Цель мероприятия: Развитие нравственных качеств личности, чувства товарищества, готовности прийти на помощь друзьям.
Задачи:
- Формировать основы экологической грамотности: представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите.
- Воспитывать бережное и доброе отношение к природе и друг к другу.
- Развивать умение взаимодействовать со сверстниками: умение договариваться, слаженно соревноваться в подгруппах, парах.
- Доставлять детям радость от участия в общем празднике.
Учителя начальных классов гимназии №17 Рязанцева О.Н., классный руководитель 3 “в” класса, Ножкина Т.А., классный руководитель 2 “в” и 4”б” классов, учитель музыки Лужецкая О.Е., совместно с работниками детской библиотеки № 1 разработали сценарий экологического праздника “В гости Ёлочка пришла”. Работа по экологическому воспитанию подрастающего поколения среди учеников ведется с первых дней обучения. Ведь младший школьник душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, все воспринимает с любовью, испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным.
Каждому ребенку присущ “театральный инстинкт” – стремление посредством игры побывать в роли другого – птицы, животного, дерева. Что было все наглядно, ребята своими руками, не без помощи родителей, сделали костюмы.
Ведущий: Праздники веселые недавно мы с Вами отмечали, Новый год и Рождество встречали. Мы на эти праздники елочку наряжали. А почему её верхушку украшают звездочкой, кто знает? Говорят, что маленькая елочка очень хотела порадовать младенца Христа. Когда родился маленький Христос и Дева Мария, спеленав, положила его в простые ясли на сено, слетели с неба ангелы, чтобы посмотреть на него. Увидевши, как проста и убога пещера и ясли, они тихонько шептали друг другу: “ Нужно украсить пещеру: пусть она будет, как можно красивее и наряднее – ведь в ней спит Сам Христос!” Полетел один ангел на юг. Набрал много алых роз; лилий, белых как снег, нежных фиалок, маков, колокольчиков, и все эти цветы принес в пещеру. Другой ангел полетел на север. Там была зима. Поля и леса были устланы тяжёлым покровом снега. И ангел, не найдя никаких цветов, хотел лететь назад, но вдруг увидел зеленевшую среди снега ёлку. Подумал: “Это деревце такое простенькое. Пусть оно, единственное из всех растений севера, посмотрит на маленького Христа”. И он унес с собой скромную елочку. В пещере маленькая елочка увидела прекрасные цветы и опечалилась – зачем я такая некрасивая и простенькая. Деве Марии сделалось жаль елку. Она улыбнулась и сделала знак рукой. И тогда произошло чудо: тихо с неба спустилась яркая звездочка и украсила собой вершину елки. А за ней сошли другие и разукрасили остальные ветки. А цветы с удивлением смотрели на неё. И елочка чувствовала себя вполне счастливо. С тех пор люди украшают каждый год на Рождество елки в память о первой елке – той, которая была украшена настоящей звездой с неба.
Вначале мероприятия звучит гимн “Время верить в Чудеса”, его гимназисты разучили для светлого праздника Рождества Христова.
Затем к ребятам выходит Ёлочка и рассказывает, почему существует традиция её украшать.
Ученики рассказывают стихотворение:
– Ёлочка, здравствуй! Тебя мы возьмём,
В город далекий с собой увезём.
– Милые дети, не троньте меня,
Дайте дожить до весеннего дня!
– Ёлочка, ёлочка, сколько свечей
Мы бы зажгли на верхушке твоей!
– Милые детки! В лесу надо мной
Звезды сияют короной ночной!
– Ёлочка, ёлочка! Сладких конфет
Здесь у тебя уж, наверное, нет?
– Детки! Вы летом придите ко мне –
Ягоды будут в лесной глубине.
– Ёлочка, холодно, жутко зимой,
Лучше на санках поедем домой!
– Детки! Сам Бог уж подумал о нас,
Ёлкам из снега Он шубы припас.
– Ёлочка! С нами не будешь скучать,
Будем мы петь, танцевать и играть!
– Детки! Могу ль я у вас не грустить?
Лес мой родной не могу я забыть.
– Ёлочка! Как же скажи, без тебя
Праздник мы будем встречать у себя?
– Детки, за то в светлый праздничный час,
Ёлочка будет молиться за вас.
Ведущий загадывает загадки о животных:
Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится. (Заяц.)
Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка.)
К Ёлочке выскакивает Заяц – беляк, лихо трясет ушами и повествует Белочке о том, что он вовсе не труслив, а просто осторожен, и даже спит с открытыми глазами. А ещё он мастер маскироваться. Летом он темный, попробуй среди веток его найди, а зимой когда кругом сугробы – белый.
Загадка:
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало –
Нет ни дыма, ни пожара.
