Цель: формирование у родителей представления о семейных ценностях в современных семьях.
Участники: родители.
Материалы: компьютерная презентация, анкеты, мяч, листы бумаги, ручки.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Оформление кабинет: рисунки на тему «Моя семья», афоризмы о семье и семейных ценностях.
Ход собрания
СЛАЙД №1
1. Вступительное слово – приветствие классного руководителя.
2. Педегог-психолог:
Начнем наш разговор с упражнения «Ассоциации».
Уважаемые родители, перекидывая мяч, перечислите, пожалуйста, слова-ассоциации, которые у вас вызывает понятие «семья».
У кого в руках мяч, тот и озвучивает свои ассоциации. Итак, начали.
Если бы это был цветок, то какой это цветок...? ( здание, мебель, одежда, море, погода, картина, еда, и т.п.)
Упражнение выполняется 3-5 раз.
Обсуждение.
Зачем мы делали это упражнение?
После всех выступлений резюме ведущего
Оказывается, ассоциации являются не только отражением значения понятия, но и выражают определенные эмоциональные состояния, связанные со словом «семья». Причем эти эмоциональные состояния, как правило, имеют положительную окраску.
СЛАЙД №2
Есть дом, в котором я живу,
И для меня он лучший самый,
В нем и во сне и наяву
Я слышу добрый голос мамы.
А вечерами папа мне,
Когда смолкают птицы в гнездах,
Расскажет о луне,
Ракетах, спутниках и звездах,
Пускай мой дом пребудет вечно,
Пускай в нем будут хлеб и смех.
Туда я буду возвращаться бесконечно,
И только с ним возможен мой успех.
СЛАЙД №3
Социальный педагог:
Семья ― понятие, имеющее особый смысл для каждого из нас. Семья- это самые близкие, дорогие нам люди, любящие нас и заботящиеся о нас. Это они радуются нашим победам и огорчаются из-за неудач. Их внимание и забота помогают нам.
СЛАЙД №4
Долгое время среди специалистов: учёных психологов и педагогов шли споры, кто же отвечает в большей мере за нравственный мир детей: семья или школа?
Наконец, большинство пришло к правильному выводу – не снимая ответственность со школы, больше требований надо предъявлять семье, так как именно здесь закладывается фундамент личности, её нравственные ценности, ориентация и убеждения. Таким образом, важность семейного воспитания неоспорима. Никто не имеет большого влияния на детей, чем отец и мать. Роль родителей в развитии задатков и способностей, в становлении личности ребёнка исключительна. Пример близких – основа воспитания.
СЛАЙД №5
Семья, в которой растёт ребенок, объективно является его коллективным воспитателем. А это имеет свои плюсы и минусы. Разве не сложно добиться того, чтобы все члены семьи являли самому маленькому из них должный пример поведения, единство нравственных критериев? Просто ли избежать неувязок, когда бабушка что-то разрешает, а мама тоже самое запрещает, когда брат говорит одно, а отец – другое? Но что делать, такие детали отражаются на восприятии, воспитании ребенка.
СЛАЙД №6
Проблем в семейном воспитании немало, и многие из них связаны с наблюдающимся переходом от так называемой семьи «объединённой» к «нуклеарной».
«Нуклеарная» семья – это родители и дети, а «объединённая» - это ещё бабушки и дедушки.
На развитии современной семьи оказывают влияние не только этические ценности и представления о счастье, смысле жизни, сущности человеческих отношений, но и многообразные последствия индустриализации и урбанизации, научно-техническая революция.
СЛАЙД №7
Традиционное представление о семье как основной ячейке общества, отвечающей важнейшим потребностям природы человека, поддерживается далеко не всеми. Имеют семью лишь половина женщин, треть из них думает иначе. Причин этому несколько: женщина, занятая наравне с мужчиной трудом, принимает меньшее участие в семейной жизни. Брак стал менее устойчивым.
СЛАЙД №8
В силу непонимания особенностей современной семьи и роли в ней женщины появилось мнение, что личность формируется «автоматически». Откуда же взялся такой, прямо скажем, иждивенческий взгляд на свои родительские обязанности? В свое время государство взяло на себя буквально все. Родителей освободили от главнейших обязанностей воспитания детей. Все заботы о своих детях родители переложили на государственные учреждения.
СЛАЙД №9
Педагог- психолог:
К чему иногда сводится родительская забота о детях? Только к тому, чтобы сыты были и одеты. А потом? Все то же. И в итоге растут дети без тепла материнского сердца, требовательной и вместе с тем ласковой и родительской строгости, без стимулов для духовного и нравственного роста.
