Жизнь и музыкальное творчество А.П. Бородина

Разделы: Музыка


Введение.

Данный план урока подходит для проведения открытого урока, на котором присутствуют ученики с 4 по 10 классы, но он может быть использован и для проведения урока с одним классом.

Цель: популяризация имени великого композитора, учёного-химика А. П. Бородина.

Задачи:

  1. Познакомить с музыкальным творчеством композитора, пробудить интерес к музыке и химии.
  2. Воспитывать чувство прекрасного, чувство патриотизма и гордости за отечественную историю и искусство.
  3. Развивать творческие, интеллектуальные и коммуникативные способности обучающихся.

Оборудование: слайд-презентации, портреты современников А. П. Бородина, музыкальные произведения Бородина, ТСО.

Перед уроком учащимися 6–10 классов под руководство учителя готовится музыкально-литературная композицию по мотивам оперы “Князь Игорь”. Ученики из класса выбирают себе персонажей оперы (князь Игорь, его жена Ярославна, половецкий хан Кончак и прочие) и получают на руки тексты соответствующих стихов и песен, которые или учат наизусть, или используют в процессе исполнения композиции.

Участвующие обязательно должны быть знакомы с сюжетом “Слова о полку Игореве” и добровольно согласиться на участие в той или иной роли. Учителю необходимо заранее подготовить каждого ученика к выступлению, ответить на все интересующие учеников вопросы по этой теме.

Выступления учеников в композиции происходят под заранее подготовленные музыкальные записи или под живое исполнение учителя на фортепиано. Также по ходу повествования показываются слайды специально заготовленной презентации, повествующей о сюжете оперы, и звучит пересказ сюжета учителем.

Ход мероприятия

Учитель музыки: Сегодня мы познакомимся с жизнью и музыкальным творчеством Александра Порфирьевича Бородина. Это русский композитор и талантливый химик, ученый и педагог, поэт и профессор медицины, дирижёр и музыкальный критик, активный общественный деятель.

По ходу урока ученикам показываются отдельные слайды презентации о Биографии Бородина (Презентация 1).

Слайды 1–4. Великий химик и композитор А. П. Бородин.

Две страсти владели Бородиным с детских лет – к химии и музыке.

В. В. Стасов, музыкальный критик говорил о Бородине: “А. П. Бородин равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе…”

Д. И. Менделеев писал о Бородине: “Первоклассный химик, которому многим обязана химия”.

Слайды 5–7. Семья и детство А. П. Бородина. Царское Село.

31 октября (12 ноября) 1833 года в Царском Селе под Петербургом родился мальчик, о чём в церковной книге появилась запись: “Пантелеймоновская церковь в Санкт-Петербурге, 1833 года, октября, тридцать первого числа… у дворового человека Порфирия Ионова Бородина и законной жены его Татьяны Григорьевой родился сын Александр”. Но в этой записи верно лишь то, что родился мальчик по имени Александр. Настоящим отцом Саши был князь Лука Степанович Гедианов, из древнего рода Имеретинских, мать – солдатская дочь Авдотья Константиновна Антонова. Князю было, без малого 60 лет и в Москве у него существовала законная семья. Ни на что не надеялся князь, но его полюбили. Так и прожили родители Александра невенчанными супругами более 10 лет в любви и согласии. Вот оттого их сын узаконен именем дворового человека, по метрическому свидетельству – он крепостной своего отца. Лука Степанович всегда мечтал о сыне и сожалел, что не может дать ему своего имени. Перед своей кончиной он дал вольную крепостному мальчику. В наследство Авдотье Константиновне он оставил большой дом, а сыну – икону Николы Мирликийского древней работы.

Мать Саши была женщина умная, энергичная, она души не чаяла в своем сыне и не жалела средств на его обучение. В виду болезненной хилости мальчика воспитывали дома, под руководством опытных преподавателей. Мать в свободное время очень любила играть на гитаре. Тогда сын присаживался у её ног и слушал, как зачарованный, чудесные звуки гитары и пение матери. Заметив это увлечение музыкой, Авдотья Константиновна пригласила учителя обучать его игре на флейте.

Музыкальная страничка: учитель исполняет на блок-флейте небольшую песенку.