К Ёлочке выходит Лиса. Она рассказывает, что на домашних птиц она охотится редко, всё больше на грызунов. Полевки, мыши да суслики – вот её еда. Летом не отказывается от насекомых и ягод.
Выпорхнула к Елочке Синица.
Загадка:
Спиной зеленовата,
Животом желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
Синицы – значит, синие? На самом деле в оперении этих птиц тонов совсем нет. А почему тогда синицы? Птицы издают довольно громкий мелодичный посвист: “сии – сии”. А в солнечный денек можно услышать и “си – ни – ца”. Ну, раз сама себя называет, стоит ли людям спорить?
Появляются у Ёлочки Снегири.
Чернокрылый, красногрудый, и зимой найдет приют:
Не боится он простуды – с первым снегом тут как тут!
Они – птицы солидные, не суетятся, не торопятся. Снегири еще и “рыцари”: самцы, как бы ни были голодны, всегда уступят лучшие гроздья рябины самке. Придет лето, и улетят снегири в лес. Там устроят гнезда и дважды за лето выведут по восемь – четырнадцать птенцов. А поздней осенью вместе с молодыми по первой пороше появятся в городе. Недаром же зовут их снегири – со снегом и прилетают.
Подлетел к Ёлочке Дятел.
Черный жилет,
Красный берет,
Нос, как топор,
Хвост, как упор.
Если жуки – короеды до сих пор не уничтожили наши леса, то в этом немалая заслуга дятлов. Они не просто уничтожают жуков и их личинки, они достают их, откуда никто не может достать, и делают это языком. Он у них длинный (до 10 сантиметров), клейкий, с острыми и твердыми зазубринами на краях.
Выпорхнула к Ёлочке Сорока – белобока.
Длиннохвостая она, со спины черным черна.
Брюхо белое да плечи. Тарахтенье вместо речи.
Мало кто знает, что эти легкомысленные “сплетницы”, “трещотки”, как называют их в народе, – дружные и верные супруги. Гнездо строят вместе. Когда появляются слабые и беспомощные птенцы, мамаша не покидает их, согревает, а самец носит им еду. Сорока действительно белобокая: белые перья всегда чистые и приглаженные. Как –то умудряется сорока не запачкаться в любых условиях.
Появляется у Ёлочки Воробей – самая распространенная птица на Земле.
Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет.
Хочет сделать шажок – получается прыжок.
В нашей стране существует два вида воробьев: городской и полевой, или деревенский. Деревенский воробей меньше, но наряднее, ярче городского. У него есть приметная “шапочка” коричневого цвета. Любят воробьи селиться семьями. Так и опасность замечать легче, и скорее корм найдешь. За весну и лето у них по два, а то и по три раза малыши вылупляются. Летают птички-невелички, чирикают, вредных насекомых уничтожают, растения и деревья от вредителей спасают. Воробей – птица очень умная. Он живет рядом с человеческим жильем, но поймать его трудно. Не случайно есть пословица о том, что “ старого воробья на мякине не проведешь”.
Ребята, а какие еще пословицы и поговорки Вы знаете? Все собравшиеся на экологическом празднике школьники со знанием дела отвечали:
- Ворон ворону глаз не выклюет.
- Красна птица пером, а человек умом.
- На чужой сторонушке рад своей воронушке.
- Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
- У каждой пташки свои замашки.
- Цыплят по осени считают
- Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
- Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.
- Всякий кулик свое болото хвалит.
- Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.
- Одна ласточка весны не делает.
- Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел.
- Коготок увяз, всей птичке пропасть.
- Любит кукушка чужие годы считать.
Птичьи мудрости мы знаем,
Пословицы и поговорки, связанные с птицами называем,
И народные приметы к сведению сообщаем.
- Ребята рассказывают, какие народные приметы им известны.
- Воробьи дружно зимой раскричались – к оттепели.
- Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.
- Если пестрый дятел стучит клювом по суку в погожий день – значит, быть дождю.
- Кукушка стала куковать – морозу не бывать.
- Синица зимой с утра начинает пищать – жди ночью мороза.
- Если в мае в лесу настоящий птичий переполох – к урожайному лету.
- Стрижи летают высоко и с криком – признак хорошей погоды. Летают низко – к перемене погоды.
- Воробьи перелетают стайками с места на место – перед сильным ветром.
Ребята помнят о том, что зимой пернатые гибнут не столько от холода, сколько от голода. Лучше всего устраивать столовые для зимующих птиц в лесах, парках, за окном городской квартиры.
“Приучите птиц в мороз к вашему окну.
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну”.
В процессе подготовке к этому экологическому празднику дети проявили любознательность и живой интерес к познанию мира природы, их активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, их поведение в окружающей биосфере стало более осознанным и адекватным.