Цель.
1. Образовательные:
- обобщить знания детей о стихах русских поэтах 19 века;
- отрабатывать умения определять автора по строкам из его произведения;
- совершенствовать умения в выразительности чтения стихотворений и умения находить средства и приёмы лирического произведения;
2. Развивающие:
- создавать условия для развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, умения анализировать, сравнивать);
- развивать речь у детей, виды речевой деятельности: слушания, чтения, говорения;
- обогащать словарный запас учащихся.
3. Воспитательные:
- создавать условия для воспитания таких качеств личности, как взаимопомощь, сопереживание, сочувствие;
- показать значимость нравственной категории “человечность”;
- формировать интерес к чтению, чуткое отношение к красоте родной природы, к своей Родине через поэзию и искусство.
Оборудование: записи классической музыки: П.И. Чайковский “Времена года”, компьютер, мультимедийный проектор, карточки для групповой работы, портреты поэтов: И.С. Никитина, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета, Е.А.Баратынского, А.Н.Плещеева, Н.А.Некрасова, И.А.Бунина; книги русских поэтов;
Организация рабочих мест: парты расставлены по группам; на столах карточки – схемы; оценочный лист; словари настроений; учебник “Литературное чтение” (авт. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий).
Ход урока
1. Психологический комфорт.
– Добрый день ребята. Я рада с вами встретиться на уроке литературы.
Наш урок посвящен тому, о чем слагают стихи и прозу, ей посвящают музыкальные произведения, ее изображают художники. Многие люди синонимом к ней называют слова “душа”, “свобода”, “музыка”, “язык”. Она полна загадок, и не каждый мудрец может их разгадать. (Дети дают варианты ответов….)
Учитель:
– Сегодня мы будем говорить о природе и восхищаться природой, которая так влияет на наше настроение. Поэтому тема нашего урока: Поэты и художники о родной природе.
Поздороваемся с природой.
– Здравствуй, природа!
Мы сегодня постараемся раскрыть прелести природы через наш урок, который пройдет в виде устного журнала. Первая страница журнала называется “Природа и мы”
– Я предлагаю вам упражнение для дикции.
– Читаем по указке молча, шепотом, тихо, громко.
Шум, блеск, всплеск, гам,
Гром, треск, плеск, трам!
– Похожи ли эти строки на стихотворение? Если да, почему?
– Один из признаков стихотворения рифма.
– Назовите ещё один признак стихотворения? (Интонация.)
– Прочитаем строки, выделив первое слово. Попытайтесь передать
радость.
– Читаем с интонацией удивления, выделяя четвёртое слово.
– Нас окружает удивительная и прекрасная природа. Оно из удивительных
явлений природы – это времена года. Они идут чередой и каждый раз неповторимы.
У каждого человека есть свое любимое время года. Я люблю зиму, с ее великолепными коврами. Как говорит поэт А.С. Пушкин:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит.
– А вам какое время года нравится? Послушаем вас. Кто желает?
(Выступление учеников.)
– В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем
времена года… Если мы узнаем, поймём, как видят и чувствуют времена года поэты,
мы с вами станем богаче. Богаче духовно, мы словно проникнем в душу другого
человека. А научившись понимать стихи, мы научимся лучше понимать людей.
– Есть ли у вас любимые стихи о природе? Назовите автора. Прочитайте наизусть.
(Чтение стихов учащимися: Ф.И. Тютчев “Весенняя гроза”, И.С.Никитин “Встреча зимы”, А.А. Фет “Весенний дождь”.)
– Оцените свои ответы. (Работа с оценочным листом.)
– А какие пословицы, поговорки и загадки о временах года вы знаете?
Осень прикажет, а весна свое скажет.
Лето собирает, а зима поедает.
Красное лето – зеленый покос.
Работа в группах.
Первая группа.
– Из какого стихотворения взяты эти строки:
Месяц огненным шаром встаёт,
Красным заревом лес обдаёт.
(Иван Савич Никитин “В синем небе плывут над полями”…)
– Оцените свои ответы. (Работа с оценочным листом.)
Вторая группа.
– Найдите олицетворение. Что оно помогает почувствовать и понять?
(Шаром встаёт; лес обдаёт; восхищение поэта природой.)
– Прочитайте выразительно всё стихотворение (чтение стихотворения по
цепочке).
– Оцените свои ответы. (Работа с оценочным листом.)
Третья группа.
– Какие приёмы помогают Евгению Абрамовичу Баратынскому создать торжественное настроение в стихотворении “Весна, весна! Как воздух чист!”…
(Много восклицательных предложений, повторы, короткие слова, которые не употребляются в повседневной жизни, а только в книжной речи.)