Вскоре появилось желание самому писать музыку. Талантливый мальчик в 9 лет сочинил небольшую фортепианную пьесу “Полька Элен”, в 13 лет – концерт для флейты в сопровождении фортепиано. А в 1849 году удалось издать несколько пьес юного композитора.

Музыкальная страничка: учитель исполняет “Польку” Бородина; учитель и ритмический оркестр 4 и 5 классов исполняют “Мазурку” Бородина. Приложение 3, Приложение 4.

Слайды 8–9. Учёба в Медико-хирургической академии.

Летом 1850 года Александр Бородин поступает вольнослушателем на медицинское отделение Медико-хирургической академии. Медико-хирургическая академия, открытая в Петербурге в конце ХVIII века, представляла собой самое крупное высшее учебное заведение России. А. П. Бородин даже во время учебы не оставляет музыки. Он посещает музыкальные вечера, концерты.

Слайды 10–11. Бородин – профессор медицины.

В 1856 году Бородин на “отлично” закончил Медико-хирургическую академию и начал работать во Втором сухопутном госпитале. Он стал профессором медицины.

Слайды 12–17. Бородин – талантливый химик.

К своему любимому занятию химией он смог вернуться только после сдачи экзамена на степень доктора медицины – его диссертация имела химическую направленность. В ученых кругах заговорили о Бородине как о молодом, подающем большие надежды химике. В 1859 году Бородина командировали для усовершенствования знаний по химии в немецкий город Гельдейберг.

Учитель: Какие черты характера вы угадываете в человеке, сочетавшем в себе и любовь к музыке, и интерес к науке?

Ответ учащихся: Талантливость, ум, образованность, любознательность, любовь к труду…

Учитель: Всё это так, Бородин был именно таким выдающимся человеком. Благодаря этим качествам русская интеллигенция заслужила уважение не только в России, но и во всём мире.

Слайд 18. Встреча с Прототоповой.

Музыкальная страничка: по ходу повествования учитель музыки исполняет фрагмент до-диез минорного вальса Шопена (после слов “произведения Шопена”) и фрагмент Марша Мендельсона (после слов “они поженились”).

Городу Гейдельбергу Бородин обязан тем, что встретил там свою первую и единственную любовь, будущую жену Екатерину Сергеевну Прототопову – верного друга, серьезного критика его музыкальных произведений, страстную почитательницу его таланта. Вот как это произошло.

В Гейдельберге Александр Порфирьевич находит много знакомых, приобретает новых друзей. Молодые ученые собираются вместе. Так образовался гейдельбергский кружок, в который входили Менделеев, Сеченов, Боткин и другие учёные. На собраниях кружка обсуждали новые находки в области науки, литературы, музыки, устраивались музыкально-литературные вечера. На одном из таких вечеров происходит знакомство с русским писателем Тургеневым.

Однажды присутствовала на вечере недавно приехавшая специально по этому поводу пианистка Екатерина Сергеевна Протопопова. Она играла произведения Шопена и Шумана. “Пока я играла, – вспоминала она, – Бородин был у рояля и весь превратился в слух. Он тогда ещё почти не знал Шумана, а Шопена разве только немного больше. Он себя в первый же день знакомства отрекомендовал “ярым мендельсонистом”. Вскоре они поженились.

Слайд 19. Ноктюрн.

Квартет № 2, который композитор посвятил своей жене, называют жемчужиной русской классики. Композитор первую часть квартета назвал “Ноктюрн”.

Также необыкновенно поэтичен ноктюрн Бородина из фортепианной сюиты. Его мы и послушаем в исполнении учителя музыки.

Музыкальная страничка: учитель просит ученика прочитать на фоне музыки текст: “Ноктюрн в переводе с французского – ночной. Ноктюрном называют лирические и мечтательные пьесы, навеянные образами ночи”.

Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, –
И мы плывём, пылающею бездной
Со всех сторон окружены,
Ф. Тютчев.

Слайды 20–21. “Могучая кучка”.

Решающим в музыкальной биографии Бородина стал 1862 год, когда он познакомился и подружился с Милием Балакиревым и его кружком “Могучая кучка”, в которую входили Цезарь Кюи, Николай Римский-Корсаков, Модест Мусоргский. Это были богатыри, которые прославили русскую музыку. Под их влиянием Бородин начал работу над 1 симфонией.