В таких случаях аргументом служит фраза: «Жизнь научит!» Чему научит? Что покажет? Это, конечно, полнейшее равнодушие к воспитанию и к судьбе своих детей. Жизнь будет не учить, а переучивать, иногда тяжело и мучительно.
Мысль об определяющей роли среды воспитания справедлива хоть и не нова. Однако из понятия «среда» нельзя исключить ближайшее для детей окружение, т.е. среду семейную.
СЛАЙД №10
Как следствие отсутствия должного воспитания в семье, особенно с 60-х годов, стремительно растёт число разводов.
Нестабильность семьи нередко разрушающе действует на психику и нравственность детей, на целевые установки и позиции. Утрата семьи для ребенка часто равноценна крушению мира.
СЛАЙД №11
Каковы же причины нестабильности современной семьи?
Демографы считают причинами неустойчивости семьи экономическую независимость женщины, растущую свободу ее в области брачно-семейных отношений.
СЛАЙД №12
Блиц-интервью для родителей
Участникам на выбор предлагаются карточки с незаконченными предложениями по теме встречи. Следует предложение завершить. Варианты незаконченных предложений:
- «Мое самое большое желание-…»
- «Я не в коем случае не хотел(а) ,чтобы…»
- «В моей семье исключено…»
- «Я хочу сказать «спасибо» моей семье за…»
- «Особенно меня раздражает то, что…»
- «В нашей семье под запретом…»
- «Я мечтаю, чтобы в будущей семье моего сына(дочери)…»
- «Счастливая семья-это…»
СЛАЙД №13
Классный руководитель раздает родителям анкеты «Семья глазами ребёнка» или озвучиваются результаты анкетирования
СЛАЙД №14
Социальный педагог:
Создание семейной благополучной обстановки - главная задача практически каждой семья. Однако активное нежелание и противодействие хотя бы одного члена семьи может оказаться трудно преодолимым препятствием для благополучия.
Стремление родителей создать собственный уклад семейной жизни отражает их нравственную позицию и взгляды на жизнь. Оно помогает понять и ту роль, к которой они готовят своих детей в жизни. Те постоянные усилия, которые затрачивают мать и отец для достижения своих идеалов, закладывают основу нравственного воспитания ребенка. Однако самые лучшие примеры не дадут ожидаемого результата, если ребёнок остается в стороне, не станет активным участником построения так называемой благополучной, счастливой семьи.
СЛАЙД №16
Чувства, связывающие людей, не могут быть полностью одинаковыми, они многогранны и различаются по интенсивности. Известно ещё, что любовь требует каждодневного подтверждения. На это не у всех хватает душевных сил.
Многие считают, что не обязаны идти навстречу другому, чтобы восстановить душевное равновесие и эмоциональную атмосферу семьи.
СЛАЙД №17
Действительное стремление к семейному счастью и благополучию находят выражения в сознании семейных традиций.
Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Некоторые традиции могут быть полностью восприняты современной семьей.
СЛАЙД №18
- Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция.
-Очень полезная традиция ежевечерних чтений, обсуждения прочитанного, обмена мнениями.
- Всё большую популярность приобретает обычай совместного проведения летнего отдыха.
-Наилучшая школа жизни – разбор собственных ошибок. Если это стало правилом в семье, дети, конечно, приобщаются к манере обязательного, беспристрастного анализа своих поступков.
Традиции связывают людей, представляя собой эстафету духовной связи поколений. Они, как правило, дают возможность накопления нравственного опыта.
СЛАЙД №20
Педагог- психолог:
Каждый день в семье, где есть дети, возникают десятки различных педагогических ситуаций. Родители должны правильно оценить поступок ребенка, занять определенную позицию по отношению к нему, применить меры воздействия, то есть выступить в роли воспитателей.
СЛАЙД №21
Даже в самой счастливой семье могут возникать ссоры и конфликты.
Зачастую они связанны с тем, что требования, предъявляемые родителями, кажутся их детям слишком строгими, несправедливыми и т.д.
СЛАЙД № 22-23
Так было всегда и у всех народов. Марк Твен писал одному юноше, который жаловался, что его родители малопонятливы: «Потерпите. Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен тем, насколько этот старый человек за истекшие 7 лет поумнел».
