Цели: ознакомить с рассказом Куприна “Слон”, дать представление о жизни и творчестве писателя, учить понимать поступки героев и их эмоциональное состояние.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя; понимать содержание художественного и научно-популярного текста, задавать вопросы к прочитанному тексту; согласованно работать в паре; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; высказывать своё мнение о прочитанном произведении; подводить итог своей деятельности на уроке.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: учебник “Литературное чтение”, карточки с текстом о слоне, проектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
Пусть проходят дни, столетья,
Тысячелетья пронесутся –
Доброта и милосердье
Ценностями остаются.
Сегодня на уроке на примере нового рассказа мы поведём разговор о том, как добро, понимание, отзывчивость могут сотворить чудо, спасти жизнь.
2. Разминка речевого аппарата. (Презентация. Слайд 3)
Прочитайте загадку, отгадайте её.
Набирает воду носом,
Будто шлангом и насосом.
Ставьте зонтиков заслон:
Всех сейчас окатит…(слон).
– Прочитайте по слогам орфографически.
– Прочитайте с ускорением.
– Прочитайте весело.
– Прочитайте грустно.
3. Введение в тему урока. (Приложение 2)
У вас на столах лежат карточки с текстом о слонах. Вы будете работать в паре. Ваша задача внимательно прочитать текст, постараться запомнить как можно больше информации. После почтения вы должны придумать 2–3 вопроса.
1-й ряд – к первому абзацу текста.
2-й ряд – ко второму абзацу текста.
3-й ряд – к третьему абзацу текста.
Договоритесь, кто какой вопрос будет задавать и кого вы бы хотели спросить. Пара, закончившая работу подает знак о готовности (дети берутся за руки и поднимают руки вверх).
Проверяем задание: задайте свой вопрос, назовите от кого вы хотите услышать ответ, оцените правильность ответа.
Мы много интересного узнали о слонах. а сейчас давайте полюбуемся этими могучими животными. (Слайд 3, 4, 5)
– Ребята, кто уже догадался, о ком мы будем читать?
(Слайд 6)
– Как называется рассказ? Интересно ли вам узнать его содержание?
– Кто написал? Знаете ли вы о жизни и творчестве этого писателя?
– Давайте поставим цели нашего урока.
(Слайд 7)
Познакомиться с жизнью и творчеством Куприна.
Познакомиться с содержанием рассказа “Слон”.
Работать над грамотностью, скоростью чтения.
4. Знакомство с жизнью и творчеством писателя.
(Слайд 8).
Рассказ учителя.
Александр Иванович Куприн родился 7сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер, когда мальчику шёл второй год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион. Позднее Куприн писал о своём детстве “Бывало, в раннем детстве вернёшься после долгих летних каникул в пансион. Всё серо, казарменно, пахнет свежей краской и мастикой, товарищи грубы, начальство недоброжелательно. Пока день ещё крепишься кое-как, но когда настанет вечер, и возня в полутёмной спальне уляжется, о, какая нестерпимая скорбь, какое отчаяние овладевает маленькой думой! Грызёшь подушку, подавляя рыдания, шепчешь милые имена и плачешь, плачешь, плачешь…” Часто люди, испытывающие трудности в детстве, учатся стойко их преодолевать. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России. Современники писали о Куприне как о мускулистом силаче с зоркими глазами, человеке энергичном, волевом, азартном и даже рисковом. Он жил в постоянном движении, поиске: в 43 года научился плавать у мирового рекордсмена, с другим известным спортсменом поднялся на воздушном шаре, одним из первых в мире спустился на морское дно в водолазном костюме. Он любил цирк, животных, особенно лошадей. Все его друзья и знакомые были удивительными людьми: известный борец, дрессировщик, клоун, певец, писатель. Много разных рассказов написано Куприным для взрослых, но есть у него и рассказы для детей. С одним из них мы сегодня познакомимся.
5. Работа по теме урока.
- Прогнозирование содержания рассказа.
(Слайд 8)
– Перед чтением рассказа я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации к рассказу “Слон” и попробовать понять, о чем этот рассказ. (Выслушиваются предположения детей.)
- Зарядка для глаз.
– Во время чтения мне потребуется ваша помощь. О чем должен помнить читающий ученик, чтобы его было интересно слушать?
- Беседа по первичному восприятию.
– Понравился ли вам рассказ?
– Что вы испытывали при чтении текста?
– Выберите из предложенных слов те, которые передают ваше настроение в начале и
в конце произведения. (Слайд 11)
6. Подведение итогов.
– Что вы узнали о жизни и творчестве А.И.Куприна?
– Что помогло больной девочке выздороветь?
– Чтение кого из детей показалось вам наиболее интересным? Почему?
7. Рефлексия. (Слайд 12)
Литература:
- “Литературное чтение” Учебник для 3 класса начальной школы. Часть 2. Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. Издательство “Просвещение”, 2012, 2013.
- Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению . 3 класс. Москва, “Вако”, 2013.