Слайды 22–23. Симфонии.

Всего Бородиным написано три симфонии и одна из них называется “Богатырская”.

Учитель: Давайте вспомним музыку этой симфонии. Посмотрите на картину Васнецова “Три богатыря” (ученикам показывается фотография картины). Послушайте начало симфонии, глядя на эту картину, и подберите слова к характеру музыки. Какая музыка?

Музыкальная страничка: звучит короткий фрагмент симфонии № 2.

Ответ учащихся: Сильная, мужественная, суровая, могучая, энергичная, смелая, богатырская…

Учитель: Молодцы. Так композитор хотел изобразить величие своей страны, крепость духа и мужество её защитников.

Находясь в Йене (Германия), Бородин посетил театр, концерт из произведений Ф. Листа, на который приехал и сам автор. Узнав по визитной карточке, что приехал Бородин Лист стремительно вышел к нему навстречу и, протягивая руку, сказал: “Вы написали превосходную симфонию”. Впоследствии Бородин описал эту встречу в своём музыкальном очерке.

Слайд 24. Бородин – лирик.

Бородин обладал даром поэта и иногда сочинял стихи.

Учитель просит ученика прочитать стихотворение композитора:

Я спросил у свободного ветра:
“Что мне делать, чтоб быть молодым?”
Мне ответил играющий ветер:
“Будь воздушным, как ветер, как дым”.
Л спросил у могучего моря:
“В чём великий завет бытия?”
Мне ответило звучное море:
“Будь всегда полнозвучным, как я!”
Я спросил у высокого солнца:
“Как мне вспыхнуть светлее зари?”
Ничего не ответило солнце.
Но душа услыхала: “Гори!”

Дар поэта появился у Бородина не сразу. Он очень любил народные песни, и собирал их, будучи в деревнях. Однажды, написав небольшое произведение, он не смог найти соответствующие слова к музыке и попытался написать их сам. Таким образом, появились такие вокальные произведения, как “Морская царевна”, “Песня тёмного леса”, “Фальшивая нота”, “Море” и другие.

Слайды 25–26. Песни и романсы Бородина на стихи знаменитых поэтов.

Музыкальная страничка: учитель исполняет песню-романс “Красавица-рыбачка” на слова Г. Гейне. Приложение 5

Слайды 27–30. Опера “Князь Игорь”.

В 1869 году Бородина увлекает сюжет “Слово о полку Игореве”, предложенный В. В. Стасовым. Эпос XII века “Слово о полку Игореве” описывает неудачный поход Новгород-Северского князя Игоря против половцев в 1185 году. Композитор при участии Стасова создаёт либретто для новой оперы – “Князь Игорь”.

В 1887 году случается скоропостижная смерть этого замечательного учёного и талантливого композитора. Его тело хоронят в Александро-Невской лавре рядом с телом друга Бородина, композитором М. П. Мусоргским.

Работа над оперой “Князь Игорь”, затянувшаяся на 18 лет, так и не была завершена автором. После смерти Бородина его друзья, Римский-Корсаков и Глазунов закончили оперу. Опера состоит из четырёх действий с прологом. Премьера оперы состоялась 23 октября (4 ноября) 1890 года в петербургском Мариинском театре.

Показ слайдов останавливается.

Учитель: сейчас вы увидите музыкально-литературную композицию по мотивам оперы “Князь Игорь”, подготовленную учащимися 6–10 классов.

По ходу исполнения композиции показываются отдельные слайды презентации об опере Бородина “Князь Игорь” (Презентация 2).

Слайды 1–6. Введение.

В творчестве Бородина отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом. Наиболее значительное произведение Бородина – опера “Князь Игорь”, являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке.

Опера “Князь Игорь” развивает традиции эпической оперы Глинки “Руслан и Людмила”. Либретто оперы написал сам композитор Бородин. Источником для либретто послужил замечательный памятник древнерусской литературы “Слово о полку Игореве”, рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев.

Учитель представляет заранее подготовившихся учеников, называя их роли в композиции:

Слайд 7. Главные герои оперы: Игорь Святославович, князь северский. Баритон.