На определенных временных этапах дети меняют мнение о родителях, и вот, что они думают:
- до 5 лет – полная вера родителям: «родители знают, понимают, разбираются во всем»;
- 6-11 лет – частичная вера родителям, возникают подозрения, что родители чего-то все-таки не знают;
- 12-16 лет – нет веры родителям: «родители не знают ничего, не понимают ничего, не разбираются ни в чем»;
- 17-25 лет – зачатки веры в родителей: «родители многого не знают, но…»;
- 26-35 лет - восстановление частичной веры в родителей: «родители все-таки что-то знают, что-то понимают и в чем-то разбираются»;
- 36-45 лет – полная вера в родителей: «родители многое знают, многое понимают, во многом разбираются»;
- Старше 45 лет – полное признание родителей: «родители знали ответы на все вопросы, были во всем правы»
Ребенок – удивительное существо, признающее свои ошибки, опыт других людей и бесконечно благодарное.
СЛАЙД № 23
Виды конфликтов: | Способы разрешения: |
Непонимание друг друга | Единство требований отца и матери |
Нежеланиепойти на компромисс | Значимость похвалы |
Чрезмерная забота родителей о ребенке | Общая трудовая деятельность |
Разногласие родителей по вопросам воспитания | Разделение моральных и материальных благ |
Отношения детей с товарищами | Уважение к друзьям |
Чрезмерная строгость к ребенку | Толерантное отношение к ребенку |
СЛАЙД № 24
Социальный педагог:
Экспресс-тест «Искусство жить с детьми»
Что такое искусство воспитания? Только ли присмотр? Наставления? Или то душевное внимания, близость детей и взрослых, которые любой конфликт делают разрешимым, а дело радостным и интересны?
СЛАЙД № 25
Анкета «Общение в семье» для родителей
Инструкция
Вам предлагается лаконично ответить на следующие вопросы, записывая отдельно-«да», »нет» и «отчасти», «иногда». Эта запись пригодится для подведения итогов.
Результаты.
За каждое «да» поставьте себе 2 балла, за каждое «отчасти»,»иногда» -1 балл, за «нет»- 0.
Более 20 баллов.
Ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными.
От 10-20 баллов
Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.
Менее 10 баллов
Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.
СЛАЙД № 25-27
Педагог- психолог:
Чтобы в ваших семьях всегда была атмосфера взаимопонимания, я хочу предложить вам несколько советов, как следует относиться к ребенку
Памятка «как относиться к своему ребенку».
Заповеди педагогики сотрудничества.
СЛАЙД № 28-29
Социальный педагог:
Для эффективного воспитания ребёнка в семье необходимо соблюдать механизмы семейной педагогики. По мнению И.С. Кона, таких механизмов в семейной педагогике три.
-Прежде всего и шире всего применяется подкрепление. Поощряя ребёнка за правильные действия и тактично наказывая и порицая его за неправильное, вы постепенно внедряете в сознание ребёнка систему норм, правил, понятий. Конечно, они должны быть осознанны и восприняты ребёнком, стать потребностью его.
-Второй механизм – идентификация (отождествление) себя с близкими, которых ребёнок уважает, обожает, стремится быть похожим на них. Важно, что этот механизм часто основан на любви к родителям, и во имя этой любви ребёнок стремится быть хорошим во всем.
-Третий механизм – понимание. Смысл его сводится к тому, что, хорошо зная и чувствуя внутренний мир ребёнка, круг его побуждений и мотивов, немедленно откликаясь на его потребности и проблемы, можно активно влиять на его поступки.
СЛАЙД № 35
Подведение итогов
Педагог- психолог:
Обсуждая сегодня проблемы взаимоотношений родителей и детей, мы только частично затронули сложности и тонкости влияния сферы семейных отношений на формирование личности ребенка. Какой стиль взаимоотношений выбрать? Может быть, родителям надо занимать половинчатую позицию: в меру запрещать, в меру попустительствовать? Но как определить меру? Что и когда запрещать? Чему потворствовать? Что считать личным делом, а что - общим?
СЛАЙД № 36
Артур Владимирович Петровский, академик, доктор психологических наук говорил: «Если бы меня спросили, какое воспитание хуже-авторитарное или попустительское, я бы ответил: и то и другое плохо, но еще хуже-непоследовательное воспитание». Собрание я хочу закончить одной китайской притчей, которая лучше всего подведет нас к выводу нашей встречи.
Китайская притча «Ладная семья»»
РЕФЛЕКСИЯ.
-Что полезного почерпнули Вы для себя сегодня?
- Что было самым неожиданным?
- Какие вопросы, пожелания возникли в ходе сегодняшней встречи?
ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
родительского собрания
- Родителям принять к сведению информацию, полученную сегодня на собрании.
- Исключить применение негативных типов воспитания в семье.
- Уделять больше внимания и любви своим детям, как самому дорогому существу на Земле.
У кого есть дополнения? Кто согласен? Кто не согласен?
Заключительное слово классного руководителя.
Вручение родителям открыток- напутствий.