парнем”, огромный, изумительный талант которого вызывал восхищение.
И Ф.И. Шаляпин остался в Нижнем еще на несколько дней.
В эти дни нижегородцы часто видели знакомую им сутуловатую фигуру писателя в крылатке рядом с высоким, атлетически сложенным, в элегантном пальто и шляпе двадцативосьмилетним певцом. Они то прогуливались по Волжскому откосу и у стен кремля, то спешили к зданию театра или разыскивали по городу аккомпаниатора, который крайне был необходим для участия в задуманном концерте Шаляпина в пользу постройки нижегородского Народного дома.
Из книги “Памятники истории и культуры города Горького” я узнала, что идея строительства в Н. Новгороде особого дома “просвещения, труда и отдыха” возникла в конце 19 века в среде Общества распространения начального образования в Нижегородской губернии. В числе первых организаторов строительства были А.М. Горький, Н.П. Ашешев, А.И. Аинин, городской архитектор П.П. Малиновский, Ф.И. Шаляпин, врачи Н.И. Долгополов, В.Н. Золотницкий, а также А.А. Гусев, А.К. Гейнце и другие.
8 (21) августа 1900 года была произведена закладка здания. Строили Народный дом на средства общества и частные пожертвования. Проектирование здания и руководство его строительством безвозмездно взял на себя П.П. Малиновский. Осенью 1903 года постройка была закончена. 27 сентября того же года было организовано театральное товарищество. В его состав вошли А.М. Горький, Е.П. Пешкова, П.П. и Е.К. Малиновские, В.Н. Золотницкий, Н.И. Долгополов, Ф.И. Шаляпин, К.С. Станиславский, В.И Немирович-Данченко, В.В. Лужский, М.П. Лилина, Е.Н. Чириков и другие.
Шаляпин помог сбыться мечте Горького, давая в Нижнем концерты. Здесь был создан общедоступный театр, подобный московскому Художественному.
Искренняя любовь к Горькому сочеталось у Шаляпина и с глубоким уважением к нему. Справедливо считая Алексея Михайловича тонким знатоком музыки, певец чутко прислушивался к его суждениям как о самих произведениях, так и об исполнении.
В переписке с Горьким Шаляпин делится творческими замыслами, сомнениями, успехами, рассказывает о новых ролях, о своих режиссерских заботах. О том свидетельствует следующее письмо из “Летописи жизни и творчества Ф.И. Шаляпина”.
21 февраля (5 марта) “Дорогой Максимыч, ты, конечно, знаешь, что существует тонкий отличный пианист, имя которому Рауль Пюньо. Этот знаменитый пианист и милый человек очень любит меня как артиста, и в последний раз, неделю тому назад, после спектакля, на котором присутствовал он, и в котором пел я, Рауль Пюньо выразил мне восторженное желание написать какую-нибудь оперу для меня и, между прочим, спрашивал, не знаю ли я какой-нибудь такой пьесы, которую мне хотелось бы играть. Принимая в соображение, что Рауль Пюньо француз и что русскому сюжету музыку писать ему трудно, да и совсем, пожалуй, невозможно, я пригласил его на другой день пообедать, обещав подумать о сюжете. И вот сто мне пришло в голову, и о чем я ему рассказал: было бы очень хорошо и даже великолепно, если бы я мог играть царя Эдипа; само собой, разумеется, что это моя заветная мечта, но либретто…это же очень трудно сделать…да и кто может? Сейчас я, слава Богу, здоров и чувствую себя хорошо, на днях пел “Дон-Карлоса”, то есть Филиппа 2 Испанского и, слава Богу, хорошо. Мучаюсь с переводом “Псковитянки” на итальянский язык (т.е. моей роли Грозного только) – продолжаю трепетать за участь этой оперы в Милане и мечтаю в конце мая попасть к тебе на Капри, мечтаю также увидеть тебя в Милане…”
Из воспоминаний Рацкой я узнала, что в дни дружбы Шаляпин пел по настроению часто. Однажды, как вспоминает хозяин “сред”, он приехал довольно поздно, сказал: “Братцы, петь до смерти хочется!”, позвонил по телефону Сергею Рахманинову – композитору и пианисту огромнейшего дарования, нередко посещавшему телешовские литературные собрания.
Рахманинов приехал немедля и тут же сел за рояль… Как завороженные слушали присутствующие замечательный ансамбль! Шаляпин пел с особым вдохновением, увлек и Рахманинова. Горький музыку Рахманинова тоже знал; о некоторых любимых им рахманиновских фортепианных прелюдиях говорил, что он (Рахманинов) хорошо “слышит тишину”.
Две недели, проведенные Шаляпиным в Нижнем Новгороде, оставили огромный след в культурной жизни города, надолго запомнились.
“Мы все еще находились в том светлом настроении, которое вы нам создали, - писала Ф.И. Шаляпину некоторое время спустя Е.П. Пешкова - только и разговору, что о вас”.
С чувством благовейного восхищения вспоминали Ф.И. Шаляпина и “маленькие люди”, многочисленные почитатели, слышавшие артиста и в опере, на ярмарочной сцене, и у открытого окна Канатной улицы, и концерте в городском театре, где так мощно и призывно звучали в его устах “Давай полетим! Мы вольные птицы” и знаменитая, столь многозначная “Блоха”.
“Ф. Шаляпин – лицо символическое. Такие люди, каков он, являются для того, чтобы напомнить всем нам: вот как силен, красив, талантлив русский народ!” - скажет позже М. Горький.
Горький любил послушать музыку, особенно Грига. “Горький после упорной каждодневной работы приходил посидеть с нами, - вспоминал Н. Буренин – “товарищ русский”, иными словами организатор выступлений и переводчик, хороший пианист. – Обычно он усаживался на ступеньки у камина. Когда он очень вспыхивал, огромная тень Алексея Максимовича падала на противоположную стену, то увеличивалась, то уменьшалась. Он любил ворочать огромные поленья в камине и слушать Грига. В течение трех месяцев Горький неизменно слушал своего любимого Грига и часто просил неоднократно повторять какое-нибудь произведение”.
Неповторимое своеобразие музыки Грига, корнями связанной с норвежским народным творчеством, и поразительная живописность – вот что покоряло писателя, что было ему дорого и близко.
Композитор Ф.А. Шапорин вспоминал, как Алексей Максимович говорил: “Слушая Грига, видишь чудесные картины северной природы: туманное утро, солнечные лужайки, фьорды и скалы, мирное пастбище, тихий ручеек…”!
До конца жизни вспоминал Юрий Александрович Шапорин свои встречи с Алексеем Максимовичем Горьким. Их сдружила любовь к музыке и литературе и почти полная солидарность в вопросах музыкального творчества.
Как относился Горький к музыке Шапорина?
Одобрительно – скажут те, кто знал, как часто Шапорин навещал писателя, как, несмотря на чудовищную перегруженность общественной и литературной работой, Горький находил время, чтобы побывать на репетициях симфонии композитора, а потом дружески беседовать с ним.
Горький был выдающимся человеком, связанным с музыкой, доказательством тому является литературный музей им. Горького. Здесь находится рояль фирмы “Бехштейн”, купленный А.М. Горьким в 1916 году для Е.П. Пешковой. Здесь же меня заинтересовал свистковый музыкальный инструмент – окарины. Их привез из Италии, с Капри в 1913 году Горький. Комната, где собирались гости послушать музыку, окутана теплым красным цветом. 9 больших и уютных залов, наполненные светом, гостеприимством и добротой, способствуют творческому вдохновению. В каждом из них есть частичка жизни известных писателей, поэтов, музыкантов.