Слайд 8. Ярославна, его жена. Сопрано.

Слайд 9. Кончак, половецкий хан. Бас.

Слайд 10. Владимир Игоревич (сын князя Игоря); Кончаковна (дочь половецкого хана).

Слайд 11. Действие происходит: в прологе, в первом и четвёртом действиях – в городе Путивле, во втором и третьем действиях – в половецком стане в 1185 году.

Слайд 12. Пролог. На площади в Путивле дружина и рать, готовые к выступлению в поход против половцев, ожидают князя Игоря. Народ величает Игоря, князей, ратников и желает им победы.

Слайд 13. Внезапно темнеет, начинается солнечное затмение. Все испуганы этим “Божьим знаменьем” и советуют Игорю отложить поход.

Слайд 14. Однако Игорь уверен в правоте своего дела – он идёт защищать Русь.

Слайд 15. Хор.

Под аккомпанемент учителя ученики поют хором:

Солнцу красному слава, слава, слава в небе у нас!
Князю Игорю слава, слава, слава у нас на Руси!

Слайд 16. Один ученик исполняет мелодекламацию из трех строк, затем опять поёт хор:

С Дону великого до лукоморья
Слава звенит по степям половецким.
В землях незнаемых славу поют вам!
Солнцу красному слава, слава, слава в небе у нас!
Князю Игорю слава, слава, слава у нас на Руси!

Ученикам показывается видео. Видеофильм можно получить у автора статьи.

Слайд 17. Действие первое. Картина первая. Княжой двор Владимира Галицкого. Разгулявшаяся челядь славит князя. Галицкий любит пображничать и пошуметь. Однако ему не хватает власти и богатства. Он мечтает о том, чтобы занять место Игоря.

Слайд 18. Под аккомпанемент учителя ученик исполняет фрагмент арии Галицкого:

Только б мне дождаться чести,
На Путивле князем сести,
Л б не стал тужить,
Я бы знал, как жить!

Всем чинил бы я расправу.
Как пришлось бы мне по нраву.
Всем бы суд чинил,
Всех вином поил. Пей, пей, пей, гуляй!

Слайд 19. Ученики (девочки и мальчик) разыгрывают сценку:

Во двор вбегают девушки. Они жалуются Галицкому на его приближённых, укравших их подружку. Княгиня высказывает Галицкому своё неудовольствие его поведением. Галицкий держится вызывающе. Он грозит, что сместит Игоря на Путивле. Ярославна в гневе прогоняет его.

Слайд 20. Картина вторая. Ярославна охвачена тревогой: уже давно нет известий о князе Игоре и дружине, сбываются тяжёлые предчувствия. С любовью думает она о своём муже, тоска и печаль сжимают ей сердце.

Слайд 21. Под аккомпанемент учителя ученица читает слова Ярославны:

Полечу кукушкою по Дунаю,
Омочу шелковый рукав в Каяле-реке,
Утру князю кровавые его раны на могучем его теле.

Слайд 22. Бояре приносят Ярославне печальные вести: русская рать разбита, Игорь и Владимир в плену.

Слайд 23. Под аккомпанемент учителя все ученики (мальчики) исполняют фрагмент хора бояр:

Мужайся, княгиня, недобрые вести
Тебе мы несём, княгиня.

Слайд 24.

Мужайся, княгиня, недобрые вести
Тебе мы несём, княгиня.

Слайд 25. Ученик бьёт в гонг – изображает звон колокола.

Звон набатного колокола возвещает об опасности – половцы приближаются к Путивлю; начинается пожар. Бояре полны решимости отстоять Путивль от врага.

Слайд 26. Действие второе. В половецком стане томится в плену князь Игорь.

Слайд 27. Не спится князю Игорю. Его гнетут тяжёлые думы. Нелегко пережить позор поражения и плена. Трудно смириться с мыслью о родине, порабощённой врагом, стонущей от грабежей и пожаров. Игорь страстно жаждет свободы: тогда он сможет, собрав новую рать, разбить половцев и освободить Русь. С большой нежностью он вспоминает жену и самого близкого друга – Ярославну.