– Послушаем ребят 3-й группы. Постарайтесь передать торжественное
настроение этого стихотворения (чтение стихотворения в парах).
– Оцените свои ответы. (Работа с оценочным листом.)
Четвертая группа
– Почему слово “Осень” Иван Алексеевич Бунин пишет с большой буквы? (Автор
одушевляет осень, сравнивает её со вдовой, использует приёмы олицетворения и
сравнения.)
– Оцените свои ответы. (Работа с оценочным листом.)
Пятая группа.
– Чего он достигает необычным изображением осени?
(Эти приёмы помогают ему нарисовать живой и печальный образ вдовы-Осени и дать всем понять, что красота осени недолговечна.)
– Зачитайте отрывок об образе вдовы – Осени. Почему её так назвал автор?
(Выборочное чтение.)
– Оцените свои ответы. (Работа с оценочным листом.)
Шестая группа.
– Назовите автора этих строк и определите сравнения и эпитеты:
Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
– Оцените свои ответы. (Работа с оценочным листом.)
– А теперь откроем вторую страницу, которую назовем“Живопись и природа” и совершим путешествие через времена года вслед за Левитаном, Шишкиным и Саврасовым. Эти великие живописцы оставили нам замечательные картины. Живописец-это художник, который работает красками. Что ни пишет художник, он старается ,чтобы на холсте всё выглядело как живое. От этого слово такое– живопись. Эти картины вы можете увидеть на экране. http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text Хочу обратить ваше внимание на знакомую вам картину Алексея Кондратьевича Саврасова “Грачи прилетели”. А вы подумайте, какие стихи созвучны этой картине? (Чтение стихов.)
Прислушайтесь, пожалуйста, к этой картине. Что можно услышать?
(Шум, хлопанье крыльев, птичий гомон.)
Открываем третью страницу, которая называется“Певцы природы''.
Посмотрите, пожалуйста, на эту картину. Перед вами – одно из лучших творений Отечественной пейзажной лирики – картина Ивана Ивановича Шишкина“Рожь”.
Шумит и колышется необъятное море ржи. Только чуть расступается оно, чтобы пропустить полевую дорожку. Среди золотистых хлебов стоят одинокие сосны. Светлыми, голубовато– зелеными, золотисто – коричневыми, лучезарными красками! И даже кучевые облака подчёркивают жизнерадостность.
Изображению осени посвятили свои произведения многие художники. Например:“Рожь” Ивана Шишкина,“Жатва” А.А. Пластова,
”Хлеб” Т.Н. Яблонской.
Смотришь на картину Шишкина“Рожь”– и глаз не оторвёшь – вот она, родная земля, с её раздольем, богатством земли, благозвучностью бытия.
Конечно, о картинах Шишкина можно говорить часами. Ведь художники – искатели красоты. Они умеют увидеть прекрасное в том, к чему мы обычно остаёмся равнодушно. Они помогают нам понять прелесть природы.
– Раз мы заговорили о картинах Шишкина, послушаем ваши сообщения:
(Родился Шишкин в 1832 году в городе Елабуге. Это небольшой старинный городок, расположенный н высоком берегу Камы, среди лугов, полей озёр, прекрасных сосновых лесов. Он любил бродить по сосновым лесам, которые оставили неизгладимый след в душе юного художника. Он приходил домой, и всё увиденное старался нанести на бумаге. Родители хотели, чтобы он стал купцом, но он мечтал стать художником. И в 1852 году поступил в училище живописи, потом в Академию художеств. И Шишкин стал знаменитым художником. Его справедливо назвали“Богатырём русского леса”. Многие его картины экспонируются в Третьяковской галерее. Умер он в 1898 году. А дом, где родился и рос великий художник – теперь музей Шишкина. И этот мемориальный музей предполагает точное воссоздание обстановки такой, какой была при жизни Шишкина. С трудом и не без помощи жителей Елабуги восстановили всё: и обои, и мебель, и веранду, и ворота, и всё остальное в прежнем виде. И собрано в музее более пятидесяти работ Шишкина.)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000693-1000-4ddd-851f-150047554389/i02_29_30_02.swf
– Природу воспевали не только поэты и художники, но и композиторы.
Послушаем знаменитое произведение П. И. Чайковского “Времена года”.
– Читая стихи, слушая музыку о природе, мы учимся видеть, чувствовать красоту
природы, и от этого мы становимся добрее, душевнее. Закроем страницу словами
Л.Н. Толстого
”Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней”.