Слайд 28. Под аккомпанемент учителя ученик исполняет фрагмент арии князя Игоря: Приложение 7.

О, дайте, дайте мне свободу,
Я свой позор сумею искупить;
Спасу я честь свою и славу,
Я Русь от недруга спасу!

Ты одна, голубка, лада.
Ты одна винить не станешь.
Сердцем чутким всё поймешь ты,
Всё ты мне простишь.

Слайд 29. Крадучись подходит к Игорю Овлур, крещёный половчанин. Он предлагает князю свою помощь, уговаривая его бежать из плена. Однако гордость не позволяет Игорю согласиться на тайный побег. Игорь отказывается.

Слайд 30. Из-за шатра выходит хан Кончак. С большим уважением относясь к своему пленнику, он старается облегчить его участь и даже предлагает отпустить его совсем – лишь с условием, что Игорь не поднимет меча против его рати.

Слайд 31. Под аккомпанемент учителя ученик исполняет фрагмент арии хана Кончака:

Я храбр, я смел, страха я не знаю,
Все боятся меня, всё трепещет кругом.
Но ты меня не боялся, пощады не просил, князь.

Ах, не врагом бы твоим, а союзником верным,
А другом надёжным, а братом твоим
Мне хотелося быть, ты поверь мне!

Слайд 32. Но Игорь не скрывает, что, как только вырвется из плена, соберёт новую рать и снова будет воевать с половцами.

Слайды 33–34. По велению Кончака половецкие пленники и пленницы развлекают Игоря восточными плясками – то плавными, томными, полными неги, то стремительными, огненными.

Слайд 35. Ученицы вместе с учительницей исполняют хор половецких девушек-невольниц:

Улетай на крыльях ветра
Ты в край родной, родная песня наша,
Туда, где мы тебя свободно пели,
Где было так привольно нам с тобою.

Слайд 36.

Там, под знойным небом.
Негой воздух полон,
Там под говор моря,
Дремлют горы в облаках.

Слайды 37–38.

Там так ярко солнце светит,
Родные горы светом заливая,
В долинах пышно розы расцветают,
И соловьи поют в лесах зелёных.

Слайды 39–40.

Там так ярко солнце,
Сладкий виноград растёт.
Там тебе привольней, песня.
Ты туда и улетай!

Показывается видео. Приложение 8

Слайд 41. Действие третье. Игорь решается на побег. Овлур готовит лошадей – для князя, княжича и себя.

Слайд 42. В последний момент появляется Кончаковна. Она молит Владимира остаться или взять её с собой. Владимир в нерешительности. В отчаянии Кончаковна поднимает тревогу. Князь Игорь и Овлур успевают скрыться.

Сбежавшиеся половцы требуют смерти Владимира, но Кончак решает иначе: “Если сокол ко гнезду улетел, мы соколика опутаем красною девицей”. Подведя Кончаковну к княжичу, он говорит: “Вот тебе жена, Владимир!”

Показ слайдов приостанавливается.

Действие четвёртое. В Путивле на городской стене Ярославна оплакивает мужа. Она уже не верит, что увидится с ним. Обращаясь к ветру, Днепру, солнцу, Ярославна ждёт от них ответа – где Игорь, что с ним? С тоскою смотрит Ярославна вокруг – на выжженные сёла, заброшенные пашни.

Ученикам показывается видео. Видеофайл можно получить у автора статьи.

Слайд 43. Вдруг вдали показываются два всадника. В одном из них княгиня узнаёт Игоря. Наконец-то счастье вернулось к ней!

Слайды 44–46. Хмельные Скула и Ерошка, завидев князя Игоря, колокольным звоном сзывают народ и первыми сообщают радостную весть – вернулся князь! Народ величает князя Игоря.

Показ слайдов останавливается.

Учитель: дорогие ученики! Вы познакомились с оперой “Князь Игорь” великого русского композитора Александра Порфирьевича Бородина. Это одно из известнейших произведений русской культуры, эпос, повествующий об исторических событиях нашей страны, происходивших в далёком прошлом.

Б. В. Асафьев говорил: “Князь Игорь” – опера высокого гражданского звучания. Это одно из тех произведений, которые составляют славу русской музыки.

Конец плана урока.